Хотелось немного рассказать про оборону Запорожья. К середине августа 1941 силы немецкой
группы армий «Юг» вышли к
Днепру на всём течении от
Херсона до
Киева:
Враг наступал так стремительно, что к 18 августа, когда немцы подошли к городу Запорожье, крупнейшему металлургическому центру страны, в городе ещё работали заводы и фабрики, эвакуация оборудования и людей ещё не начиналась.
Часть плотины ДнепроГЭС была взорвана, но мосты через Днепр были целы. Утром немецкие войска после артподготовки и под прикрытием танков прорвали оборону у моста через Старый Днепр и вышли с правого берега Днепра на остров Хортица, его защитники погибли. Развитие этого наступления обеспечивало беспрепятственный выход по мосту через Новый Днепр в центр Запорожья, к жилым массивам, а за ними - фабрики и заводы. Мост через Новый Днепр попытались подорвать отходящие отрядами Красной армии, но неудачно, что позволило немцам выйти на левый берег уже непосредственно в центр города и занять плацдарм в районе парка Металлургов. "Подразделения 247-й стрелковой дивизии вступили в схватрку с передовым отрядом неприятеля прямо в центре города. Основные силы немцев продолжали прибывать на остров Хортица и обстреливать весь город. Под ураганным миномётным огнем политрук М.З. Бочаров заминировал мост через Днепр и взорвал его вместе с застрявшей там вражеской техникой.
Более 40 дней советские подразделения удерживали оборону города, что позволило провести эвакуацию" (
http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/Мосты_Стрелецкого)
Вот как этот подвиг описан в книге Железнодорожники в Великой Отечественной Войне (Изд-во "Транспорт", М. 1987 г.):
За данный подвиг дедушка получил Орден Красной Звезды:
Виза о награждении поставлена Леонидом Брежневым).
Статья "Славный путь Политрука Бочарова":
Интересен ещё тот факт, что взорванный мост уже после войны был восстановлен временным сооружением в 1946 году(организовывал восстановление дедушка) и постоянным сооружением уже в 1952 году. Открывал его в 1952 года согласно заметке "Статья пробудила в памяти" тоже дедушка:
Поэтому изображение данного моста мы решили разместить на одной из дверей нашего судна.
По учету политсостава СА и ВМФ Бочаров М.З, прошел войну в званиях:
06.1941 г. -политрук роты 28 отдельной железнодорожной бригады;
11.1941 г. - военкома 12 отдельной железнодорожной бригады, заместитель командира батальона по политической части, зам. начальника политотдела бригады 1-ой гвардейской железнодорожной бригады;
12.04 1942 г. - батальонный комиссар Первой Гвардейской железнодорожной бригады;
22.11.1942 г. приказом Закавказского фронта присвоено звание гвардии майор;
03.1943 г. заместитель начальника политотдела Ж.Д.войск 3 Украинского фронта.
Дедушка дошёл до Берлина.
Награжден:
орденом «Красная Звезда»;
орденом «Отечественная война 1ст.;
медалью «За участие в героической обороне Кавказа»;
медалью «За взятие Берлина»;
медалью «За боевые заслуги»;
медалью «За победу над Германией».
За войну дважды получил осколочные ранения и контузию.
В книгах «Гвардейцы-железнодорожники» (Воениздат, Москва, 1966 г.), «Железнодорожники в Великой Отечественной войне» (1984 г.), «История железнодорожных войск» (1987 г.), в газетных статьях журналиста Ю.Грота и в газете «Индустриальное Запорожье» (18.12.76) описаны подвиги батальона в котором служил М.З. Бочаров и лично Михаила Бочарова.
27 августа 1945 года ему поручается возвращение в Запорожье для подготовки передислокации войсковых частей в район г. Запорожья. Среди задач, которые ставятся - восстановление мостов через Днепр)):
Фотография бабушки и дедушки, 1945 год:
Через 9 месяцев родилась моя мама и тетя (близнецы).
В г. Запорожье дедушка был назначен заведующим военного отдела Запорожского Горкома КП(б)У, в декабре 1946 г. был избран секретарем парторганизации горкома, а с декабря 1947 г. по сентябрь 1952 – первым секретарем Ленинского райкома партии. В то время первым секретарем области был Л.И.Брежнев.
