Уважаемый форум, решил поделиться опытом с экспериментами по ДРК, испытанными на многострадальном Рубине. Может кому пригодиться.
В 90-е годы,у меня была возможность и желание заниматься экпериментами по управляемости и ходкости катера. Что бы не валить все в одну кучу, давайте по порядку. На стадии проектирования ДРК, было запланировано натурное испытание трех вариантов профилей рулей, чтобы на практике ощутить преимущество из трех выбранных.
Были изготовлены три пера руля с баллерами,с разными профилями перьев.
1. Простой профиль, т.е.пластина, привареная к балеру с продольными ребрами жесткости имеющая балансирную часть. Самый хреновый вариант на тот период.
2. Было изготовлено перо руля с балером, имеющем обьемый профиль, рассчитанный по таблицам NASA, рекомендованный для применения рулей судов,
3. Третий руль по таблице профилей НЕЖ, специально для условий при работе на критических углах, при которых срыв потока и падение подьемной силы на руле отодвигается от 30 град до 45.
На натурных испытаниях,на корпусе 11,5 м. (Рубин) каких либо заметных изменений в поведении в режиме маневров и в ходкости было не выявлено. Так же увеличивал и уменьшал балансирную часть руля.
Установка насадки на винт.
На Рубине, дв.Д-65лс с РРП-25 развивал 50 л.с. при оборотах на винте 1050 (1:1,5), редукция 1к 1,5. Посчитал скольжение винта, далеко не айс. При крейсерском движении из пункта А в пункт В проблем нет, а вот при снятии с мели и т.д. тяги совсем мало. Решил поэкспериментировать с насадкой, тем более в моем варианте установка насадки была рекомендована. Изготовление насадки, при наличии вальцев, была простой задачей. Насадку изготовил и временно установил для пробы, но так и оставил, толком не оформив ее крепление к корпусу. Что дало в моем случае применение профилированной насадки на винт:
1. Возросла тяга на швартовых, катер стал легко сходить с берега и с мели.
2. На 1 км/час возросла скорость.
Насадку оставил. Из минусов- дважды поднимал корму катера, чтобы освободить заклинивший винт от попадания в зазор между винтом и насадкой посторонних предметов.
Вывод: Для небольших БЖП профиль пера руля не имеет большого значения. Балансирная часть пера должна рассчитываться по общеизвестым формулам. Небольшой +/- допустим, но перебалансировка руля ведет к черезмерной чувствительности на курсе, что влияет на курсовой устойчивости и утомляемости рулевого.
2 Об установки насадки на маломерку - нужно подходить серьезно, обязательно считать скольжение винта и учитывать условия эксплуатации своего парохода. На глубокой воде, считаю, установка насадки не эффективна
Написал из своего опыта,сильно не пинайте