А вместо сердца пламенный мотор

Константин

Ёбнуленный
Старожилы форума помнят, что четыре года назад я купил лодку в Штатах (http://boatclub.ru/article/r-39.html). Поскольку модель оказалась очень редкая, найти подходящего экземпляра с дизелем не удалось. В итоге лодка досталась с бензиновым нижнеклапанным двигателем "Atomic 4". Поначалу это обстоятельство сильно напрягало (движок, во-первых бензиновый, во-вторых возраст его уже за 30 лет), но почитав американские яхтенные форумы, пришел к выводу, что все, возможно, не так уж и плохо. О движке отзывались как о сверхнадежном, неприхотливом и неубиваемом. Базой ему послужил движок Universal 4, который ставился еще на разъездные "Виллисы" времен Великой Отечественной войны. Всего было выпущено около 40 тысяч "Атомиков" и, по некоторым оценкам, половина этих движков до сих пор успешно эксплуатируются в качестве стационарных яхтенных двигателей. Кстати, Atomic 4 - один из немногих движков, который производился как яхтенный с нуля, а не конвертировался из утилитарного сухопутного двигателя, как сейчас принято.

Первый же пуск движка подтвердил прочитанное на форумах. Спустя не менее трех лет простоя (пока лодка стояла в Штатах в ожидании продажи, пока плыла на палубе через океан, пока ждала спуска в Хельсинки), движок завелся без каких-либо ухищрений и танцев с бубном и вскоре успешно доставил нас в Питер (переход был большей частью моторным).
attachment.php


attachment.php


В Питере движок слегка задурил, но быстро пришел в себя после замены свечей зажигания и высоковольтных проводов. Переход Питер - Москва тоже прошел без происшествий, при этом под парусом были пройдены лишь Онега, Белое озеро и Рыбинка. В общем, движка, сделанная в "старые добрые" времена, оказалась сделана на совесть и проблем не доставляла. Лишь год назад "Атомик" завелся и тут же заглох. Вскрытие показало напрочь заржавевший бегунок распределителя зажигания. В буквальном смысле напрочь - после снятия крышки трамблера из распределителя высыпалась кучка ржавчины. Как он работал до сих пор в таком состоянии?! Новый бегунок нашелся в прилагаемом ЗиПе и движок вновь ожил.
Все бы хорошо, но бензин в качестве топлива, одноконтурность (невозможно подключить бойлер) и тугой ход рычага переключения реверса (следствие конструкции сцепления в виде пакета подпружиненных дисков) заставили думать о замене его на дизель, каковой и был куплен три года назад... Увы, заменить движок сразу после покупки не получилось по семейным обстоятельствам, а каждый следующий сезон
начинался с размышлений о ценности времени и краткости жизни. Всякий раз размышления заканчивались решением спуститься на воду "как есть". Так вышло и прошлой весной. Забравшись в конце мая в моторный отсек и оценив объем работ, я в очередной раз решил, что старый движок еще ничего и вполне возможно сбегать на нем на Гореморе почти 1000 км туда и столько же обратно, что и было проделано... с переменным успехом. Под Ярославлем у нас отвалилась чугунная труба, отводящая выхлоп из выхлопного коллектора в ватерлок. Попросту отгнила от старости. Отломилась до места впрыска воды, т.е. там, где идут еще горячие выхлопные газы. Не загорелись чудом.
Трубу замотали жестью и замазали высокотемпературным герметиком. В таком виде успешно дошли до Городца и вернулись в Москву, но решение о замене, окончательное и бесповоротное, было принято. Чем я и занялся месяц назад.
attachment.php
 

Вложения

  • a4manp01.jpg
    a4manp01.jpg
    56.6 КБ · Просмотры: 596
Последнее редактирование модератором:
Доступ в моторный отсек возможен сзади из кормовой каюты и сверху через бортовые рундуки. Для доступа сверху пришлось местами разобрать, местами выломать фанерные пайолы в рундуках, тем более, что за более чем 30 лет жизни лодки они были изрядно продавлены. Выгребая барахло из рундуков, понял причину такого состояния пайолов. В глубине были обнаружены залежи всяких полезных вещей. К примеру, одних только веревок разнообразных выгреб огромный мешок - кису из-под стакселя заполнил доверху так, что в одиночку едва поднял! Нашлись даже абсолютно новые, еще в упаковке, швартовные концы. И это при том, что лодка пережила уже не одну нашу инспекцию!
 

