Воспоминания о ПД-50

Владимир Ленько

Старожил форума
В конце сентября случилось событие, которое я считаю очень существенным и знаковым в истории нашего ВМФ - при выводе из дока ПД-50 ТАBКР "Адмирал Кузнецов" док не всплыл, а полностью затонул. Кран, упавший на палубу "Кузи" - это мелочь по сравнению с потерей уникального дока.
. А я без комментариев вспомню начало биографии этого дока. Корабль управления "Тобол", на котором я служил в 80-83 г., оказался первым кораблём, прошедшим докование в ПД-50 после того, как он был пригнан из Швеции и установлен на СРЗ-82 в пос. Росляково. Одновременно доковался спасатель, возможно, "Трефолев". В день постановки приезжала жена и командир БЧ-5 прикрыл меня, отпустил встречать, хоть по должности (командир ТКГ) я должен "обеспечивать живучесть". Утром явился я служить и вижу корабль на кильблоках, а вокруг - огромная гладкая стапельпалуба дока и тишина. Покричал - бросили штормтрап, полусгнивший от длительного лежания без дела. Страховочный конец тоже опустили, но, держал его матрос двумя пальцами, небрежно так. Узлы, ступеньки деревянные... некоторые пропускали узел и проскакивали ниже... Тем не менее я долез до верха невредимым. Вечером по тому же штормтрапу пошёл на сход командир корабля. Сход он не пропускал никогда, зато старпома отпускал домой раз в неделю...Ну и мат же был ... Незабываемое впечатление. В народе его звали "Пиночет" - понятно, за какие качества... Позднее сооружены были стальные многопролётные трапы - башни. Все чины стали курсировать вверх-вниз нормально. Другая проблема была вонюче-гальюнная. Запустить сотни матросов внутрь в жилые помещения дока - разнесут и загадят всё в момент. На корабле - гальюны выключены, нет смыва (забортной воды). В башнях дока были проёмы на уровне стапельпалубы. Вскоре там была приварена многоочковая будка-гальюн, хоть комфорта никакого, ветра там нехилые зимой, но хоть за борт никто не выпадет. Довелось мне там нассать себе на фуражку - аэродинамика, блин. Но какого чёрта матрос пойдёт в такую даль и на холод ? Загажены были поначалу вентиляторные, а когда сняли забортную (донную) арматуру - кучи говна стали быстро расти на стапельпалубе - под каждым забортным отверстием. Перед выходом из дока скомандовано было "Уб-б- б-р-р-р-ать !" , что оказалось невыполнимой задачей за время, оставшееся до выхода. Говно действительно не тонет, о чём забыло начальство, при погружении дока кучи вышли из дока раньше корабля. В башне дока я успел побывать - по знакомству. Матросы-срочники проживали там в 4-х местных каютах с кондиционированием, помылся в душе, впервые познакомившись с клапаном - таймером для экономии пресной воды. На ПД-50 регулярно гибли люди: водолаз при установке дока, матрос, сорвавшийся с беседки (корпуса очищали вручную, машину, поставленную вместе с доком, нечем было снять с башни !), тракторист, которому не хватило места сдуру - сам утонул и утопил отремонтированную арматуру старенького эсминца, которую заменить более современной, мягко говоря, было сложно. Невесёлым событием в истории дока (много позже) была разборка "Курска"... Как можно было довести док до такого состояния, чтобы он затонул из-за каких то якобы проблем с береговым (!) питанием...
 
Последнее редактирование:
А мне всегда было интересно, а как док красят?
Или как в 80 спустили больше подводную часть не красили ...
 
Мне это тоже интересно. Кто-то вещал, что док из отдельных секций, поочерёдно их ставят в док на ремонт. Но - это бредни телеболтуна, доверия нет никакого. Возможно, что на Арендальской верфи в Швеции, где создан ПД-50, есть сухой док, куда вместится такая громада (ширина 67 м !) Не исключаю, что качество первоначального покрытия и толщины обшивки рассчитаны на эксплуатацию без докования - на всю жизнь. Докопавшиеся до истины - поделитесь !
 
