Техническая проблема №1
Заходим мы к ночи в Бухту Болванский нос, а под днищем у нас что-то тук-тук-тук. Проявляется только на холостых оборотах при включенном редукторе и на правом двигателе. То есть это что-то под днищем. Наутро надо смотреть что там.
…
С утра погонявшись за медведем, лезу под днище. С самого начала вопрос пошел не так, гидрокостюм у нас есть, подводный фонарик есть (новый, специально купленный) батареек к нему нет, забыли проверить. Делать нечего, пошли смотреть без фонарика, светит солнце, вода прозрачная, видимость 5-6 метров, поэтому жить и без фонарика можно. Смотрю на винт, а он болтается – есть радиальный люфт около 5-6 мм. И стопорная шайба, которая не дает гайке открутиться находится не в лучшем состоянии. То есть надо шайбу разогнуть, гайку подтянуть, шайбу загнуть – нам светит подводный ремонт винта.
…
Через день приступаем к ремонту. Опять все идет не так. У нас на случай мелкого подводного ремонта куплены китайские баллоны по 1 литру и ручной насос. Я не попробовал, но, чтобы накачать такой баллон до 200 атм. уходит часа три и качество воздуха там получается не гарантированным. Поэтому я к этой конструкции отношусь плохо, но на такой случай ремонта она приемлема. Баллоны на лодке есть, насоса нет. Дважды обыскали всю лодку (на один проход уходит где-то 1.5 часа) нет насоса, хоть тресни. Задумались об альтернативе. Попробовал снял нагубник с трубки для подводного плаванья, приспособил к шлангу в один дюйм. Затея плохая, но на погружении на 1-1.5 метра допустимая. Длина шланга получается где-то 4 метра. Внутренний объем воздуха, который не обновляется около 1.6 литра – можно попробовать. Далее грузы – их мы не купили, руки не дошли. Было решено вместо грузов приспособить якорь. На лодке есть переносные якоря на 5 кг, 10 кг, 35 кг. Эксперимент показал, что даже 10 кг якоря для обеспечения нулевой плавучести недостаточно, а ставить эксперимент с закрепленным на поясе 35 кг якорем не хотелось. Также не состоятельна оказалась идея дышать через шланг – не хватает воздуха. У нас на лодке есть стационарный компрессор, но подавать из него неподготовленный воздух для дыхания не стали по соображениям безопасности. Плюс к этой картине, по берегу бродит наш медведь, который никуда за эти три дня не делся. С какой скоростью плавают медведи не знаю, но что-то мне подсказывает что быстро, а человек в гидрокостюме, наверное, ему подозрительно напоминает тюленя, который является его кормовой базой. Поэтому ремонт решили прекратить.
У нас есть три решения проблемы:
1. Возвращаться под одним двигателем где винт не болтается, при этом или оставить болтающийся винт свободно крутящимся, или его застопорить тормозом, но тогда надо ограничить ход 5.5 узлами, потому что с 6 узлов тормоз не держит.
2. Возвращаться под одним двигателем где винт болтается, чтобы его прижало потоком и люфта больше не было.
3. Выбрать какой то комбинированный вариант.
Итого решили так: выставляем на болтающемся винте 1500 оборотов двигателя – чтобы винт гарантированно прижало и на втором двигателе 1350 оборотов, чтобы нагрузка на болтающийся винт была меньше. Разница в оборотах, для того, чтобы болтающийся винт гарантированно работал с натягом при любых турбулентностях. Двигателем с болтающимся винтом не маневрируем, включаем передачу в редукторе один раз в день при выходе и выключаем один раз в день при финише.
В таком режиме и идем до Нарьян-Мара, там будем ремонтироваться.
…
Для полноты изложения, и чтобы не волновать читателей перенесемся в Нарьян-Мар.
Прибыли и пошли искать водолазов. Оказалось, что в Нарьян-Маре единственное у кого есть подводное снаряжение это МЧС. Пришли, рассказали, так и так - помогите. Те обещали помочь, но за три недели нашей стоянки так этого и не сделали, в конце концов объясняя, что бояться. Хотя конечно это не их обязанность, но что-то у них там в МЧС не совсем правильно. Плюнули на МЧС и пошли с болтающимся винтом домой в Карелию. В том же режиме.
…
Перенесемся в Карелию.
Прибыли на стоянку, вызвали водолазов, те прибыли исправлять свои косяки. Сняли винт, заменили новую шайбу, затянули. Уже ключ разгибается, но вроде сделали. До Петрозаводска мы дойдем.
…
Дошли до Петрозаводска. Переварили и усилили ключ, еще раз прибыли водолазы, затянули винт.
…
Идем в Санкт-Петербург. В середине дороги опять такой же стук на холостых оборотах с включенным двигателем. Но тут то мы уже дойдем, поднимемся и разберемся, что там не так.
Но пока проблема видится так
Шаг резьбы на валу у нас 2 мм, а толщина шайбы 1.5 мм. Соответственно при подводной установке, которая менее качественная чем наземная, получается, что шайба частично проваливается между витков резьбы. Потом это на ходу разбалтывается и крепление винта ослабевает, и он сходит с конуса.
Это видно по характеру деформации на замененной шайбе.
Выводы из произошедшего
1. Чехарду с подводной постановкой-заменой винтов в преддверии походов проводить не желательно.
2. На лодке нужно иметь сухой гидрокостюм, в котором удобно работать, надо купить.
3. Если идти куда-то далеко, то количество оборудования для погружений там начинает стремиться к нулю, а количество проблем не убывает в той же последовательности, а возможно и возрастает. Надо за зиму установить компрессор для заправки баллонов для подводного плаванья и пару баллонов на 10 и 15 литров.
4. Грузы для погружений все-таки надо купить и испытать.
5. Необходим список всего имеющегося имущества на лодке, с указанием что и где лежит, с маркировкой мест хранения, ящиков. Короче нужна обычная складская организация пространства, потому как что-то найти - это оказывается серьезной задачей.
6. Выполнение п.5 повлечет также гарантированную комплектацию, батарейками, еще какими-то мелочами.
7. Возможно нужна шайба не вырезанная из листа, а выточенная на станке с переменной толщиной, чтобы она не падала между витками резьбы.