Владимир Ленько
Старожил форума
В конце сентября случилось событие, которое я считаю очень существенным и знаковым в истории нашего ВМФ - при выводе из дока ПД-50 ТАBКР "Адмирал Кузнецов" док не всплыл, а полностью затонул. Кран, упавший на палубу "Кузи" - это мелочь по сравнению с потерей уникального дока.
. А я без комментариев вспомню начало биографии этого дока. Корабль управления "Тобол", на котором я служил в 80-83 г., оказался первым кораблём, прошедшим докование в ПД-50 после того, как он был пригнан из Швеции и установлен на СРЗ-82 в пос. Росляково. Одновременно доковался спасатель, возможно, "Трефолев". В день постановки приезжала жена и командир БЧ-5 прикрыл меня, отпустил встречать, хоть по должности (командир ТКГ) я должен "обеспечивать живучесть". Утром явился я служить и вижу корабль на кильблоках, а вокруг - огромная гладкая стапельпалуба дока и тишина. Покричал - бросили штормтрап, полусгнивший от длительного лежания без дела. Страховочный конец тоже опустили, но, держал его матрос двумя пальцами, небрежно так. Узлы, ступеньки деревянные... некоторые пропускали узел и проскакивали ниже... Тем не менее я долез до верха невредимым. Вечером по тому же штормтрапу пошёл на сход командир корабля. Сход он не пропускал никогда, зато старпома отпускал домой раз в неделю...Ну и мат же был ... Незабываемое впечатление. В народе его звали "Пиночет" - понятно, за какие качества... Позднее сооружены были стальные многопролётные трапы - башни. Все чины стали курсировать вверх-вниз нормально. Другая проблема была вонюче-гальюнная. Запустить сотни матросов внутрь в жилые помещения дока - разнесут и загадят всё в момент. На корабле - гальюны выключены, нет смыва (забортной воды). В башнях дока были проёмы на уровне стапельпалубы. Вскоре там была приварена многоочковая будка-гальюн, хоть комфорта никакого, ветра там нехилые зимой, но хоть за борт никто не выпадет. Довелось мне там нассать себе на фуражку - аэродинамика, блин. Но какого чёрта матрос пойдёт в такую даль и на холод ? Загажены были поначалу вентиляторные, а когда сняли забортную (донную) арматуру - кучи говна стали быстро расти на стапельпалубе - под каждым забортным отверстием. Перед выходом из дока скомандовано было "Уб-б- б-р-р-р-ать !" , что оказалось невыполнимой задачей за время, оставшееся до выхода. Говно действительно не тонет, о чём забыло начальство, при погружении дока кучи вышли из дока раньше корабля. В башне дока я успел побывать - по знакомству. Матросы-срочники проживали там в 4-х местных каютах с кондиционированием, помылся в душе, впервые познакомившись с клапаном - таймером для экономии пресной воды. На ПД-50 регулярно гибли люди: водолаз при установке дока, матрос, сорвавшийся с беседки (корпуса очищали вручную, машину, поставленную вместе с доком, нечем было снять с башни !), тракторист, которому не хватило места сдуру - сам утонул и утопил отремонтированную арматуру старенького эсминца, которую заменить более современной, мягко говоря, было сложно. Невесёлым событием в истории дока (много позже) была разборка "Курска"... Как можно было довести док до такого состояния, чтобы он затонул из-за каких то якобы проблем с береговым (!) питанием...
Последнее редактирование: