...
Вчера сидел в МО и пытался понять логику предыдущих "конструкторов"
Ну мало того, что везде сопли проводов на скрутках и шланги также где угодно болтаются. Схема выглядит так - на борту 12В, зачем-то еще и 24В, и 220В. Работает бензогенератор на палубе, от него питается сеть 220В (холодильник, бойлер, отопление, освещение, водяные помпы) и пуско-зарядное устройство. ПЗУ подключено крокодилами к двум аккумуляторам и заряжает их в режиме 24В. Питание 12В подается на потребителей (приборы, ходовые огни, навигация) через бытовые трансформаторы.
Соответственно, зарядка аккумов идет только от бензогенератора. Поэтому вчера я выйти не смог - пришлось набивать аккумы, стемнело, а ходовые огни включаться отказались :bs:
24 В - это наверно для запуска 4Ч - у него стартёр на 24 В, ну и генератор штатный на 24, был.
Обычно на судне вся бортовая сеть - освещение, приборы, трюмные помпы, ходовые огни - тоже на 24 В.
Но на частных катерах удобнее бортовую сеть под 12 В, т.к. можно использовать более распространённое оборудование на 12В - автомобильное, яхтенное и т.п. Конечно в том же Моремане есть выбор электрооборудования и на 12 и на 24 В, есть и автооборудования на 24В - для грузовиков и автобусов. Но 12В сеть намного расширяет выбо и удешевляет в какой то степени.
От освещения на 220 я бы посоветовал избавится - это опасно да и ни к чему. Намного лучше светодиодное на 12 В - это очень экономично, светодиодное освещение сразу значительно снизит расход электроэнергии.
Делать бортовую сеть на 220 только из-за холодильника и бойлера это неправильно. Холодильник отлично работает от инвертора. Бойлер требуется не постоянно - для него можно не надолго запустить и генератор.
Питание 12В подается на потребителей (приборы, ходовые огни, навигация) через бытовые трансформаторы.
Это вообще аццкий колхоз :be:
В общем нормальная схема мне видится такой - генератор на главном дизеле заряжает две группы АКБ - стартёрную, и "бытовую" (через переключатель или диодный разделитель). Бортовая сеть - на 12В. Рация, приборы, освещение, ходовые - всё на 12В. Освещение - светодиодное, это на порядок снизит энергопотребление, что очень важно на стоянке, когда главный дизель не работает и нет заряда. Желательно светодиоды поставить и в ходовые, ну это смотря какие плафоны, по возможности. Но не принципиально, т.к. ходовые используются на ходу, а там всегда работает генератор и идёт заряд.
Далее. Подбирается по мощности инвертор на 220В, преимущественно только ради холодильника. Но желательно помощнее, т.к. он ещё позволит использовать какой-нибудь электроинструмент. Ну и ещё можно микроволновки и прочие телевизоры включать. Т.е. : инвертор на АКБ, далее разводка бортовой сети 220В на камбуз и по каютам (розетки).
Таким образом на борту будет две сети - 12В - приборы рубки и освещение, 220В - розетки на камбузе, в каютах, в МО (для инструмента).
Также сеть на 220В используется при подключении к береговому питанию на базе. Для этого нужно сделать щит питания с переключением "борт-берег". Тем более что пуско-зарядное устройство уже есть. Питание приборов рубки и освещения будет идти в этом случае от АКБ, подзаряжаемых от берега через ПЗУ. Какие-то там ещё трансформаторы не нужны.
Плита на камбузе ставится газовая (можно разориться и на дизельную), микроволновку можно запускать и от инвертора - обычно она работает на разогрев всего пару минут.
Что остаётся? Бойлер-отопление. Конечно неплохо в бойлер встроить теплообменник от контура охлаждения главного дизеля. Другие ставят дизельные котлы, но это дорого. Но если уже есть обычный бытовой бойлер 220В, то достаточно иметь генератор и запускать его на стоянке для помывки команды
Что касается отопления, то стоит подумать в сторону дизельных отопителей (водяного контура или воздушных) и конечно использования контура охлаждения главного дизеля для отопления. Есть ещё варианты с дизельными котлами или газовыми колонками (если ставить двухконтурные, то можно решить вопрос и с подогревом воды для бытовых нужд).
Что касается конкретного дизеля 4Ч со стартёром на 24В, то наверно стоит его оставить, просто генератора поставить два - на 24В для стартёрной группы и второй на 12В для зарядки бытовых АКБ и запитывания бортовой сети 12В на ходу. Тем более если ставить шкив на гитару дизеля - почему бы не поставить двухручейковый шкив и поставить два генератора? Это очень просто решит проблему, когда генератор и стартёр на 24В, а бортовая сеть на 12В, и когда для получения 12В используют один АКБ из пары, что ведёт к его быстрому выходу из строя.