Запас нужен ещё чтобы не гонять всё время на максимальных оборотах. В общем нужно подбирать мощность для долговременного, крейсерского режима. При котором обеспечено сохранение ресурса двигателя и минимальный расход топлива. Но при этом помнить, что он должен ещё обеспечить кратковременные режимы повышенной мощности - увеличенная скорость (обгон баржи например) и буксировочный (снятие с мели). Эти режимы не выгодные - повышенный расход топлива, возможный перегрев, но должны быть обеспечены.
Вот типичная внешняя характеристики дизеля (ММЗ Д-260, ЯМЗ-236):
Что мы тут видим? А то, что минимальный расход топлива - на средних оборотах (кстати у ЯМЗ удельный расход меньше).
Поэтому, если Dimmon хочет уменьшить расход в длительных походах, очевидно что крейсерский режим его катера должен обеспечиваться на средних, а не максимальных оборотах дизеля. В этом диапазоне ещё и максимальный крутящий момент. Так что винт целесообразно подбирать именно на этот режим. Но мощность будет использоваться не вся. Это неизбежно. Вот эта недоиспользованная мощность и понадобится в экстренной ситуации.