"Кама" идет на север. 2019.

gromoverjetc

Старожил форума
Перегон у нас завершился несколько неожиданно. И проходил непредсказуемо. Но он завершился. Рассказ о перегоне я все еще дописываю, как выяснилось, очень непросто обрабатывать информацию задним числом. Многое забывается, фотки путаются... Хочется написать литературно, но не идет... Поэтому чтобы не повторять эту ошибку, рассказ о следующем путешествии я постараюсь вести ближе к реальному времени, поэтапно... Наконец то совпали факторы, необходимые для написания отчетов на форум. А именно наличие времени и интернета. Погода на Онеге, да и не только, отвратительная, стоим носом в берег в Онежском канале, шашлык доеден, бормочет генератор, накрапывает дождик... Самое время немного постучать по клавиатуре...

А мы пойдем на СЕВЕР!

Итак перегон закончился. Закончилась доработка матчасти... Новый винт показывает хорошие результаты, переделанное охлаждение радует, хочется кататься... Да и вообще, катер ходить должен, для того и покупали... В Москву идти незачем. С Волги только что пришли. Остается одна дорога, на север! Собираем семейный совет, и много думаем. Из за сюрпризов от русгидро с уровнем воды, которые задержали покупку катера на месяц, и доработками матчасти, которые добавили к перегону еще пару недель, лето почти прошло. Но идти то хочется! Принимаем решение, - идем на север, без конкретной цели и без конечной точки. Как получится.

Особой подготовки к выходу не было. Основные узлы переделаны и вроде как проверены, а второстепенные можно приводить в порядок до бесконечности. В итоге подготовку по технической части решено ограничить установкой инвертора, нормальных дворников с пантографными поводками, переустановкой вебасто по человечески и установкой резервного подвесного мотора.

На всякий случай закупаем снаряжение и снабжение по "морским нормам". Пиротехника, самозажигающийся буй и т.д. Ставим морскую рацию...

Наступает черед информационной подготовки.

Благодаря Капитану-Наставнику по перегону, Александру, на форуме xaikan2012, Мне досталсь целая куча электронной картографии. Прорабатываю и систематизирую файлы, чтобы знать где, что, и как, чтобы все открывалось и так далее. Прогружаю и кеширую в сас-планете весь маршрут со спутника. Здесь готово.

Отдельная благодарность Александру Громову, на форуме Алекс Громов. За исчерпывающую информацию по северным маршрутам. Очередной раз еду в гости на Герду, и мелким почерком забиваю несколько страниц в тетради... Заправки, стоянки, полезные контакты, путевАя информация... Теперь точно ГОТОВ!

В Москве загружаем газель всяким походным барахлом, грузим почти тонну купленной по халявной цене соляры и выдвигаемся в Рыбинск.

В Рыбинске в темпе вальса доделываем недоделки, смещаемся по срокам, потому что возни много... Но, наконец доделав основное и отложив второстепенное, наш экипаж 25 июля, в 10.20 утра, выдвигается на север. Почему спешным - по прогнозам 25 число, - крайний день хорошей погоды. Потом обещают шторма. В поход забываем несколько нужных вещей, а именно датчик тахометра, водку, и трафарет с названием корабля. (на счет последнего, если честно, подозреваю, что это могут быть происки старпома, так как о названии мы до сих пор понемногу спорим) :rolleyes: В общем то поэтому в названии темы пока что не указано название катера...

Погода с утра радует. На Рыбинке штиль. Идем 12 км\ч, берега потихоньку отступают назад. На рыбинке, как, впрочем, и везде, идем по судовому ходу. Иногда подмывает подрезать, но сдерживаюсь. Эксперименты могут иметь неприятные последствия, путешествие портить не хочется... Сам переход в целом ничем не примечателен. Высокие озерные буи, далекие берега, нечастые пароходы навстречу. Веселье начинается ближе к вечеру, в северной части Рыбинки... Нас понемногу начинает нагонять страшная туча... Туча подкрадывается сзади и выглядит недобро... Из под тучи дует ветер, порывами метров до 15, Наваливаем скорости до упора и входим в самую узкую северную часть Рыбинки. Страшная туча проскакивает мимо. Из за недоделок не получилось выдержать правильный график движения, вышли поздно, а тянуть еще на день не получилось из за погоды, поэтому ночуем "где придется" Аккуратно отваливаем с фарватера и крадучись, глядя на эхолот, какая глубина по факту, и в атлас егс, чтобы понимать какие радости на дне, встаем на якорь у северной оконечности острова Малый Толкач. От ветра и волны прикрывает остров, глубина маленькая, порядка 2 метров. Первый переход завершился, начало походу положено!

