Путешествия Малой лисы

Провёл на Малой Лисе 3 дня и 2-е ночи! Очень благодарен Weefox за возможность побывать на этом прекрасном траулере!!!
Из разочарований - очень хотелось пройти на таком судне волны 2-3 метра чтобы можно было сравнить поведение судна с нашим Политруком, чтобы понять как сильно помогают успокоители качки, чтобы научиться правильно определять высоту волны наконец. К сожалению, волнения не было, хотя диспетчер и передавал в Онеге волны до 1.8 метров, но как мне показалось мы не увидели даже 40-50 см - погода была изумительная!
Малая Лиса вселяет очень большую уверенность и на таком судне мне было бы не страшно штормовать, реально жаль что ноябрь оказался таким дружелюбным к нашему переходу!
Очень рад общению с коллегой Weefox - благодаря этому смог набраться новых знаний - благо Лиса в моём понимании технически совершенное судно - все системы продублированы и протроированы)), а степень проработки инженерных задач - пример для подражания и, к сожалению, зачастую недостижимый идеал для многих (в том числе и для меня).
Рад что смог откровенно бездельничать на лодке - на своей ни секунды покоя - сплошная беготня или сон "в пол-уха", да и походы с ребёнком сложная история - кто то должен быть с ним всегда рядом - тут не до расслабона).
Weefox совершенно легко справлялся с судном, от моих услуг повара все вежливо отказались, поэтому впервые в этом сезоне на лодке почувствовал себя как в санатории настоящим бездельником)))
А началось все с того, что Андрей (Люди и Лодки) очень хотел сделать фильм про траулерную лодку, построенную в России. Я познакомил его с Малой Лисой и был уверен, что на этом все далее срастется само, но не тут то было - уважаемый Weefox от съёмок своей персоны скромно отказался, а Андрею нужен был кто-то, кто смог бы рассказать про лодку. Так я и оказался на Малой Лисе - все таки я познакомил их, и логично было довести до конца эту задумку своим участием.
Увы, уровень моих знаний и компетенций заметно ниже хозяина лодки - я честно подготовился как смог, но выступить экспертом мне и Андрею не удалось - пианист играл как мог, но знал лишь Собачий Вальс))).
Мы честно старались как могли, но лучше чем Weefox рассказать о своей лодке не получилось, хотя Weefox очень много сил потратил на то, чтобы понятно и сжато донести до нас все "фишки и примочки" судна.
Андрей отснял 4 часа материалов, к декабрю я думаю он смонтирует 1,5 часовой фильм и мы все посмотрим на Лису нашими глазами.
Еще раз спасибо за предоставленную возможность попутешествовать на Малой Лисе, это было супер!!!
 
уважаемый Weefox от съёмок своей персоны скромно отказался, а Андрею нужен был кто-то, кто смог бы рассказать про лодку. Так я и оказался на Малой Лисе
А я начал смотреть ролик "Шлюзование на траулере Малая Лиса" и понять не могу, это же Сергей, он же не может быть еще и капитаном Малой Лисы😸
 
Техническая проблема №1

Заходим мы к ночи в Бухту Болванский нос, а под днищем у нас что-то тук-тук-тук. Проявляется только на холостых оборотах при включенном редукторе и на правом двигателе. То есть это что-то под днищем. Наутро надо смотреть что там.

С утра погонявшись за медведем, лезу под днище. С самого начала вопрос пошел не так, гидрокостюм у нас есть, подводный фонарик есть (новый, специально купленный) батареек к нему нет, забыли проверить. Делать нечего, пошли смотреть без фонарика, светит солнце, вода прозрачная, видимость 5-6 метров, поэтому жить и без фонарика можно. Смотрю на винт, а он болтается – есть радиальный люфт около 5-6 мм. И стопорная шайба, которая не дает гайке открутиться находится не в лучшем состоянии. То есть надо шайбу разогнуть, гайку подтянуть, шайбу загнуть – нам светит подводный ремонт винта.

