Чарующий поход на моторном судне «Гидрограф»
по Скандинавии (Финляндия и Швеция)
Поход на «Гидрографе» стартовал в Санкт-Петербурге. Экипажу пришлось закрывать границу на 5 шлюзе Сайменского канала. Вариантов закрытия границы было два. Либо форт Константин в Кронштадте , либо 5 шлюз Сайменского канала. В следствие того, что погода была не благоприятная, усиливался шторм. принял решение идти в 5 шлюз. Во-первых, появляется возможность в случае дальнейшего ухудшения погоды укрыться за Березовыми островами, либо на острове Вихревой, да и в Высоцке можно было бы отстояться. А если бы пошли из форта Константин, то практически пришлось бы идти почти до Котки. Условия такие, что ты не имеешь права причаливать никуда, пока не открыл границу. Возможно есть исключения. Но чтобы не рисковать и не искать исключений, пошли на 5 шлюз.
Экипаж составлял 4 человека. Я, Андрей Гутеев, Павел Виноградов и Олег. Все участники похода имееют удостоверения на право управления маломерным судном. А у Павла Виноградова, открыта еще и категория парусные суда.
В первый день прошли от Питера до Приморска. По радио связались с Германом (г. Санкт-Петербург), который хорошо знает эти места, уточнили, где можно пришвартоваться на ночь. Ответ был один. Справа по курсу увидите рыболовецкие суда. К ним можно подойти, пришвартоваться. И утром продолжить путь дальше. Что мы и сделали. Оказалось, что рыболовецкие суда стояли, в округе не было ни одного человека. И это было очень хорошо. Не пришлось ни с кем объясняться.
...Утром двинулись дальше по маршруту на 5 шлюз Сайменского канала. Места и для меня эти уже стали знакомыми. Проходим остров Вихревой, затем Высоцк и держим курс на Выборг. Внимательно следим за судовой обстановкой. И не заходя в Выборг, повернули в Сайменский канал. Тут почему всегда попадаем так, когда стоят большие суда. В прошлом году мы полагали, что судно готовиться к прохождению первого шлюза. И почти четыре с половиной часа висели... ждали. Потом выяснилось, что у него технические неисправности. В этот раз поломок не было. Подошли вторым бортом. Связались с таможней. Сотрудница пришла через полчаса. Осмотрела судно. Подписала документы и мы пошли на 5 шлюз, где нас уже ждали пограничники. Они был верх любезности. Все подсказали, уточнили, осмотрели судно. После разворота на 5 шлюзе, они выдали нам документы и заодно спросили, где мы собираемся ночевать. Я сказал, что идем первый раз и для нас этот вопрос очень важный. На что, пограничник сказал, что можете встать перед выходом из Первого шлюза и там заночевать. Не выходя на берег и т.д.
Мы были счастливы, что они нам подсказали, что у нас появилась возможность отдохнуть. И уже в светлое время двигаться на остров Сантио. Пограничный пункт, где нам предстояло открывать финскую границу.
Для экипажа «Гидрографа» это первый такой поход. Поэтому заранее приготовили бумажные карты, настроили электронную систему "гармин" и для подстраховки еще использовали планшет с картами Навионикс.
Это позволило оптимально выстраивать маршрут движения, определяться со стоянками, знакомиться с красотой шхер, островов и лесов.
Первый этап похода проходил вдоль побережья Финляндии. Шли мы по лоцманскому фарватеру так его называют яхтсмены или часто так встречается название по шхерному фарватеру.
Думаю, что эти определения совершенно точно передают суть этого маршрута. Красота здешних мест заложена самой природой. Кругом острова. Есть исключительно каменные глыбы, поросшие мхом или вообще без какой –либо растительности. А есть острова покрытые деревьями, мхом и травой. Проходя по маршруту вдоль побережья, знакомясь с культурой причалов, мы любовались этой красотой, а также обращали внимание на диких птиц, которых здесь множество. Они здесь так защищены, что им ничто не угрожает, в том числе и человек.
А культура причалов значит, что куда бы ты не пришел везде есть организованная стоянка. Для швартовки езде есть кранцы На ней подведено электричество, есть колонки для откачки фекалки, подсланевых вод. И это почти в любой марине. Все это бесплатно. Государство таким образом заботиться об экологии водных ресурсов.
Прибыл на пограничный пост. Нас ждали уже пограничники. Они подошли к "Гидрографу", спросили кто капитан. Я ответил, что я. Они сказали, что капитан остается с пограничником на судне для осмотра, а участники похода должны пройти для оформления документов. Длилось все это довольно быстро. Пограничник быстро осмотрел трюмы судна. И мы пошли в офис. Ответив еще на несколько вопросов, они передали нам документы. И старший пограничник спросил, есть ли у Вас карты. Я сказал бумажной от Сантио до Хельсинки нет. Тогда он дал команду своему коллеге и тот сделал ксерокс карт из альбома. Вот такое было внимание и любезность.
Получив документы. Мы пошли на борт судна. Пообедали и пошли в Ловиису.