Перед походом, задолбавшись калибровать датчик указателя уровня топлива, к баку приделали прозрачную трубку для точного измерения уровня. Подсчитываю расход топлива и обнаруживаю приятный сюрпиз. Часовой расход у катера с новым винтом получился 6.7 л\час. Километровый - 0.63 л\км. Время посчитано от отдачи швартовых до до сброса якоря, расстояние, - по маршруту.

Техническая заметка по картографии Навионикс. Указанные на карте предполагаемые глубины не имеют ничего общего с реальностью. Я не знаю, для чего они там вообще указаны, но как ориентир их использовать нельзя. Причем не прослеживается общей системы, которую можно было бы привязать к актуальному уровню воды и глубине. Просто циферки для красоты. По навигационной обстановке вопросов нет, все соответствует, ориентироваться удобно.

Фото следующим сообщением, телефон почему-то не дружит с компом, поэтому писать буду с компа, а фотки грузить с телефона.
 
Фото с рыбинки. В начале похода фотографировал мало, дальше будет больше...
 

Вложения

  • 1.jpg
    1.jpg
    71.9 КБ · Просмотры: 393
  • 2.jpg
    2.jpg
    61.4 КБ · Просмотры: 413
  • 3.jpg
    3.jpg
    93.6 КБ · Просмотры: 338
На следующий день, после небольшого штатного ТО, - подтяжка сальницы, свежая набивка в которой быстро утаптывается и подкапывает, контроль масла и прочее, снялись с якоря и пошли в сторону Череповца. С этого перегона фотографий не будет, было некогда. Для меня, с фактически полным отсутствием опыта судовождения, судовой ход от Череповца оказался неприятным сюрпризом. Очень узко, очень близкие расхождения, лес буев и створных знаков... Вместо буев в некоторых местах стоят знаки на каменной насыпи. При расхождениях приходится проходить от них насколько близко, что страшно, несмотря на то, что эхолот показывает глубину как по центру судового хода... Позже привык, но тогда очень напрягало. Судовой ход внизу Шексны идет по так называемым прорезям. У каждой прорези свое название. Движение по прорезям строго одностороннее. Большие пароходы друг с другом договариваются и расходятся на широких участках. Нам же ни с кем договариваться не положено, поэтому едем как придется. Через какое то время приноровился, сориентировался в названиях прорезей и выскакивающий из за угла сухогруз перестал быть сюрпризом... Несколько очень неприятных расхождений все же было... Сильно порадовался, что не спилил этажерку. Хорошая маневренность очень выручила, особенно чуть позже, когда пришлось расходиться в районе Топорни, в извилстой прорези, с составом на двойной тяге, который представлял собой два буксира, которые один за трос, а второй сзади, перли по реке параллелепипед, размерами примерно 30х30х100 метров...

Шлюз в г. Шексна прошли фактически с ходу. Нас ненадолго, примерно 15 минут, поставили к старому причалу перед самым шлюзом и взяли на шлюзование. Отходил от причала из за навального ветра несколько неуклюже, у жены не хватило сил как следует отпихнуть нос, поэтому задел какие то высунутые рыбаками с того же причала снасти... Вроде как неудобно перед ними, а с другой стороны причальные стенки все же для кораблей, снасти можно и втянуть...

За день прошли 111 км по маршруту за 10 часов, включая шлюзование и швартовки. Заночевали на 616 км, в стороне от судового хода.

На следующий день, 27 июля, нас опять подгоняла погода, поэтому вышли рано, в 05.15 утра и к двум часам дня подошли к Белому Озеру. Ветер был около 8 метров. Волновой прогноз перед выходом выяснить не удалось, пошли в озеро. Позже уже выходя из озера, услышали прогноз, что волна 130 см. Волна была не высокая, но неприятная. Катер шел штатно. Скорость держали 13 км\ч, чтобы проскочить побыстрее. Много брызг, качает, брызги ветром перебрасывает через катер. Видео к сожалению доперли поснимать только на выходе из озера, когда ветер подстих и волна заметно успокоилась...