Вложения

  • DSC_0849.jpg
    DSC_0849.jpg
    584.8 КБ · Просмотры: 561
  • DSC_0850.JPG
    DSC_0850.JPG
    492.2 КБ · Просмотры: 570
Задача № 1 - удалить все лишнее и вытащить двигатель. Одновременно с заменой движка запланировано обновление всех систем лодки - электрической, водопроводной, фановой, топливной - и общий ремонт. С электричеством предыдущий владелец был явно не в ладах, поэтому электросистема лодки представляла собой паутину разношерстных проводов на скрутках и изоленте. Что куда подключено - понять абсолютно невозможно. Каждый новый потребитель попросту цеплялся "соплями" к близлежащим проводам, поэтому, к примеру, при включении помпы подачи воды в гальюн и на камбуз по всей лодке моргало внутреннее освещение. Посему, апгрейд электрики решено было начать с полного кардинального удаления всех соплей кусачками. В итоге оставлены были лишь штатные провода, прокинутые еще на верфи. Они легко узнавались по аккуратной прокладке, нормально заделанным наконечникам и отличной степени сохранности (луженые многожильные медные провода в двойной ПВХ изоляции дожили до наших дней в виде, "как будто вчера поставлены").
 

Вложения

  • DSC_0844.JPG
    DSC_0844.JPG
    228 КБ · Просмотры: 568
  • DSC_0845.JPG
    DSC_0845.JPG
    285.3 КБ · Просмотры: 563
  • DSC_0846.JPG
    DSC_0846.JPG
    276.1 КБ · Просмотры: 535
  • DSC_0854.jpg
    DSC_0854.jpg
    218.2 КБ · Просмотры: 562
Последнее редактирование модератором:
После освобождения моторного отсека от паутины проводов настало время придумать как достать оттуда 150-килограммовый двигатель. Проблема в том, что непосредственно над двигателем люка нет. Вверх и вбок через рундуки он не проходит по ширине. Остается только извлекать его через также достаточно узкий проем трапа кормовой каюты. Процедура осложнялась тем, проем трапа смещен к левому борту и высота моторного отсека не превышает 80 см - передвигаться можно только на четвереньках, так что даже несколько здоровых мужиков делу не помогут (спину не выпрямить, а значит большого веса не поднимешь). Выход нашелся следующий. Сверху поперек всего кокпита был положен деревянный брус. С бруса в моторный отсек через боковые рундуки (пайолы в них к этому времени уже удалены) спущены цепи с талрепами М10. Движок за единственное подъемное ухо привязан к куску водопроводной трубы, концы которой прикреплены к талрепам.
 

Вложения

  • DSC_0873.JPG
    DSC_0873.JPG
    217.5 КБ · Просмотры: 580
  • DSC_0867.JPG
    DSC_0867.JPG
    216.7 КБ · Просмотры: 576
  • DSC_0868.JPG
    DSC_0868.JPG
    236.7 КБ · Просмотры: 554
  • DSC_0874.JPG
    DSC_0874.JPG
    243.1 КБ · Просмотры: 575
  • DSC_0875.JPG
    DSC_0875.JPG
    238.5 КБ · Просмотры: 569
Последнее редактирование модератором:
Набив талрепы, удалось без особого труда оторвать движок от фундамента. Осталось лишь придумать как сдвинуть его к левому борту и затем выдвинуть в кормовую каюту. Решение было найдено во время очередной закупки в магазине стройматериалов. В отделе мебельной фурнитуры были обнаружены вот такие пластиковые тележки для перемещения тяжелых предметов. По 70 руб штука! Грузоподъемность каждой - 150 кг! С их помощью движок легко и непринужденно подвинулся влево.
 

