До последнего времени техн. информация о катере была крайне скудна. И только благодаря воистину подвижническим усилиям ФРНК удалось наконец пролить свет на этот вопрос.Опираясь на представленные им материалы (ТЧ катера РИФ и Технические элементы МА) попробуем создать модель и с её помощью оценить некоторые элементы гидростатики и остойчивости.В условиях отсутствия проектных данных такие вычисления носят альтернативный характер и имеют исключительно познавательные и ознакомительные цели.
В качестве исходных возьмём данные из источника /3/ и информацию из Технических элементов (ТЭ):
Длина катера габ. 20,3 м
Длина корпуса 19,9 м
Ширина корпуса 4,5 м
Высота борта на миделе 1,4 м
Водоизмещение порожнем (ТЭ) 25,14 тонн
Осадка в порожнем Тн=0,629м, Тк= 1,047 м, Тср=1,05м
Водоизмещение полное (ТЭ) 38,34 тонны
Осадка при полном Тн=0,927м, Тк= 1,173 м,Тср=0,84м
Водоизмещение полное /3/ 39,0 тонн
Длина по ватерлинии 18,9м
Осадка 1,07м
Аппликата центра тяжести Zg =1,54м
Во всех расчётах плотность морской воды принята соответствующей средним значениям в севастопольской бухте (ρ = 1,012 т/м3). С учётом исходных данных теоретический чертёж был слегка откорректирован.Общий вид модели представлен со «срезанной» по фальшборт надстройкой (Рис. #392). Показан козырёк для уменьшения заливания палубы и кап над моторным отсеком, закрывающий вырез на палубе.На капе расположен пост рулевого. В таком виде катер вполне можно было бы использовать в качестве рабочего с большой открытой палубой. Или, разбудив фантазию, спроектировать лёгкое прогулочное судно, например с большой кормовой палубой, накрытой тентом.
Под прозрачной оболочкой хорошо видны доходящие до палубы переборки, делящие водонепроницаемый корпус на отсеки:
1 - форпик
2 – носовой отсек
3 – моторный отсек
4 – кормовой отсек
5 – ахтерпик
Ниже показана модель расчётного корпуса,
объём которого учитывается в расчётах остойчивости. Этот объём включает форпик, ахтерпик и центральную часть, ограниченную сверху палубой. Палуба имеет небольшую погибь, высота борта на миделе 1,4 м.
Предполагамая точка заливания внутренних помещений (поступления воды в трюм) находится на комингсе входа в моторный отсек.
Все полученные результаты кратко представлены во Вложении.В частности показано соответствие (в пределах погрешности) показателей посадки и водоизмещения модели и исходных данных с учётом дифферента, приведены пантокарены и УДСО с примерами и др.