Затопляемый понтон - как сделать?

В 2012 году Питерский ГИМС попытался начать регистрацию всякого рода понтонов и прочего на них похожего. Некоторые сдались и за определенную плату получили судовой билет на сооружение из четырех бочек и настила, которому разрешался выход на удалении от берега до 500м и плавание при волне до 0,5м ?????!!!!!. Клуб *Балтиец* организованно игнорировал сие начинание, не остановился, подал в суд и выиграл дело. Решением суда инициатива ГИМСа признана незаконной о подлежит отмене. Более подробную информацию можно найти на сайте яхт-клуба *Балтиец*
Почему "некоторые сдались"? ГИМС,он что, обязывал получать судовой билет на понтоны?Непонятно как то изложена мысль в посте..У ГИМСа есть право регистрировать понтоны и как это его лишили этого права?Это все равно ,что гаи запретить машины регистрировать:be:
 
Прикидочный расчет понтондока.
Настоящий расчет является прикидочным и ни коим образом не может служить руководством по проектированию и строительству подобных сооружений. Кроме того в расчете не учитывались некоторые второстепенные факторы, которые при определенных условиях могут стать решающими.Например наличие свободных поверхностей жидкостей в поплавках и в отсеках поднимаемого судна, наличие незакрепленных грузов, наличие сыпучих веществ и тп.
Краткое описание принятой конструкции понтондока.
Два параллельных поплавка длинной по 10 метров и на расстоянии 6 метров между продольными осями. Сверху поплавков поперек установлены 4 балки - каркас настила стапель палубы. На каждый поплавок по концам и в центре установлены башни высотой по 2,5 метра.
Поплавки изготовлены из стальной трубы диаметром 1м и толщиной стенки 10мм. В каждом поплавке имеются по две водонепроницаемые переборки, делящие его на три изолированных отсека. Каркас настила - 4 балки длиной по 7 метров из катанного швеллера N20. Башни высотой по 2,5 метра изготовлены из той же, что и поплавки трубы, и также имеют концевые переборки.
В дальнейшем буду опускать математические действия и выдавать только результат.
Весовой расчет:
поплавки 2 шт Вес Р=4,9т Аппликата ЦТ Zg=0,5м Момент M=2,45 тм
переборки поплавков P=0,49т Zg=0,5м М=0,25 тм
каркас настила P=0,51т Zg=1,1м М=0,57 тм
башни 6шт P=3,70т Zg=2,25м М=8,33 тм
переборки башен P=0,74т Zg=2,25м М=1,67 тм

Итого для понтондока Р=10,4т Zg=1,28м

Расчет грузоподъемности:
Объем поплавков V=15.7m3
Грузоподъемность Р= 15,7-10,4=5,3т

Расчет остойчивости порожнего понтондока:
Водоизмещение порожнего понтондока равно его весу V=10,4м3
Осадка при V=10,4м3 равно около 0,65м
Аппликата ЦВ погруженного объема Za=0,45м
Поперечный момент инерции площади ВЛ J=172,4 м4
Поперечный метацентрический радиус r=J/V=172,4/10,4=16,6м
Поперечная метацентрическая высота h=r-(Zg-Za)=15,8м


Продолжение позже.
 
Почему "некоторые сдались"? ГИМС,он что, обязывал получать судовой билет на понтоны?Непонятно как то изложена мысль в посте..У ГИМСа есть право регистрировать понтоны и как это его лишили этого права?Это все равно ,что гаи запретить машины регистрировать:be:
Вот именно обязывал, мотивируя что это плавсредство. И некоторые не стали спорить. Администрация яхтклуба Балтиец поспорила путем подачи искового заявления в суд. Суд вынес решение о неправомерности действия ГИМС в части регистрации понтонов как маломерных судов. Дальше возможно все, например ГИМС подправит свои документы, по которым регистрации будут подлежать не только маломерные суда, но и любые предметы, имеющие способность держаться на воде и находящиеся в собственности граждан. И аналогия с ГАИ. Год назад ГАИ не могло, даже если бы очень захотело, регистрировать скутери, не было это прописано в законодательстве.Теперь прописали и будут регистрировать. Предмет спора с ГИМС - является ли понтон о четырех бочек и десятка досок маломерным судном. Суд вынес решение - не является. Путем внесение некоторых казуистических изменений в законодательство можно будет считать маломерным судном все принадлежащее гражданам предметы, способные держаться на воде.
 