Через день приступаем к ремонту. Опять все идет не так. У нас на случай мелкого подводного ремонта куплены китайские баллоны по 1 литру и ручной насос. Я не попробовал, но, чтобы накачать такой баллон до 200 атм. уходит часа три и качество воздуха там получается не гарантированным. Поэтому я к этой конструкции отношусь плохо, но на такой случай ремонта она приемлема. Баллоны на лодке есть, насоса нет. Дважды обыскали всю лодку (на один проход уходит где-то 1.5 часа) нет насоса, хоть тресни. Задумались об альтернативе. Попробовал снял нагубник с трубки для подводного плаванья, приспособил к шлангу в один дюйм. Затея плохая, но на погружении на 1-1.5 метра допустимая. Длина шланга получается где-то 4 метра. Внутренний объем воздуха, который не обновляется около 1.6 литра – можно попробовать. Далее грузы – их мы не купили, руки не дошли. Было решено вместо грузов приспособить якорь. На лодке есть переносные якоря на 5 кг, 10 кг, 35 кг. Эксперимент показал, что даже 10 кг якоря для обеспечения нулевой плавучести недостаточно, а ставить эксперимент с закрепленным на поясе 35 кг якорем не хотелось. Также не состоятельна оказалась идея дышать через шланг – не хватает воздуха. У нас на лодке есть стационарный компрессор, но подавать из него неподготовленный воздух для дыхания не стали по соображениям безопасности. Плюс к этой картине, по берегу бродит наш медведь, который никуда за эти три дня не делся. С какой скоростью плавают медведи не знаю, но что-то мне подсказывает что быстро, а человек в гидрокостюме, наверное, ему подозрительно напоминает тюленя, который является его кормовой базой. Поэтому ремонт решили прекратить.

У нас есть три решения проблемы:
1. Возвращаться под одним двигателем где винт не болтается, при этом или оставить болтающийся винт свободно крутящимся, или его застопорить тормозом, но тогда надо ограничить ход 5.5 узлами, потому что с 6 узлов тормоз не держит.
2. Возвращаться под одним двигателем где винт болтается, чтобы его прижало потоком и люфта больше не было.
3. Выбрать какой то комбинированный вариант.
Итого решили так: выставляем на болтающемся винте 1500 оборотов двигателя – чтобы винт гарантированно прижало и на втором двигателе 1350 оборотов, чтобы нагрузка на болтающийся винт была меньше. Разница в оборотах, для того, чтобы болтающийся винт гарантированно работал с натягом при любых турбулентностях. Двигателем с болтающимся винтом не маневрируем, включаем передачу в редукторе один раз в день при выходе и выключаем один раз в день при финише.
В таком режиме и идем до Нарьян-Мара, там будем ремонтироваться.

Для полноты изложения, и чтобы не волновать читателей перенесемся в Нарьян-Мар.
Прибыли и пошли искать водолазов. Оказалось, что в Нарьян-Маре единственное у кого есть подводное снаряжение это МЧС. Пришли, рассказали, так и так - помогите. Те обещали помочь, но за три недели нашей стоянки так этого и не сделали, в конце концов объясняя, что бояться. Хотя конечно это не их обязанность, но что-то у них там в МЧС не совсем правильно. Плюнули на МЧС и пошли с болтающимся винтом домой в Карелию. В том же режиме.

Перенесемся в Карелию.
Прибыли на стоянку, вызвали водолазов, те прибыли исправлять свои косяки. Сняли винт, заменили новую шайбу, затянули. Уже ключ разгибается, но вроде сделали. До Петрозаводска мы дойдем.

Дошли до Петрозаводска. Переварили и усилили ключ, еще раз прибыли водолазы, затянули винт.

Идем в Санкт-Петербург. В середине дороги опять такой же стук на холостых оборотах с включенным двигателем. Но тут то мы уже дойдем, поднимемся и разберемся, что там не так.

