Re: Дизель 4Ч 8,5/11
Здравствуйте, уважаемые форумчане.
Пришло время выложить на форум историю
переделки системы смазки дизеля 5Д4. Идея возникла в процессе его длительного капитального ремонта благодаря тому, что он проводился урывками и неспешно. Было время подумать.
Итак, идея переделки проста - избавиться от фильтра тонкой очистки масла, одновременно заменив щелевой фильтр сменным фильтром. Вроде бы есть такая комплектация к этим типам дизелей - специальная переходная плита для небольшого фильтроэлемента. Но я решил полностью ее переделать с доработками.
К сожалению, я почти не фотографировал стадии выполнения работ, поэтому большую часть опишу на словах.
Во первых, я нигде не нашел данных по тонкости фильтрации масла элементами разных производителей. Но штатный щелевой фильтр явно не обеспечивал нужной тонкости очистки, в чем я убедился позже, выковыривая из шеек коленвала куски того, что он пропустил. Также не было ясности по площади фильтрации и грязеемкости фильтра, расходу масла через него. На всякий случай я остановил свой выбор на фильтре от бычка MANN W 940/25 имеющего перепускной и обратный клапан, но следовало подобрать фильтр чуть меньшей высоты.
Удобная форма подбора по параметрам, тут есть на любой вкус и цвет
https://www.mann-hummel.com/mf_prod...tlg_lang=8&ktlg_07_pdartg=O&ktlg_07_fifog=420
У меня были такие требования к будущей переходной плите. Она должна выглядеть эстетично, быть единой деталью, устанавливаться непосредственно на блок без прокладок, иметь удобное расположение сменного фильтра, достаточное сечение каналов, иметь посадочное отверстие для штатного редукционного клапана и посадочное отверстие для перепускного клапана. Последнее требование оказалось неактуальным из за встроенного в фильтр клапана. Уплотнения масляных каналов плиты при установке на блок будут обеспечиваться тремя резиновыми кольцами o-ring. На поверхность блока дизеля выходят три масляных канала и три крепежных резьбовых отверстия. Первый канал (со стороны ТНВД) - слив с редукционного клапана (на чертежах - T ). Масло по вставленной изогнутой трубке попадает на шестерню блока шестерен. Второй канал с выхода шестеренного насоса (на чертежах - P ). Третий - выход отфильтрованного масла, который "сворачивает" и идет вдоль всего блока (ЛБ), а также имеет выход на стенке блока, откуда масло поступает в фильтр тонкой очистки (снят), панель приборов и реле КРМ.
При разработке трехмерной модели не удалось использовать центральное крепежное отверстие плиты, поэтому она крепится двумя крайними болтами. При ее огромной жесткости и отсутствии паронитовой прокладки двух болтов оказалось достаточно.
Для установки фильтра применен штуцер масляного фильтра короткий ЗМЗ-406
http://www.autoars.ru/product/00000/172431
Заготовки любых размеров любых сталей я беру тут
http://metaeks.ru/
Я нашел у них заготовку практически в размер, материал Ст.20. Лучше полазить с рулеткой по складу, т.к на сайте не все.
описание выполнения механической обработки будет чуть позже.
Есть модель и чертежи sldprt dxf pdf
После изготовления плиты выяснились некоторые недоработки ее формы. Оказалось, что правая лапа плиты находится слишком близко к верхнему крепежному болту ТНВД, ограничивая поворот ТНВД при регулировках и мешая воспользоваться рожковым и накидным ключом. Поэтому часть металла была снята, верхний болт ТНВД заменен на DIN 912. Также оказалось, что на моем блоке имеется небольшой прямоугольный прилив с переднего торца блока, препятствующий установке плиты. Проблема была решена выборкой кармана на фрезерном станке, соответствующего приливу, который оказался всего пару миллиметров высотой. На всякий случай, не стал снимать прилив болгаркой. К сожалению не снял после этого размеры и не внес изменения в чертежи.
Притиром обработал посадочный пояс (седло) редукционного клапана, но эту поверхность правильнее было бы обработать на станке в процессе изготовления. Снял все заусенцы на внутренних каналах после обработки и снаружи, недостающие фаски.
В остальном все было хорошо и все подошло. Резьба М16х1.5 со стороны левого борта для установки заглушки с медным кольцом. Штуцер масляного фильтра также устанавливается на медное кольцо, но можно и нужно было применить клей-герметик резьбы.
Еще одна, последняя проблема обнаружилась при сборке трубопроводов - патрубок насоса внутреннего контура проходит слишком близко к корпусу фильтра, мешая его открутить. Тут можно либо переделать патрубок, либо установить более короткий фильтр, либо при смене фильтра снимать патрубок..
Есть возможность выполнить на верхней плоскости два сверления под манометры до и после фильтра. Не знаю, выдержат ли они вибрацию..
Также в процессе сборки дизеля было заглушено отверстие слива с фильтра тонкой очитски (ПБ, корма), там какая то стандартная резьба типа 12х1.5, пробка из автомагазина. Вместо серьги трубки, идущей к фильтру тонкой очистки (ЛБ, нос) установлена втулка, заменяющая серьгу, т.к. иначе пришлось бы переделывать весь штуцер. Пришлось также настроить редукционный клапан в соответствии с руководством.
В результате всех "трудов" я получил более качественную очистку масла, удобство обслуживания и, надеюсь, увеличение ресурса дизеля. Наработка (1500 об, нагрузка от 0 до 100 %) пока составила всего 22 часа, т.к в этом году установил инвертор 1500 Вт. За это время проблем в виде подтекания масла не возникало.
5Д4 работает в составе установки ДГР1А, компоновка дизеля может отличаться от ДС25 и других, поэтому нужно перед изготовлением плиты проверять ее совместимость и координаты масляных каналов.