Итак видео и фото с парусами выложены, есть комментарии. Теперь можно добавить и текст. Кстати сам текст был написан еще в июне, но времени выложить на форум не было.
При выборе схемы парусного вооружения во внимание принималось следующее:
1. Парусное вооружение является вспомогательным с основным предназначением для стабилизации бортовой качки при ходе вдоль волны. Вопросы экономии топлива и хода чисто под парусами второстепенны.
2. Лавировочные качества корпуса спасательной шлюпки никакие, а поэтому пытаться заставить ее даже сносно лавироваться бесполезно. Отсюда следует, что и иметь паруса, позволяющие полноценно лавироваться нет смысла.
3. Улучшение лавировочных качеств корпуса путем установки плавника или шверта для меня были неприемлемы в связи с увеличением осадки. 30-ти летний опыт хождения на яхтах с осадкой не менее 1,5 метра и 2 навигации на судне с осадкой 0,5 метра привели меня к тому, что я уже ни за что не пересяду на лодку с большей, чем полметра осадкой.
4. Судно парусно-моторное, а точнее моторно-парусное. Опять же по опыту знаю, что если скорость под парусами падает до 3х и ниже узлов, то запускается двигатель. А потому вариант хода под парусами в слабый ветер не рассматривался.
Исходя из вышесказанного парусное вооружение должно быть рассчитано на средний и сильный ветер, при этом ход чисто под парусами не предпологается.
Материальные предпосылки.
В наличие имелись:
1. Заготовки для мачт из трубы АМг 105х4 длинной 8 и 6 метров.
2. Стоячий такелаж, требующий доработки.
3. Заготовки для гиков.
4. Профиль ликпаза.
Эксплуатационные предпосылки.
1. Максимальная простота и легкость работы с парусами.
2. Максимальная площадь одного паруса не более 15 кв.метров.
3. Стаксель рейковый - один шкот.
4. Мачты заваливающиеся с применением только мускульной силы одного двух человек.
Из всего этого родилось следующее:
Тип вооружения бермудский кеч.
Высота гротмачты 8 метров, бизани - 6 метров.
Площадь парусов: Грот 14 м2, стаксель и бизань по 4 м2.
Далее во ФриШипе был сделан расчет остойчивости. Результат таков.
При полных топливных баках (1200 литров) балласта не требуется, при полностью порожних баках необходимо около 800 кг уложить на днище.
И последний практический шаг - заказ парусов в *Северном Сиянии*.
Быстро, недорого. Зимой скидки. Получаешь полный комплект (парус, киса, латы) по 1300р за м2.
К сожалению в походе в сентябре 2013 на Ладоге ветровые условия не позволили в полной мере опробовать паруса в разных условиях. Ветер был либо слабый и попутный, либо опять же слабый, но чисто в *морду*.
Только один раз на переходе Лоукинсарет-Далекая был галфинд со скоростью не более 6 м в сек. Поставили полный грот. Результат - бортовая качка в 10 град на каждый борт уменьшилась до 5-10 град на один борт. Увеличение скорости несущественно (с 5,9 до 6,1 узла),но другого и не ожидалось. Плюс к этому *парусные ученья*, снятые на приведенном ранее видео.
Выводы пока полностью делать рано, но по первым прикидкам можно считать, что получили то, что хотели.