Вложения

  • DSC_0879.JPG
    DSC_0879.JPG
    220.7 КБ · Просмотры: 581
  • DSC_0881.JPG
    DSC_0881.JPG
    193 КБ · Просмотры: 582
  • DSC_0884.JPG
    DSC_0884.JPG
    214.6 КБ · Просмотры: 553
  • DSC_0886.JPG
    DSC_0886.JPG
    258.5 КБ · Просмотры: 563
Последнее редактирование модератором:
А затем был опущен на такие же тележки и по широкой доске поехал в кормовую каюту.
 

Вложения

  • DSC_0890.JPG
    DSC_0890.JPG
    260.8 КБ · Просмотры: 559
  • DSC_0892.JPG
    DSC_0892.JPG
    222.2 КБ · Просмотры: 538
  • DSC_0894.JPG
    DSC_0894.JPG
    202.7 КБ · Просмотры: 572
Откуда уже без проблем был извлечен погрузчиком. А теперь внимание! Двигатель 1976 года! Извлечен из лодки в рабочем состоянии!!!
 

Вложения

  • DSC_0907.JPG
    DSC_0907.JPG
    271.9 КБ · Просмотры: 581
  • DSC_0908.JPG
    DSC_0908.JPG
    231 КБ · Просмотры: 558
  • DSC_0911.JPG
    DSC_0911.JPG
    270.3 КБ · Просмотры: 643
  • DSC_0912.JPG
    DSC_0912.JPG
    272.4 КБ · Просмотры: 602
  • DSC_0913.JPG
    DSC_0913.JPG
    250.4 КБ · Просмотры: 617
Последнее редактирование модератором:
Эстафету принял новенький дизель Vetus. Он легче "Атомика" на 50 кг, имеет на один цилиндр меньше (3 вместо 4), чуть более оборотистый (3600 об/мин вместо 3000) и обладает почти такой же мощностью (28 л.с. на валу вместо 30 л.с., из которых, думаю, за более чем 30 лет эксплуатации осталось значительно меньше).
 

Вложения

  • DSC_0909.JPG
    DSC_0909.JPG
    261 КБ · Просмотры: 569
  • DSC_0910.JPG
    DSC_0910.JPG
    227.3 КБ · Просмотры: 593
Таким же образом на тележках был задвинут в моторный отсек, вывешен на цепях и примерен на место будущего нового фундамента.
 

Вложения

  • DSC_0914.JPG
    DSC_0914.JPG
    212.7 КБ · Просмотры: 538
  • DSC_0915.JPG
    DSC_0915.JPG
    195.8 КБ · Просмотры: 547
  • DSC_0916.JPG
    DSC_0916.JPG
    174.6 КБ · Просмотры: 544
  • DSC_0917.JPG
    DSC_0917.JPG
    192.7 КБ · Просмотры: 515
  • DSC_0918.JPG
    DSC_0918.JPG
    264.8 КБ · Просмотры: 564
Старый фундамент представлял собой вот такую стеклопластиковую ванну, которая посредством деревянных клиньев была отцентрована относительно гребного вала и приформована к днищу мокрыми угольниками.
 

Вложения

  • DSC_0896.JPG
    DSC_0896.JPG
    256.3 КБ · Просмотры: 624
Последнее редактирование модератором:
Увы, использовать его не получилось. Во-первых, новый двигатель оказался заметно шире "Атомика", а во-вторых старый фундамент был более длинным, в результате чего залезал в отсек под камбузом, в результате чего горячий воздух из моторного отсека проникал к холодильнику. Решено полностью изолировать моторный отсек, залатав прямоугольный вырез в переборке.
Короче, "ванну" пришлось срезать. Предварительно моторный отсек необходимо было очистить от многолетних наслоений масла, чтобы не размазывать его по стеклопластику в процессе срезания. Масло за долгие годы пребывания под старым фундаментом местами желатинизировалось, но, тем не менее, большая его часть без труда была удалена с помощью очистителя Super Cleaner и воды. Super Cleaner очень эффективно эмульгирует нефтепродукты, после чего они легко удаляются с водой. Окончательную очистку проводил бумажными салфетками сначала с Уайт спиритом, затем с ацетоном. Салфетки были куплены в магазине для автомаляров - 900 руб за рулон диаметром около 40 см, значительно более экономно, чем покупка бумажных полотенец в обычном магазине, к тому же они не так ворсятся как обычные бытовые.
 

