Каждому "мотору" - парус!

Из соседней темы (спасибо Курсанту): http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=1085

как раз то, о чем говорилось в схемах-рисунках - две мачты, из которых задняя много меньше передней и парус на которой выполняет в основном функции стабилизации на курсе и дополнения при слабых ветрах:
 

Вложения

  • МСП кэч.jpg
    МСП кэч.jpg
    5 КБ · Просмотры: 1 145

Вложения

  • albatros_3167.jpg
    albatros_3167.jpg
    11.4 КБ · Просмотры: 672
  • albatros_2969.jpg
    albatros_2969.jpg
    14.1 КБ · Просмотры: 680
  • e6a4d25f6ad6063dbd41fa2694677c4f_l.jpg
    e6a4d25f6ad6063dbd41fa2694677c4f_l.jpg
    66.4 КБ · Просмотры: 654
  • 488266.jpg
    488266.jpg
    41.7 КБ · Просмотры: 670
Последнее редактирование модератором:
Из фото можно предположить, что на относительно полном курсе и сильном ветре (левое фото) бизань не используется - как и выяснилось из диалога с RAV :) , а вот на бейдевинде (второе фото) и при ветре поменьше - вроде как работает :)
Вообще, кажется, этот вариант оснащения близок к оптимуму для данного типа катеров.

Еще у этого судна явно лишние краспицы на обеих мачтах. Угол отхождения вант от мачт они здесь мало изменяют (а это основная их задача), зато усложняют конструкцию и утяжеляют верхушки, ухудшая остойчивость, и создают лишнее усилие на прогиб середин мачт под ветер при работе паруса. Это иногда делается на скоростных яхточках с гибкими мачтами, чтобы при шкваликах мачта "автоматически" прогибалась, уплощая (растягивая) грот и таким образом сбрасывая лишнюю тягу и кренящий момент. Но здесь мачты - толстенные, негибкие, поэтому смысл краспиц неясен... Может, чисто зрительный? Без краспиц оснастка смотрелась бы более "куцей"?

Интересно бы узнать у капитана о впечатлениях от такого вооружения!
 
Слева на фото " МСП с мачтой , под которой он никогда не ходил". Фото А. Морозова. СПБ, клуб "Балтиец".
 

Вложения

  • Балтиец.jpg
    Балтиец.jpg
    184.6 КБ · Просмотры: 751
На самом деле площадь парусов оказалась несколько велика и возникла опасность опрокидывания.В общем стала мачта декорацией.Насколько мне известно этот МСП перестраивал тот же чел что и "Кузьмича".Кузьмич то же задумывался под парус но там даже мачту не поставили.
 
А что, рифы на парусах при усилении ветра брать нельзя было? Или, например, один парус из двух майнать? Если оставить грот без стакселя, его тяга падает очень сильно, много больше чем кажется на первый взгляд. Можно и просто шкоты травить по мере усиления ветра... или уж радикально - мачту подрезать на метр-полтора.
Непонятно как-то. Кстати насчет опрокидывания - МСП, думается, должен иметь угол заката диаграммы Рида (остойчивости, т.е.) не менее 60-70 град. Ну пусть слегка перестроенный и с мачтой - в районе 45. А крены под парусом более 30 град. может допускать на крейсерском судне или совсем лихая головушка, или враг всех находящихся на борту... в общем, кажется, этот страх не очень обоснованный, из разряда "чисто личное".
Или у этого МСП остойчивость получилась совсем швах?

И еще кстати, остойчивость и одновременно снижение дрейфа легко улучшается приваркой рельсы вдоль фальшкиля, снаружи корпуса. Например, пр. 73 (морской, с увеличенной мореходностью) отличается от 433 именно такой "рельсой" весом около 2,5 тонн.
 
Последнее редактирование модератором:
Да всё можно сделать.Но владелец как-то охладел к затее променяв её на дачу.
 
На самом деле площадь парусов оказалась несколько велика и возникла опасность опрокидывания.В общем стала мачта декорацией..