в 17.30 прошли белое озеро, а в 18.00 свернули в обходной канал и встали на ночевку. Обходной канал узкий, много топляков, видели два очень массивных бревна, диаметром сантиметров 30, стоящих торчком по центру канала...

За этот день прошли 152 км за 13 ходовых часов (без учета времени на парковку) Против ветра и волны на увеличенной скорости несколько возрос расход топлива. часовой за день получился 7.5, километровый 0.65.
 

Вложения

  • 4.jpg
    4.jpg
    110.9 КБ · Просмотры: 338
  • 5.jpg
    5.jpg
    130.4 КБ · Просмотры: 336
  • 6.jpg
    6.jpg
    118.4 КБ · Просмотры: 340
  • 7.jpg
    7.jpg
    118.4 КБ · Просмотры: 336
Небольшое дополнение по предыдущему сообщению - когда пошли по Шексне я в полной мере ощутил, зачем придуман атлас. И атласы реально нужно иметь на борту, причем крайне желательно бумажные. По атласу можно планировать маршрут, понимать гдеты, что за поворотом, и где находится очередной здоровый пароход и как с ним разойтись...
 
Далее погода начала активно портиться. Прогнозы были один другого хуже и мы не торопились. 28 числа мы ограничились переходом из обходного белозерского канала в реку Тумба. (806 км волгобалта). На входе в реку намыт бар, глубина 1.9 метра. Далее река глубокая, местами до 5 метров. От делать нечего прокатились по Тумбе немного вверх, до слияния с рекой Шанда. там и была глубина 5 метров. Выше хорошие глубины, но становится узко, ширина р Шанда перед слиянием с р Тумба около 20 метров, Тумба перед Шандой еще уже... Развернулись и встали носом в берег на кормовых растяжках, так как в реке сильно чувствуется влияние проходящих по волгобалту судов, течение резко меняется на 180 градусов, и довольно сильное... Расслаблялись, наводили на катере порядок...

29 июля в 08.00 вышли со стоянки и пошли в сторону Вытегорской шлюзовой системы. Погода портилась, заметно раздувало. Сходу и без проблем прошли наплавные переправы "Анненский мост" и "Волоков мост" Связывались заранее, Анненский мост развели для нас, Волоков подождали закрывать...

От переправы "Волоков Мост" связались с 6 шлюзом, получили добро на швартовку к причальной стенке вместе с двумя большими судами, причем диспетчер сам связался со вторым судном и проконтролировал, чтобы оставили 1 рым для катера...

Ветер на тот момент был не менее 10 метров, порывы заметно больше. На швартовке к стенке ветер почему то получился отжимным, возможно как то закручивало вокруг стенки и здоровенных сухогрузов... Ошвартовались в целом без проблем, но супруге пришлось исполнять акробатические трюки по запрыгиванию на стенку...

У этой стенки вместе с большими кораблями простояли до 18.30. На тот момент из за погоды многие суда уже не могли пересечь Онегу, рейды заполнялись, диспетчера суетились... Пока стояли, купили у местных, приходящих на стенку торговать, малины по приятной цене и сигарет по неприятной... Ветер усиливался. Нас окликнул капитан сухогруза, за которым стоял наш катер, предупредил что ветер плохой, он будет отходить от стенки работая машинами враздрай и мы можем опупеть у него под кормой... Договорились, что перед его отходом мы отвалим и поболтаемся в канале, согласовали это с диспетчером шлюза...

В 18.30 мы пошли на шлюзование. Здесь тоже не обошлось без сюпризов, в последний момент нам на уровне входных ворот поменяли борт, тк места за сухогрузом было совсем мало. Пришлось заходить в шлюз бортом без кранцев. Зашли, как ни странно, не долбанувшись, и после швартовки перевесили покрышки на другой борт.

Прошлюзовались, и решили далее по лестнице не идти. Мест для стоянки впереди было мало, темнело, шел дождь. Остановились на стоянку напротив села Девятино. Глубина 6 метров, встали на якорь.

Важно, не забывайте докладывать диспетчерам, что вы сходите с лестницы, если вы с нее сходите. Я не доложился, и нас стали стали искать, запрашивая по рации. Извинился, сказал что не пойду и заодно выяснил, что утром как рассветет надо доложиться по готовности...
 