На его долю выпали самые тяжелые послевоенные времена. Ленинский район г. Запорожье находился в новой части города, которая наиболее сильно пострадала от войны. Были разрушены жилые дома, плотина и Днепрогэс, мосты через Днепр, заводы Запорожсталь и алюминиевый, полностью отсутствовала инфраструктура (городской транспорт, больницы, школы, детские дома и магазины). Жесточайшая засуха летом 1947 года привела к нехватке сельскохозяйственных продуктов. Со всеми этими трудностями ему приходилось бороться. Под его руководством к концу 1948 года были восстановлены заводы и Днепрогэс, в 1950 году восстановили больницу и поликлинику, школы (№30 –женскую и № 50 –мужскую), детские сады, стадион «Металлург», кинотеатр «Украина», началось строительство культурного центра -концертного зала им. Глинки и кинотеатра «Родина» и мостов через новый и старый Днепр. Были запущены трамваи для сообщения с заводами и железнодорожным вокзалом, восстановили грузовой и пассажирский порты, открылись продуктовые магазины и колхозный рынок.
Напряженная работа, последствия заключения и войны сильно подорвали его здоровье. В 1952 году Михаил Захарович попал в военный госпиталь в Киеве, там у него обнаружили проблемы с сердцем. После госпиталя был переведен на более спокойную работу начальником футбольной команды «Металлург». Благодаря его работе, за год с небольшим футбольная команда «Металлург» в первенстве СССР класса «Б» заняла призовое третье место.
Последнее место работы – Запорожский титана магниевый завод (ЗТМК), должность – заместитель директора. За три неполных года (с осени 1956 по 7 апреля 1959 года, день его смерти), М.З. Бочаров добился в министерских кабинетах разрешений на финансирование:
- строительства жилого квартала для специалистов и рабочих ЗТМК (Шевченковский микрорайон);
- строительства полупроводникового завода для трудоустройства женщин (жен металлургов, т.к. на металлургических предприятиях заняты в основном мужчины);
- строительства детского пионерского лагеря «Чайка» в Евпатории и базы отдыха на Азовском море в г. Приморск).
- закупки и переоборудование теплоходов для отдыха рабочих завода ЗТМК, Запорожсталь, Запорожкокс. Один из этих теплоходов - РИФ мы как раз и восстанавливаем!
Михаил Захарович Бочаров умер внезапно, по дороге на работу на остановке служебного автобуса -остановилось сердце. Хоронили его в Дворце культуры электродного завода. Согласно фотографиям, траурная процессия растянулась от дворца культуры на несколько километров. На похоронах была вся команда футбольного клуба «Металлург», рабочие завода, военные сослуживцы. Команда Металлурга сперва в ДЭЗе стояла в почетном карауле, потом, уже на кладбище, несли по очереди гроб.
М.З. Бочаров был добрым, честным и всегда справедливым. Хорошо разбирался в людях, имел много друзей, ценил мужскую дружбу, преданность, взаимопомощь и честность. Не любил вранья, трусости и лени, всегда был открытым и искренним человеком. Дедушка много читал, собрал хорошую классическую библиотеку, обладал неплохим ораторским искусством. Любил спорт, в молодости занимался стрельбой, плаванием, бегом на лыжах и хорошо играл во все игровые виды спорта.
Светлая память о нём навсегда останется в наших сердцах.
P.S. В Запорожье в Шевченковский микрорайоне, строительство которого "пробивал" дедушка, есть улица им. Бочарова. На этой улице жила самая красивая девушка на планете. В 10.02 23 июня 2007 я её встретил в Санкт-Петербурге, а через три года она стала моей супругой. Полтора года назад у нас родился сын, чудесный мальчуган!)))
P.P.S. Один из заголовков газеты - "Славный путь Политрука Бочарова" сподвиг нас так и назвать наш катер -"Политрук М.З.Бочаров". И звучно и правильно!
- Ты знаешь Саня,в чем разница между политруком и замполитом?
Политруки получали в бою пулю, Саня, пулю! А замполиты у нас получают квартиры!
/Александр Покровский, сборник рассказов, Издательство ИНАПРЕСС, 1994г./
Я понимаю, что возможно для кого-то слово политрук, ассоциируется с чем то негативным. Но я знаю, что, что наш дедушка честно и достойно выполнял свой долг и для меня он образец для подражания, восхищения и гордости.
У каждого из нас есть деды, прадеды, которыми мы гордимся и восхищаемся, помним о них.
Наш катер - это наша память о нашем дедушке!
И политика тут ни при чем.
На реках нашей страны ходят разные Императрицы, Викинги, Святые, Визязи, Русичи, Архангелы... Пусть ходит и Политрук Бочаров.
Да, в одном шлюзе теоретически может оказался Цесаревич Алексей, Святая Елена и Политрук Бочаров. Надеюсь, что это сочетание лишь будет объединять нас. Какими бы разными мы ни были, мы едим "Оливье", читаем русскую классику и любим старые фильмы, гордимся нашим прошлым, нашими предками и любим искренне нашу Родину. Она у нас одна. И мы вместе можем сделать её лучше!