И насколько же она велика))) Какова общая площадь ( грот стаксель,кливер,что еще либо)))
 
......Или у этого МСП остойчивость получилась совсем швах?....
.

Никогда в это не поверю,МСП-это ж Ванька-Встанька!!!.........,хотя,м.б.у него балласта бетонного не было или удалили его.......

РС: у моего бывшего при ходе под парусами в сильный ветер рвало талреп вант,валяло мачту и гнуло,но,чтобы катер критически кренило.....такого ни разу не было.
 
Приветствую!
Поздравляю с наступающим всех!
Просьба сообща обсудить варианты установки вспомогательного парусного вооружения на данную лодку. В расчете на движение при попутном ветре.
 

Вложения

  • 44268138c5d4.jpg
    44268138c5d4.jpg
    52.6 КБ · Просмотры: 691
  • 7e3404d29dcd.jpg
    7e3404d29dcd.jpg
    43.6 КБ · Просмотры: 640
  • 3ac9757f06d4.jpg
    3ac9757f06d4.jpg
    43.3 КБ · Просмотры: 640
И насколько же она велика))) Какова общая площадь ( грот стаксель,кливер,что еще либо)))

Судя по высоте мачты - где-то около 40-50 кв. м. при бермудском вооружении с топовым стакселем (зависит от ширины парусов). Совсем немного для МСП, в самом деле. Остойчивость его - полностью согласен с RAV - очень даже должна позволять это нести.
Ну, видно, хозяин просто спекся... жаль. Такую лодку очень было бы интересно довести до ума - по фото, в ней все довольно рационально сделано: надстройка не сильно большая и на месте, мачта складная, не очень перегружен... "зародыш конфетки", кажется.
 
Последнее редактирование модератором:
...Просьба сообща обсудить варианты установки вспомогательного парусного вооружения на данную лодку. В расчете на движение при попутном ветре.

И вас, и всех - с праздником!

Откликаемся чем можем.
Ниже - вариант вооружения вашего великолепного катера (очень понравился внешне. Он самодельный?) гафельным тендером. Это предварительный фантазийный эскиз...

Для составления тех. задания необходимо знать:
размерения лодки (длина-ширина-осадка-высота от ОП-и т.д.);
водоизмещение полным/порожним;
вес и расположение балласта и др. тяжелых предметов оборудования;
предполагаемые (заданные) ходовые крены;
величину восстанавливающего момента при заданных кренах;
угол заката диаграммы Рида;
мощность главного двигателя и макс. скорость под ним;
желаемые скорости хода под парусом при наиболее частых условиях эксплуатации;
кол-во активных (сильных) членов экипажа и не очень активных;
бюджет проекта...

Для ориентировки можно сказать, что ходовой крен на крейсерском паруснике обычно принимается равным 10 - 20 градусам (больше крен - больше хода под парусом, при прочих равных и в определенных границах. Но и "ощущений" тоже больше, и неудобств тоже).
Восстанавливающий момент можно примерно прикинуть теоретически, сделав хороший массо-габаритный чертеж минимум в двух проекциях (бок и полуширота) - нанеся на общем виде корабля примерные центры масс корпуса, палубы, рубки, силового агрегата и т.д. и затем графически определеив общий центр всех масс; это даст нам расположение центра тяжести всего катера, а сопоставив его с расположением центра водоизмещения на проекции "полуширота" и проведя креновую ватерлинию, можно увидеть метацентрическую высоту судна и плечо его восстанавливающего момента. Плечо (в метрах), умноженное на водоизмещение корабля (в кг.) даст нужный нам восст. момент в кгс*м.
 

Вложения

  • моторно-парусный бот вариант 1.jpg
    моторно-парусный бот вариант 1.jpg
    166.1 КБ · Просмотры: 683
Судя по высоте мачты - где-то около 40-50 кв. м. при бермудском вооружении с топовым стакселем (зависит от ширины парусов). Совсем немного для МСП, в самом деле. Остойчивость его - полностью согласен с RAV - очень даже должна позволять это нести.
Ну, видно, хозяин просто спекся... жаль. Такую лодку очень было бы интересно довести до ума - по фото, в ней все довольно рационально сделано: надстройка не сильно большая и на месте, мачта складная, не очень перегружен... "зародыш конфетки", кажется.