Вложения

  • 8.jpg
    8.jpg
    73.5 КБ · Просмотры: 429
  • 9.jpg
    9.jpg
    160.1 КБ · Просмотры: 410
  • 10.jpg
    10.jpg
    122.3 КБ · Просмотры: 475
Катер начинает приносить удовольствие! Это не может не радовать!
Продолжайте отчёт! Интересно! )
 
Где сегодня 6.08 ?

Сегодня мы в обходном канале Онеги. Как и всю прошедшую неделю... Скачиваем прогнозы. У нас сейчас выбор маршрута сильно зависит от погоды. Если наладится, то пойдем в Онегу, если нет, то в Свирь. Вообще, хочется выбраться на простор, реки и узости порядком надоели...

Небольшая ремарка по волгобалту, от рыбинки до онеги.

При планировании походов надо стремиться проскочить этот участок как можно быстрее. В принципе Александр Громов меня об этом предупреждал. Судоходство очень активное, канал узкий, за штурвалом напрягаешься. Хороших стоянок нет вообще. Есть приемлемые ночевки. Мест, чтобы погулять по берегу, пожечь костер и отдохнуть нету. Берега низкие, заболоченные...
 
Сегодня мы в обходном канале Онеги. Как и всю прошедшую неделю... Скачиваем прогнозы. У нас сейчас выбор маршрута сильно зависит от погоды. Если наладится, то пойдем в Онегу, если нет, то в Свирь. Вообще, хочется выбраться на простор, реки и узости порядком надоели...

Небольшая ремарка по волгобалту, от рыбинки до онеги.

При планировании походов надо стремиться проскочить этот участок как можно быстрее. В принципе Александр Громов меня об этом предупреждал. Судоходство очень активное, канал узкий, за штурвалом напрягаешься. Хороших стоянок нет вообще. Есть приемлемые ночевки. Мест, чтобы погулять по берегу, пожечь костер и отдохнуть нету. Берега низкие, заболоченные...
А мы как раз со Свири к Онеге двигаемся.))
 
А мы как раз со Свири к Онеге двигаемся.))

Сейчас скачал прогноз, обещают, что завтра Онега стихает.. Будем выбираться из обходного канала, пойдем вверх, в сторону Петрозаводска вдоль западного берега. Там будем принимать решение, остаться на Онеге или идти в беломорканал...

Очень уж хочется настоящей карельской природы. Соскучились по камням, соснам чернике и треске...
 
Онега утихла. Мы в большой Онеге, идем вдоль западного берега, в сторону Петрозаводска. Ветер ровный, северо западный, около 4 метров. Удивительно ровный. Шкертик на носу, примотанный для контроля ветра, торчит как проволочка... Волны нет, только слегка ощущается зыбь, оставшаяся от шторма...

Компас удивительно удачно встал, девиация фактически равна магнитному склонению. Поправка около 5 градусов.
 

Вложения

  • IMG_20190807_071528.jpg
    IMG_20190807_071528.jpg
    126.9 КБ · Просмотры: 396
  • IMG_20190807_072511.jpg
    IMG_20190807_072511.jpg
    83.7 КБ · Просмотры: 403
  • IMG_20190807_074912.jpg
    IMG_20190807_074912.jpg
    73.4 КБ · Просмотры: 424
Конечно, тут есть круче советчики - из местных. Мне показалось, что самое природное место - Уницкая губа, а до неё - юг Климецкого архипелага. Бухта Восток, например. Помню детскую ванночку с брусникой там собранную друзьями. В "Гамме" она занимала почти весь кокпит... Будьте осторожны: для этих мест карты неточны. Зато вода прозрачная - можно вперёдсмотрящего вместо эхолота использовать.
 
30 июля. Ночевка была неспокойной. Вдувало, катер крутило, из за этого постоянно менялась качка... Завозить второй якорь очень не хотелость, спали так.

Снялись с якоря в 5.15, в жуткой спешке. Черт меня дернул за завтраком связаться со шлюзом... А они нам и говорят, подходите... Разом прошли шлюзы с 5 по второй, встали к причальной стенке перед 1 шлюзом. Здесь был единственный пока неприятный момент общения со шлюзами. Диспетчер 1 шлюза нас откровенно игнорировал.

