Шпаклевка/шкурка/грунтовка по сути шла всё лето 2018 года.
Еще раз напишу, что целью было по-возможности скрыть лишь основные огрехи при изготовлении судна в 50-м году, переделках в 60-х, 70-х и многочисленных следов эксплуатации 80-90-00-10-х годов, которые сильно бросались в глаза. Полностью вывести "в ноль" до уровня зеркальной поверхности не было целью, да и стоило это существенно больших денег, чем мы могли себе позволить. По моим оценкам не менее чем в три раза и столько же дольше по времени.
На мой взгляд, нет ничего красивее ровного стального шва на железном пароходе, но у нас, увы, без пластической операции дело было уже не исправить - за 70-ть лет на судне набежало вмятин, гофр, неровностей, да и варили его ранее как то не очень аккуратно. И чем дольше на все это смотрели, тем сильнее было желание как то привести все в порядок.
Начали плановую операцию по шпаклеванию правого надводного борта:
Посмотреть вложение 82489
С кормой намучались неимеверно. Правая и левая часть изначально нессиметричная, в попытке вывести её в общую приличную симметрию провели не один горячий, томительный вечер. С правого борта:
Посмотреть вложение 82490
С левого борта:
Посмотреть вложение 82495
Почему не поменять было всё железо сразу, к примеру на Запорожском ССРЗ?
Во-первых, тогда не было в голове полного понимания, что и как лучше, проще и правильнее сделать.
Во-вторых заводчане поменяли весь металл с толщинами меньше 3,7мм, а всё что было больше сказали еще на много лет хватит. Тогда это утверждение местных ребят вселило уверенность что так и надо поступить.
Третий момент, что ценник, который нам выставляли на смену железа заставлял вспоминать всех святых поименно, поэтому желания делать что-то сверх необходимого тогда казалось не разумным.
И наконец четвертый момент - дополнительные переделки требовали дополнительного времени и я не уверен, что мы, вписавшись в более грандиозные работы, успели бы выехать из нашей братской республики до полного закрытия границ и не куковал бы сейчас наш баркас (как его называли местные) в Ореховой бухте г. Запорожья без возможности вывезти его в Россию.
В итоге часть металла поменяли уже в Питере, но часть всё равно осталась как и вопрос что с ним делать дальше?
Понемногу дело дошло до подводной части. Общая площадь старого металла была порядка 18м2 и было принято решение закрыть раковины и пр. впадинки слоем шпаклевки.
Места под судном очень мало, стесненность, сырая земля, кильблоки, кингстоны, не подлезть, не развернуться. И если работы по надстройке и бортам проводились совместными усилиями, то желающих поучаствовать в "подводной Одиссее команды Кусто" кроме автора данных строк не нашлось:
Работы проводил ночами. Чтобы сохла шпаклевка и перекрыть испарения от холодной земли под судно подкладывал листы оргалита, ставил несколько электронагревателей, которые с обоих сторон продували теплый воздух. Включал нагреватели и всю ночь шпаклевал судно. Днём температура воздуха поднималась благодаря солнцу выше 17 градусов, приходил шпаклевщик Александр с сыном, которые занимались солнечной палубой и одновременно контролировали работу нагревателей под судном. Такая схема вселяла некую уверенность, что поддержание температурного режима позволит соблюсти полностью технологию, ну а вечером снова я прииезжал и делал следующий участок.
Нанесение шпаклевки:
Посмотреть вложение 82499
Далее зашкуривание:
Посмотреть вложение 82493
И полосовое окрашивание выступающих частей и затем еще небольшие мазки шпаклевки.
Посмотреть вложение 82494
В целом процесс сильно растянут по времени. Сперва нужно нанести, потом ждать дней 5-ть пока шпаклевка окончательно встанет(в этом время занимаешься другим участком), затем ошкуривание и тем же днем подкрашивание. На следующий день можно дошпаклевать сомнительные участки еще раз, затем снова ждать 5-ть дней чтобы зашкурить, и уже грунтовать полностью если все в целом получилось нормально.
Неизбежно остающиеся небольшие остатки разведенной шпаклевки использовали на всякие мелкие участки. Верх надводного борта на баке:
Посмотреть вложение 82496
Лацпорты
Посмотреть вложение 82497
Форштевень:
Посмотреть вложение 82498
И далее по списку)) (тут вероятно можно было бы вставить более 100 фото разных участков).
К 15-му августа в целом вышли на финальную грунтовку корпуса.