Что-то мне кажется что 40-50 многовато для МСП. Столько носят чисто парусные лодки таких размеров у которых это основной тип движителя. Там и корпус и балласт все в общем под паруса заточено. А на МСП даже если и не перевернется - все одно сплошная напруга для экипажа будет. В конце концов насколько я понимаю речь идет о вспомогательном вооружении, т.е чтобы не напрягало но и идти можно было. Тут я думаю и 20-ти метров более чем достаточно.
 
Что-то мне кажется что 40-50 многовато для МСП. ..... А на МСП даже если и не перевернется - все одно сплошная напруга для экипажа будет.........Тут я думаю и 20-ти метров более чем достаточно.

У меня на Бродяге был грот,гафельный,17,5 м2 (стандартный от яла), самопальный стаксель под мой катер,16 м2 и стандартный яхтенный стаксель 8 м2 (точно не знаю от какого класса яхты) , используемый как кливер.Итого: 41.5 м2. О поведении катера писалось ранее.
 
Что то,ты насчитал не того.Грот от яла метров 10 от силы.
 
Что-то мне кажется что 40-50 многовато для МСП. .. Тут я думаю и 20-ти метров более чем достаточно.

Дело не в размере лодки (длине), а в ее водоизмещении. Восстанавливающий момент примерно пропорционален ему и ширине лодки; и довольно слабо зависит от длины.
В нашем случае у МСП весьма солидный вес для его размеров - современные крейсерско-гоночные и семейные (наиболее распространенные) парусные яхты имеют водоизмещение ощутимо меньше.
Еще фишка в очень низком центре парусности у гафельного вооружения (тем более тендерного, с 3-мя парусами вместо 2) в сравнении с бермудским (яхтенным). Опрокидывающий момент от парусов, понятно, обратно пропорционален этой высоте...

Поэтому если для "обычной" парусной яхты размера МСП вполне может хватать 50 кв.м., (но все-таки большинство имеют при весе 7-10 тонн от 60 до 110 кв.м. на острых курсах и 90-200 - на полных) то именно МСП от этих 50 квадратов будет только более-менее "входить во вкус" :)

Грот (задняя часть разрезного фока) от Ял-6 имеет площадь около 17 кв. в. (плюс-минус, зависит от года и верфи)... а от Ял-4 около 10 кв. м. У шлюпки Ял-6 при полном водоизмещении порядка 2 тонн и длине 6,5 метров общая площадь парусины - 22 квадрата, и эту площадь эта лодка несет прекрасно! Сам ходил в 6-балльный ветер и метровую волну на Яле-6 с 9-10 чел., на рифах (площадь становится около 18 кв.) он идет просто великолепно - надежно и быстро! При 5-балльном ветре уже можно идти под полной парусиной. Экипаж при этом слегка смещается на наветренный борт, и лодка прет как танк.
 
Это переделка спасшлюпки.
9*2,9*1,25 СШАМ-55
Двигатель Д3900
Скорость оптимальная 10 -13,5 км\ч
Осадка в носу 20 см, в корме 60 см.
Водоизмещение прибл. 3-4т.
Балласта нет.
Нос необходимо пригрузить, чтобы уменьшить ходовой дифферент. прибл. 500-700 кг.
Доп. киля не хочется - к берегу не подойдешь.
Крен 20 градусов не пугает.
Хочется придумать вспомогательное парусное вооружение для почти попутного ветра и получить скорость до 10 км\ч.

Активных людей 1(мин)-2(мах). С бюджетом - сами знаете как сейчас. В свое время приобрел комплект мачта-парус от ЯЛ6 - "разрезной фок", может получится применить. После Нового Года попробую сфоткать процесс кренования на воде, нагружая бортовые потопчины людьми. Получим какую-нибудь косвенную информацию по восстанавливающему моменту.
 
Верх