Но пока проблема видится так
Шаг резьбы на валу у нас 2 мм, а толщина шайбы 1.5 мм. Соответственно при подводной установке, которая менее качественная чем наземная, получается, что шайба частично проваливается между витков резьбы. Потом это на ходу разбалтывается и крепление винта ослабевает, и он сходит с конуса.
Это видно по характеру деформации на замененной шайбе.
C94A9AA1-9800-45BD-AA5A-82E8A90A7485.jpeg

8A210CB3-E8AE-4A9C-9679-712253D4EA26.jpeg


Выводы из произошедшего
1. Чехарду с подводной постановкой-заменой винтов в преддверии походов проводить не желательно.
2. На лодке нужно иметь сухой гидрокостюм, в котором удобно работать, надо купить.
3. Если идти куда-то далеко, то количество оборудования для погружений там начинает стремиться к нулю, а количество проблем не убывает в той же последовательности, а возможно и возрастает. Надо за зиму установить компрессор для заправки баллонов для подводного плаванья и пару баллонов на 10 и 15 литров.
4. Грузы для погружений все-таки надо купить и испытать.
5. Необходим список всего имеющегося имущества на лодке, с указанием что и где лежит, с маркировкой мест хранения, ящиков. Короче нужна обычная складская организация пространства, потому как что-то найти - это оказывается серьезной задачей.
6. Выполнение п.5 повлечет также гарантированную комплектацию, батарейками, еще какими-то мелочами.
7. Возможно нужна шайба не вырезанная из листа, а выточенная на станке с переменной толщиной, чтобы она не падала между витками резьбы.
 
5. Необходим список всего имеющегося имущества на лодке, с указанием что и где лежит, с маркировкой мест хранения, ящиков. Короче нужна обычная складская организация пространства, потому как что-то найти - это оказывается серьезной задачей.
Вот! Золотые слова! а то самому себе отвечать на вопрос "вроде бы было... а где? а было?" как то странновато. Обязательно в начале сезона (этот закончился- стою в ангаре) перед спуском пролезу по всем углам + список на комплектацию составлю.
 
Метеостанция им. Федорова Болванский нос

Погонявшись за медведем, первично обследовав винт, передав погоду, мы поехали в гости на метеостанцию.
На метеостанции живут два человека – супруги Наталья и Алексей. Наталья начальник метеостанции тут уже живет, работает 11 лет, Алексей 6 лет.
Работа у полярников тяжелая и день-ночь дождь-снег-вьюга, надо каждые 3 часа передать фактическую погоду.
Мы на такой метеостанции первый раз, не знаем об этом ничего, поэтому интересно было все.
25C4EF01-FDF3-4E86-B9C8-598AE00EFF81.jpeg

Так как мы идем в гости, то в гости нехорошо идти с пустыми руками, для подарков взяли дыню, связку яблок, связку апельсин – подарки хорошие, но далеко не лучшие

Что дарить полярникам?
Оказывается, самым дефицитным на севере являются … грузоперевозки. Транспорт здесь редок и лучший подарок — это заранее сказать, что Вы зайдете и взять для людей с собой 100-200 килограмм полезного груза. Причем нам это вообще ничего не стоит, а для полярников это самая ценная услуга. Наши хозяева очень посетовали, что не знали, что мы к ним зайдем и попросили бы для них купить (за их средства) огурцов, помидор, зелени и т.п. чтобы мы это просто довезли. Летом на данной полярной станции никуда не съездить. Зимой можно съездить в булочную на снегоходе — это 100 км или в ближайший магазин это - 230 км (если вдруг кто сетует как он живет ...).