Пытался связаться с ним сразу после прохода 2 шлюза,но ответа не получил. Вышли в Вытегорское водохранилище, там мерзкая, очень короткая волна, высотой сантиметров 70. Раскачать катер она не может, но брызги летят так что дворники еле смахивают. Встать сверху Вытегры по такой погоде негде... Шлюз молчит. Переключаю рацию на полную мощность, 25 ватт, антенна 2.4 метра, вышка шлюза в прямой видимости. Шлюз молчит. Даю запрос на проверку связи, выясняю, что слышно меня чуть ли не в Вознесенье.Спрашиваю, на каком канале первый шлюз, мне отвечают что на этом, на третьем. Еще раз запрашиваю шлюз и чудо, шлюз откликается...

Нас ставят к причальной стенке 1 шлюза. Погода все хуже. Ветер больше 15 метров. Непрерывный дождь. Часа через два, услышав по переговорам что идет встречное шлюзование, напоминаю о себе. Нас берут в шлюз, неласково поинтересовавшись, куда мы дальше денемся. Говорю, что в обходной канал.

Начинает наполняться камера, поднимая встречные суда, и подходном канале разгоняется зверское течение. Пришвартовались мы, надо сказать, довольно небрежно, рым ближе к носу, швартовы не набиты... Нас ставит поперек стенки, носом к ней. Течение такое, что движком не получается прижать корму даже в полный газ. Пережидаем эту напасть и идем на шлюзование.

После шлюза уходим в Онежский канал, заходить при таком ветре в незнакомую Вытегру нет никакого желания. В канале втыкаемся в первом подходящем месте, принимаем по рюмке и валимся спать...

Фотографий в этом переходе не было, совсем не до того. Погода дрянь, сильный порывистый ветер шлюзы, неудобные швартовки... С трудом себя контролировали, чтобы юнга не слишком пополняла словарный запас..
 
Мдаа, сильно! Мы когда перегоняли катер по подобному маршруту, наше путешествие по сравнению с вашим было туром на круизном пароходе. Но тем не менее, некоторые члены экипажа жаловались на наличие экстрима))
Надо им дать почитать ваш отчет!
Продолжайте, очень интересно)
 
Приветствую всех! Со связью грустненько, поэтому коротко и с запозданием. Мы дошли до самой возможно дальней точки маршрута. К сожалению пакость в Северодвинске заставляет беспокоится всерьез, поэтому придется оставить катер на стоянке и пару недель пересидеть в Москве.

Жаль, что информация про пакость пришла на входе в 18 шлюз ББК. Чуточку раньше, и мы наверное развернулись бы...

Сейчас по прогнозам складывается неудачное сочетание ветров. В Двинской губе точно в море, по морю точно в кандалакшский залив, поэтому и решили перебдеть...

По самому переходу вкратце все прошло довольно ровно. Из Беломорска вышли в 6 утра, а в два ночи уже заходили на стоянку за соностровом. Шли с попутной волной до метра.

От сонострова разом ушли в ругозерскую губу, переход до кемлудских островов был крайне неприятным. Волна до полутора метров почти точно в борт. В принципе, даже чайник на плите стоял сам, но крены на некоторых крупных волнах были страшненькими...

После кемлудов повернулись к волне кормой и комфортно дошли до конечной точки.

Матчасть в норме.

В двух словах както так...
 
заставляет беспокоится всерьез,
Вы же инженер, к чему эпитеты всерьез-не всерьез и «беспокоиться».
Возьмите дозиметр простейший, 2-3 тыс стоит, даже щелкает за эти деньги - и все встанет на свои места.

А так вообще прикол, Вы в опасении уехали, а лодку оставили, теперь лодку на выброс или по приезду будете мероприятия по дезактивации проводить?

Вот так паника и рождается.
 
А так вообще прикол, Вы в опасении уехали, а лодку оставили, теперь лодку на выброс или по приезду будете мероприятия по дезактивации проводить?

Вот так паника и рождается.

Так там вроде короткоживущие изотопы. Пара недель и ничего не останется.
 
Так там вроде короткоживущие изотопы. Пара недель и ничего не останется.
Мы так сейчас до много договоримся, если еще и вспомним что они во чтото перерождаются, а еще и что чистых веществ в природе не бывает и что только коротко живущих в чистом виде быть не может. Причем, произошла авария на секретном военном объекте, но все в кусе какие изотопы, какой массы выброс, в какую сторону.
Так что заражение на века.

В интернете ряд уважаемых организаций публикуют карты ОНЛАЙН радиационного фона, не верите нашим, посмотрите западные.

А самое правильное положите дома дозиметр, я не думаю что пригодится, но как средство от бессонницы очень даже ничего себе.
 
Верх