Да, хреновая история. И так среди менеджеров среднего звена было модно ржать над нашим "Кузей", а здесь еще и вот это вот...
 
Вообще, судя по видео, у него настолько меленькая остаточная плавучесть в затопленном положении, что при внештатной ситуации что-то предпринять времени совсем нет.
 
а почему гибель?
док что не будут восстанавливать?

200 000 тонн, а это дофига. Лежит на дне. Возможно, на боку.

Тут говорят, денег для эксплуатации генераторов не было. И команду сократили. На какие шиши его поднимать?
Посмотрим. Под шумиху, может, и деньги найдутся.
 
Вот, полез вес дока смотреть - эпическую фотку нашел. Для масштаба.

1541650299379.png
 
С другой стороны, это конструктивно понтон с кучей отсеков. Предназначенный, как раз, для затопления-всплытия.
И огромным запасом плавучести, в продутом состоянии.
Может быть, не так и трудно откачать воду из них, даже под водой.
 
С другой стороны, это конструктивно понтон с кучей отсеков. Предназначенный, как раз, для затопления-всплытия.
И огромным запасом плавучести, в продутом состоянии.
Может быть, не так и трудно откачать воду из них, даже под водой.
Главное - чтоб при затоплении не была повреждена обшивка, загерметизировать, остальное пойдет как по нотам.
 
Главное - чтоб при затоплении не была повреждена обшивка, загерметизировать, остальное пойдет как по нотам.
Ну как по нотам-то, скорее всего, не пойдёт, раз уж там от крена краны попадали...
Но согласен я, скорее всего, док поднимать полегче, чем корабль.
 
Знаю историю, новый доковый лихтеровоз (который грузится притапливаясь) при погрузке по недосмотру утонул у причальной стенки, подняли через три дня - подумали и отправили на металлолом.
Пока он заполняется чистой водой проблемы нет, а когда вовнутрь попадает ил все это вычистить легче новый корабль построить.
 
а когда вовнутрь попадает ил все это вычистить легче новый корабль построить.
Да ладно, ил и ил.
Из-за ила корабль списать???

Дело, видимо, в другом. Дофига этих лихтеров было, а чистить лень.

Из этой же серии, тогда на практике -
мужики, скварщики, с борта трёхдечника кислородные баллоны выбрасывали, потому что неохота на берег таскать. Там всё дно, похоже, в баллонах, с советских времён.
 
Из-за ила корабль списать???
Гляньте, на американских интеренет аукционах по автомобилям продают «утопленников»
АМГ или Брабус с пробегом 2-3 тыс км и стоят как раз 2-3 тыс
Причина проста. Чтобы восстановить, нужна полная разборка авто.
 
Гляньте, на американских интеренет аукционах по автомобилям продают «утопленников»
АМГ или Брабус с пробегом 2-3 тыс км и стоят как раз 2-3 тыс
Причина проста. Чтобы восстановить, нужна полная разборка авто.
Ну лихтер же не в Америке утоп? :)
Причина еще проще.
Там нельзя чинить. И даже детали снимать. Ибо страховку не получишь.
 
Ну лихтер же не в Америке утоп? :)
Причина еще проще.
Там нельзя чинить. И даже детали снимать. Ибо страховку не получишь.
Это да.
Страховка то страховкой, но дело наверное в другом.
Отвлеченно.
Вскрыл что-то сделал ревизию подшипников, выпрессовал, купил новые, шлифанул посадочные места, запрессовал подшипник - собрал.
Расходы: копейки на подшипник и много на рабочее время, простой механизма, аренду места.
Узловой ремонт: поменял узел в сборе.
Расходы: дорого на запчасть, но дёшево на рабочее время, минимальный простой техники, минимально на аренду места.
Как только у нас производительность труда поднимется и бесплатные места умрут, мы полностью на узловой ремонт перейдём.
 

Пользователи онлайн

Верх