Вложения

  • DSC_0896.JPG
    DSC_0896.JPG
    256.3 КБ · Просмотры: 612
  • DSC_0898.JPG
    DSC_0898.JPG
    230.6 КБ · Просмотры: 1 093
  • DSC_0900.JPG
    DSC_0900.JPG
    243.4 КБ · Просмотры: 599
  • DSC_0901.JPG
    DSC_0901.JPG
    233.3 КБ · Просмотры: 622
Итак, старый фундамент срезан. Днище очищено от масла, обезжирено и зашкурено лепестковым кругом. Пришло время определиться с местом под новый фундамент. Используем лазерный уровень, оставшийся после ремонта в квартире, для разметки ДП судна.
 

Вложения

  • DSC_0928.JPG
    DSC_0928.JPG
    245.2 КБ · Просмотры: 550
  • DSC_0927.JPG
    DSC_0927.JPG
    219.2 КБ · Просмотры: 568
Ошибочно полагал, что удастся сделать фундамент, вывесив движок в нужной позиции. Увы, хоть он и легче предыдущего, но все-таки 100 кг, согнувшись в три погибели, не поворочаешь. Пришлось из подручных материалов изготовить модель посадочных плоскостей опорных подушек двигателя и торца вала редуктора.
 

Вложения

  • DSC_0925.JPG
    DSC_0925.JPG
    214.3 КБ · Просмотры: 564
  • DSC_0926.JPG
    DSC_0926.JPG
    192.2 КБ · Просмотры: 596
С моделью дело пошло веселей. Были наструганы клинообразные рейки из доски 20х80 мм. Сложив из них две стопки, получил фундамент примерно нужной высоты. Модель подтвердила примерное попадание. Главное на данном этапе - примерно попасть в углы, высоту и положение относительно гребного вала. Затем рейки были одна за одной приклеены к днищу с помощью стеклоткани и эпоксидной смолы International. Смола очень жидкая в исходном состоянии и поэтому очень удобна в формовке - нет нужны предварительно пропитывать ткань, достаточно смазать поверхность, наложить ткань и пройтись по ней сверху кисточкой - стеклоткань мгновенно пропитывается смолой. Важно лишь не допускать острых сгибов стеклоткани, иначе образуются пустоты. Посему кромки скруглялись, а углы перед оклейкой заполнялись эпоксидной шпаклевкой от Hempel. Каждая рейка была проклеена отдельным слоем ткани. Всего на каждую опору ушло по 10 реек. Соответственно, в основании каждой опоры оказалось по 10 слоев ткани. Плюс с боков каждой опоры было наформовано еще по 5 слоев, не считая многочисленных лоскутков и обрезков, которые по ходу дела "пристраивались к делу". На данном этапе очень пригодился неисчерпаемый запас дешевых кисточек, одноразовых нестерильных медицинских перчаток, одноразовых глубоких тарелок и стаканчиков (полупрозрачных полиэтиленовых! непрозрачные белые стирольные растворяются от попадания растворителей! ). Стаканчики по 50 г очень удобны для четкого отмеривания смолы малыми дозами. В широких одноразовых тарелках смола эффективней отдает тепло и не так быстро саморазогревается. Взял за правило - после каждого замеса и проклея выкидывать всю посуду, кисточку и менять перчатки. Попытки замеса второй порции в старую посуду неизменно приводили к ускоренному наступлению саморазогрева смолы. А смена перчаток после каждой операции позволила не заляпать смолой и сохранить в чистоте все вокруг.
 