О жизни на полярной станции
1. Каждый молится своим Богам и на метеостанции есть Бог с конкретным материальным воплощением это Михаил Сомов.
2. Не знаю, сколько стоит один день работы такого судна, как Сомов, но полагаю, что дорого. Поэтому Сомов посещает метеостанцию один раз в год, на ОДИН день.
За этот день:
- высаживается специалист по поверке приборов и поверяет все приборы метеостанции;
- высаживается группа монтажников метеорологов и обновляет или монтирует новое оборудование для измерения погоды;
- высаживается контролер по учету запасов;
- заправляют метеостанцию топливом на год – это порядка 50 тонн. Когда-то завозили бочками, теперь эта практика прекращена и вертолетом тянут шланг с Сомова (а он стоит на внешнем рейде), заправляют емкости метеостанции, потом в шланг вставляется поролоновая пробка и он прокачивается морской водой, потом вертолетом увозят шланг;
- завозят продуктов на год;
- завозят запчасти, фильтры, масла на год;
- высаживаются члены команды с ружьями, чтобы охранять от медведей все это действо.
Я представляю, как это все организовано, в такой день на метеостанцию можно носа не казать. Нам повезло и Сомов четыре дня как ушел, когда мы прибыли.

Высаживаемся на берег. Оставляем тузик на воде в пяти метрах от берега, чтобы все-таки медведю надо было хоть до него доплыть. Медведь наш к этому времени уже успокоился, выбрался из домика и спит (но это не точно) возле него.

Захожу на территорию метеостанции и … тут же получаю по голове. Причем прилично и больно. Над метеостанцией кружит куча крачек и одна из них спикировала и дала мне по темени, не до крови, но прилично. Сотрудники метеостанции на территории передвигаются в строительных касках. Еще один аргумент (после поездки на квадроциклах в Индиге) иметь на борту легкие шлемы. Потом передвигаясь по территории пришлось махать руками над головой, так как крачки постоянно норовят спикировать и клюнуть.

Познакомившись, пообщавшись, попив чаю, осмотрели как работают приборы на метеостанции.
На дверях предупреждение
2C500DF1-7368-49D9-B229-8B704A838022.jpeg


Еще два жители метеостанции. Причем интересно, крачки над ними кружат, но не бьют (как и медведя) видимо опасность индивидуума они оценивают не по массе, а по вертикальной проекции, которая у четвероногих больше.
AD4D902E-5504-4530-B29A-A6E27F0E83E1.jpeg

41FCB14B-DEAC-41B1-9309-65205A8AB64D.jpeg

Историческая карта
183E36DF-0C6B-41A0-8BFA-984E1B4BEEE2.jpeg


Пригласили сотрудников метеостанции к себе в гости, в перерыве между трехчасовыми передачами погоды им можно отлучиться. Интересно, что попав в моторное отделение первый вопрос: А где сепаратор? Я ткнул в наш Сепар с честным объемом три литра, все вежливо кивнули, но было видно, что он не произвел никакого впечатления. Вот он – опыт прокачки шлангов с дизтопливом морской водой.
Никогда не задумывался, но механик метеостанции — это идеальный специалист, это человек с опытом ремонта и эксплуатации всего и вся, полагающийся только на себя вдали от цивилизации.

Сердце метеостанции, замена масла и фильтров каждые 10 дней, в работе постоянно только один генератор.
AEC9EDD3-8DA3-40E6-8F0A-51EA14CC6EF8.jpeg

B2724F06-0566-4532-ACB9-8A9A7E8BDBBF.jpeg
100376ED-47B0-4893-9D95-53130101E558.jpeg
 
Что стоит посетить на Вайгаче?
Опять нам на помощь приходит книга издательства Паульсен: Вайгач. Остров арктических Богов. http://store.paulsen.ru/catalog/100/586/ Книга настолько всеобъемлющая, что больше ничего можно не читать.

