По Сайме на Ярославце
(О походе на катере типа "Ярославец "
по озеру "Сайма (Финляндия)
Катер типа «Ярославец». Его можно практически встретить во всех уголках России. В советское время – этот трудяга выполнял самые разные задачи. Это и водолазные работы, и перевозка грузов до 15 тонн, а также использовалось как разъездное судно.
После развала Советского Союза судно перестали выпускать. Оно оказалось невостребованным в условиях рыночной экономики, как сейчас принято говорить. К сожалению, эта судьба постигла практически весь малый флот.
Оставшиеся суда используются по разному. Какие-то порезали на металлолом, какие-то продолжают работать в разных структурах. А часть перешла в собственность граждан, которые совершают прогулки, ходят на рыбалки и т.д.
На страницах интернета много публикаций посвящены этому судну. Описаны плюсы и минусы его эксплуатации. Есть материалы, посвященные переделкам. Для одних это негодное судно для личных нужд, а другие считают, что все не так уж плохо.
У меня катер типа «Ярославец». Название у него «Гидрограф». Несмотря на все противоречивые мнения об этом судне, я его переоборудовал в судно для дальних походов и в этом году совершил поход из Москвы в Финляндию. Пройдено практически 5000 км. Судно прошло Рыбинское водохранилище со своим крутым нравом, Белое озеро, Онежское и Ладожское озеро. Попадали в шторма. В Ладоге волна была от 1,5 до 1,8 метров. Судно в сложных погодных условиях показало себя с лучшей стороны.
Одним из самых ярких впечатлений было прохождение по Сайменскому каналу. Перед походом посмотрел несколько сюжетов на ютубе. Но одно дело смотреть видео, а другое самому пройти все шлюзы. Когда подошли к первому шлюзу, увидели крупное судно. Полагали, что оно дожидается шлюзования. И практически четыре часа находились в ожидании. Когда возникла догадка, что это не так, подошли ближе, спросили у матроса, почему не проходят в шлюз, оказалось на судне есть неисправность. Команда ее устраняет и скоро тронется по маршруту.
Мы прошли дальше и думали, что удастся двинуться в шлюз. Но буквально перед нами загорелся красный свет светофора. И нам пришлось встать у причальной стенки. Оказалось, что нам придется пропустить большое судно. В ожидании к нам подошел таможенник. Осмотрел судно. Я передал необходимые документы. Ответил на все его вопросы. Пока эта процедура продолжалась. Большое судно пошло в шлюз. Вскоре загорелся зеленый свет и мы зашли в первый шлюз. Процесс пошел. Волнения постепенно прошло. Особенно уже после прохождения пограничного контроля. Пограничники, люди дотошные. Все посмотрели, проверили. Когда осмотр был закончен. Нам вручили паспорта с отметкой и судовую роль, пожелали счастливого пути.
Сайменский канал. Протяженность канала 43 км. При этом на финляндской стороне – 23 км. и на арендуемой у Росси территории – 20 км. Ширина фарватера канала 34-35 м. и глубина 5,2 м.
Для преодоления разницы уровней моря и Саймаа, которая составляет примерно 76 метров, были построены 8 шлюзов длиной 85 метров и шириной 13,2 м. Перепад между уровнями воды в шлюза колеблется от 5,5 м. до 12,7 м.
…Уверенность росла от шлюза к шлюзу и финскую таможню мы проходили уже почти в темное время. После чего двинулись дальше на остров Сатамосаари (Satamosaari).
За штурвалом на этом этапе стоял мой коллега, опытнейший судоводитель Андрей Гутеев. Его на борту судна называют «гуру». За его плечами огромная профессиональная практика, опыт вождения судов в условиях ограниченной видимости и ночи.
Представьте, весь путь от 8 восьмого шлюза до острова мы шли в темноте, пользуясь картплоттером «Гармин» и картами Навионикс, которые были закачаны в планшет. Судовая обстановка на озере Сайма хорошо обставлена. Знаки в ночное время имеют подсветку. Благодаря чему, к половине второго ночи мы оказались на острове Сатамосаари (Satamosaari), где должна была состояться встреча с известным блогером водномоторником из Санкт-Петербурга Антоном Денисовым.
Конечно, в два часа ночи, его лодку уже не найти. Да и будить не хотелось. Андрей начал швартовать судно носом к берегу. Это заметил один добрый финн, включил свет на своем судне и показал нам рукой, что нужно подойти к нему бортом. А носом упереться в берег и зацепиться за дерево. Что мы и сделали.
Благородство нашего друга оказалось восхитительным. Он тут же угостил банкой пива. Предложил показать свое судно и познакомить со своими спутниками. Они смотрели какой-то рок концерт, который шел в такое позднее время. После краткого общения и осмотра судна, мы уставшие пошли спать. А они продолжали смотреть концерт.
А поутру нас разбудил Антон Денисов…Поздравил с прибытием «Гидрографа» на Сайму.