Вложения

  • DSC_0001.JPG
    DSC_0001.JPG
    205.5 КБ · Просмотры: 577
  • DSC_0002.JPG
    DSC_0002.JPG
    190.9 КБ · Просмотры: 585
Однако, поскольку рейки строгались на глазок и толщина слоев проклея была разной, плоскость фундамента оказалась неровной. Для обеспечения эффективной работы амортизаторов двигателя очень важно не допустить их диагонального вывешивания, в результате чего степень сжатия эластичных элементов амортизаторов неконтролируемо изменяется. Плоскость верхних поверхностей опор фундамента решено было отформовать, приложив к ним какую-нибудь эталонную плоскость. Так как ничего подходящего под рукой не оказалось, поехал на рынок и попросил отрезать мне кусок 6-мм стекла. На опоры фундамента положил относительно толстый слой загущенной смолы, перемежая ее слоями стеклоткани для армирования. Сверху расстелил полиэтиленовую пленку и положил стекло, придавив его подручными тяжестями. Увы, оказалось, что стекло даже на такой малой площади "играет" и плоскость отформовалась не вполне плоская, но все-таки лучше, чем было до.
 

Вложения

  • DSC_0005.JPG
    DSC_0005.JPG
    174.8 КБ · Просмотры: 545
  • DSC_0006.JPG
    DSC_0006.JPG
    190.9 КБ · Просмотры: 521
  • DSC_0007.JPG
    DSC_0007.JPG
    204.1 КБ · Просмотры: 569
  • DSC_0008.JPG
    DSC_0008.JPG
    206.9 КБ · Просмотры: 576
  • DSC_0009.JPG
    DSC_0009.JPG
    201.7 КБ · Просмотры: 570
Последнее редактирование модератором:
Идеальная плоскость была найдена в родном офисе в виде крышки стола из-под ксерокса. Ксерокс на время перекочевал на пол, а крышка - на фундамент. Результат полностью соответствовал ожидаемому. После возвращения крышки в офис фундамент был окончательно зашкурен и закатан еще парой слоев ткани.
 

Вложения

  • DSC_0010.JPG
    DSC_0010.JPG
    181.9 КБ · Просмотры: 559
  • DSC_0011.JPG
    DSC_0011.JPG
    196.5 КБ · Просмотры: 554
Попутно со всеми этими работами весь моторный отсек и в особенности стыки с переборками был проклеен стеклотканью. Дополнительно усилены проклейкой фундаменты баков под воду и топливо, объем которых планируется увеличить. Заклеена дырка, ведущая в отсек под камбузом. Дабы придать всему этому приличный вид и защитить от проникновения в ламинат воды, которая бывает в любом моторном отсеке, закатал все поверху эпоксидным составом Gel Protect от Hempel. Это особым образом подготовленная эпоксидная смола без содержания растворителей. В отличие от чистой смолы, она легче наносится на поверхности большой площади, не собираясь при этом в жгуты как смола. Образует очень гладкую поверхность, которую легко мыть. Очень важно - в отличие от смолы, в течение 5 дней после затвердевания не требует зашкуривания перед нанесением следующего слоя. Отличная укрывистость. Ну и стойкость к воде, кислотам и нефтепродуктам абсолютная. Кстати, может применяться и поверх стали. Важный для меня аспект - если в будущем мне придет охота что-нибудь приформовать новое к днищу, для этого достаточно будет зашкурить и обезжирить это эпоксидное покрытие.
 

Вложения

  • DSC_0012.JPG
    DSC_0012.JPG
    222.9 КБ · Просмотры: 518
Последнее редактирование модератором:
Первая примерка движка, после чего закатываем Гель Протектом весь остальной моторный отсек. Впереди - точная центровка, установка новых баков, новых аккумуляторов, электрики, водопровода и так далее...
 

Вложения

  • DSC_0013.jpg
    DSC_0013.jpg
    224.7 КБ · Просмотры: 641
  • DSC_0016.JPG
    DSC_0016.JPG
    171.2 КБ · Просмотры: 600
Поздравляю!!! Молодец!!! Красиво, не маленький объем работ произведен.
 
Поздравляю!!! Молодец!!! Красиво, не маленький объем работ произведен.

Спасибо! Но поздравлять рано, боюсь, что основной объем работ еще впереди. Сейчас занимаюсь всякой мелочевкой, в ожидании баков, поскольку баки должны быть поставлены на место перед окончательной центровкой движка. Хотя вот эти мелочи и отнимают значительную часть времени - весь день ковыряешься, а видимого результата нет...
 
Верх