Остановлюсь еще на одной книге: Духи Тундры. Эпические, родовые и шаманские сказания ненцев острова Вайгач в 1948-1949 гг
Понятно, что запрет это лучшая реклама, я сам именно на нее и купился. В аннотации книги написано, что она собрана геодезистом М.С. Синицыным за время его работы. Что автор ее пытался издать при социализме и ему неоднократно отказывали и только в наше время была напечатана книга. Если бы я был издателем, то я бы за такие сказки, не только запретил автору ее публиковать, но еще бы пару лет условно сунул – для ума. Сказки там такие, что Стивену Кингу было бы неловко. Кровь рекой, реальный и потусторонний миры, прыгающие головы и т.п. Но в том, что это настоящее народное творчество ненцев сомневаться не приходится. Мы вроде все люди, живем в одной стране и говорим на одном языке, но книгу можно прочитать только с одной целью, чтобы понять какая пропасть в менталитете разделяет наши народы.

Очень понравилась детская книга, сам прочитал и дети прочитали, никогда не попадалась, самобытная оригинальная, рекомендую:
Вот теперича на Нову Землю ездить стало нипочем. А в старо время, когда мы, промышленники, туда дорогу протаптывали, своими боками обминали, солоно доставалось.
К примеру, скажу о первой попаже на Нову Землю и как белы медведи меня ловили, а я их поймал.
Пришел, значит, пароход к Новой Земле. Меня на берег выкинули. Да как выкинули! От берега далеко остановились: к месту подхода не знали. Чиновник, что начальствовал на пароходе, говорит:
— Нет расчета в опасно место соваться, к берегу подходить, швырнем на веревке, за веревку промыслом заплатит.
Меня веревкой обвязали, размахали, да и кинули на берег. Свистком посвистели, дымом, как хвостом, накрылись и ушли.
Остался я один. Кругом голо место, и посередке камень торчит, и всего один. А у берега лесу нанесло множество.
Я веревку за камень прихватил, другим концом давай бревна на берег вытаскивать. И стал дом строить.
Выстал дом уж высоко, только окон да дверей не прорубил, топора не было, да крышей не успел покрыть.
Место, в которо меня выкинули с парохода, медвежье было, проходно для медведей, вроде медвежьего постоялого двора. Белый медведь высмотрел меня и ко мне со всех ног, а мне куда себя девать? Место голо, в дом без дверей да без окошек не скочишь. Я привязался к концу веревки да от медведя кругом камня, а медведь за мной, что сил есть, ухлестыват. Веревка натянулась, я оттолкнулся ногами от земли, меня на натянутой веревке и понесло кругами.
Медведь по земле лапы оттаптыват. Я ногу на ногу закинул, цигарку закурил, дым пустил, медведя криком подгоняю. Мне что, меня выносом несет, я и устали не знаю, сижу себе да кручусь.

Медведь из силы выбился, упал, ему дыханье сперло. Я веревку укоротил, медведя дернул за хвост, в дом бескрышной закинул.

Гляжу — опять медведь. Я и этого таким же ходом прокрутил до уморенья и в дом закинул. Медведи один за одним идут и идут. Мне дело стало привычно, я и ловлю. К осеннему пароходу наловил медведей ровно сто!

На Вайгаче находится две основные ненецкие святыни это Хадако (в переводе с ненецкого старуха) на Севере и Вэсако (в переводе старик) на Юге. В ненецких поверьях на острове жить нельзя, можно только поклоняться Богам, а женщинам на остров вход запрещен в принципе. Соответственно это два основных культовых места, где совершались жертвоприношения животных (надеюсь что только) во имя данных Богов.
Мы решили уважать чужие традиции и тоже совершить жертвоприношение. Для этой цели в Икеа были закуплены лошадки на каждого члена экипажа. Лошадки не большие, выполнены из стекла, продаются двух цветов белые и черные. Так как Северное божество это Старуха, показалось, что женщине более подойдет белый цвет, то мы отправились возлагать ей жертвоприношение.
Предполагаемое место находится к Северу от метеостанции на самом мысу.
FD68FA39-BBF9-4A75-B1BC-69AEB08D2F8F.jpeg

Выходим с территории метеостанции, нас сопровождают два внештатных сотрудника метеостанции. Вот этот провинился, поймал и съел птенца – больше я с ним не целовался-обнимался.
F3264968-36C2-4C85-908A-D24D7DA60EC8.jpeg
Сотрудники гоняют зайцев, которых видели аж штуки три, но безуспешно тактико-технические характеристики зайцев превосходят тактико-технические характеристики сотрудников.

Скалы на мысу пересекает расщелина, которую надо перейти по мостику.
850615BE-2257-495A-8DEF-DA0F064AA771.jpeg

5915C73E-9216-4D0C-BBF3-4A1E753289F6.jpeg

39684653-AC85-44EA-8DCF-C1745FEDB03E.jpeg

Каких-либо следов, что божество тут - нет, поэтому, что мы не ошиблись, гарантировать не могу, но по нашим данным это здесь.
CE61B2C9-07D1-4F21-A5B5-DFF193B49E3C.jpeg

Экипаж Малой лисы возлагает наших жертвенных лошадок. Полагаю местным обитателям было приятно.
531B5D6C-A83F-4888-A2FB-4099369CCAE7.jpeg

Наш медведь куда-то отлучился на обратном пути посещаем его лежбище. Вот тут он прятался от квадрокоптера.
8A5B501E-3D15-4680-8E68-F9CC66A19717.jpeg

Возвращаемся на метеостанцию. Опустился туман. Смотрим, а медведь снова на своем месте. Вот слева на фото, это не плюшевый (а очень похож), а настоящий медведь, даже по моему сморит на нас.
DSC_4060_00001.jpg

Толи медведь попался воспитанный и дал нам прогуляться, то ли Боги сочли задачу жертвоприношения важной и направили временно медведя в другую сторону – это науке не известно.
В связи с туманом, видимость сокращается и от идеи дальше гулять, были планы сходить на косу мы отказываемся.
5E09F0BF-673E-4FFB-9F22-FCED2AC81CBA.jpeg
 
Противолодочный медведёвый маневр.

Мы возле метеостанции простояли два с половиной дня и что-то мне подсказало, что надо каждый раз высаживаться на берег в новом месте – места отстояли друг от друга метров на 200.
И действительно у медведя поведение оказалось именно такое, там где мы высаживались вчера – он ходит принюхивается сегодня, там где мы высаживались назавтра, он ходит принюхивается послезавтра. Поэтому нельзя приставать в одно и тоже место дважды. А в принципе, как заметил один член нашей команды, медведи там ходят как у нас в деревнях коровы.
DSC_4032_00001.jpg
DSC_4035_00001.jpg
DSC_4042_00001.jpg
DSC_4050_00001.jpg
DSC_4122_00001.jpg
DSC_4158_00001.jpg
DSC_4160_00001.jpg
DSC_4224_00001.jpg
DSC_4412_00001.jpg
 
Лично я думаю,что это один и тот же специальнообученный, метеостанцевый медведь, который решил таки сожрать метеоролухов. Поэтому пришельцев он не трогает,не решил еще,надо ли их считать едой.
 
Лично я думаю,что это один и тот же специальнообученный, метеостанцевый медведь, который решил таки сожрать метеоролухов. Поэтому пришельцев он не трогает,не решил еще,надо ли их считать едой.
Там с медведями все хорошо, они не успевают уйти с зимой на ту сторону пролива Карские ворота и проводят лето на севере Вайгача, еды там много, поэтому им хорошо, это не наше видео, снято с крыльца метеостанции. Дорожка на видео между основным заданием метеостанции и генераторной.
 
Развлечем форумчан вопросом

Это забор вокруг метеостанции, забор формальный, но все же.
Снимок сделан изнутри. Высота забора примерно 3 метра.

Что произошло с забором, кто повредил?
18DFEB73-71EC-4E33-A505-B2842008F6EC.jpeg
 

Пользователи онлайн

Верх