Последнее редактирование модератором:
Вот именно обязывал, мотивируя что это плавсредство. И некоторые не стали спорить. Администрация яхтклуба Балтиец поспорила путем подачи искового заявления в суд. Суд вынес решение о неправомерности действия ГИМС в части регистрации понтонов как маломерных судов. Дальше возможно все, например ГИМС подправит свои документы, по которым регистрации будут подлежать не только маломерные суда, но и любые предметы, имеющие способность держаться на воде и находящиеся в собственности граждан. И аналогия с ГАИ. Год назад ГАИ не могло, даже если бы очень захотело, регистрировать скутери, не было это прописано в законодательстве.Теперь прописали и будут регистрировать. Предмет спора с ГИМС - является ли понтон о четырех бочек и десятка досок маломерным судном. Суд вынес решение - не является. Путем внесение некоторых казуистических изменений в законодательство можно будет считать маломерным судном все принадлежащее гражданам предметы, способные держаться на воде.

Вполне могут.Придумают название плавающим емкостям и -привет...регистрация,налоги,техосмотры и т.д.
 
Два параллельных поплавка длинной по 10 метров... расчет является прикидочным...

Предмет спора с ГИМС - является ли понтон о четырех бочек и десятка досок маломерным судном.


Если я правильно понимаю,то для расчета остойчивости данного понтондока в надводном положении применимы правила расчёта остойчивости катамаранов. В упрощённом варианте #42 без учёта указанных Вами факторов,а также и перемещения ЦТ при наклонениях.

Существуют целые водные городки водномоторников на понтонах из бочек и даже плавучие миниэлинги на 20 бочках ( по пяти на углах) для малых катеров.Неизвестно правда, требуют ли они какого-либо технического освидетельствования на предмет безопасного удержания на плаву в условиях неподвижной стоянки у берега.
 

Вложения

  • Понтоные домики водномоторников Праги.JPG
    Понтоные домики водномоторников Праги.JPG
    321.2 КБ · Просмотры: 714
  • Элинг на понтоне  из бочек  для для укрытия катера.Прага.JPG
    Элинг на понтоне из бочек для для укрытия катера.Прага.JPG
    208.1 КБ · Просмотры: 1 293
Прикидочный расчет понтондока.
Настоящий расчет является прикидочным и ни коим образом не может служить руководством по проектированию и строительству подобных сооружений. Кроме того в расчете не учитывались некоторые второстепенные факторы, которые при определенных условиях могут стать решающими.Например наличие свободных поверхностей жидкостей в поплавках и в отсеках поднимаемого судна, наличие незакрепленных грузов, наличие сыпучих веществ и тп.
Краткое описание принятой конструкции понтондока.
Два параллельных поплавка длинной по 10 метров и на расстоянии 6 метров между продольными осями. Сверху поплавков поперек установлены 4 балки - каркас настила стапель палубы. На каждый поплавок по концам и в центре установлены башни высотой по 2,5 метра.
Поплавки изготовлены из стальной трубы диаметром 1м и толщиной стенки 10мм. В каждом поплавке имеются по две водонепроницаемые переборки, делящие его на три изолированных отсека. Каркас настила - 4 балки длиной по 7 метров из катанного швеллера N20. Башни высотой по 2,5 метра изготовлены из той же, что и поплавки трубы, и также имеют концевые переборки.
В дальнейшем буду опускать математические действия и выдавать только результат.
Весовой расчет:
поплавки 2 шт Вес Р=4,9т Аппликата ЦТ Zg=0,5м Момент M=2,45 тм
переборки поплавков P=0,49т Zg=0,5м М=0,25 тм
каркас настила P=0,51т Zg=1,1м М=0,57 тм
башни 6шт P=3,70т Zg=2,25м М=8,33 тм
переборки башен P=0,74т Zg=2,25м М=1,67 тм

Итого для понтондока Р=10,4т Zg=1,28м

Расчет грузоподъемности:
Объем поплавков V=15.7m3
Грузоподъемность Р= 15,7-10,4=5,3т

Расчет остойчивости порожнего понтондока:
Водоизмещение порожнего понтондока равно его весу V=10,4м3
Осадка при V=10,4м3 равно около 0,65м
Аппликата ЦВ погруженного объема Za=0,45м
Поперечный момент инерции площади ВЛ J=172,4 м4
Поперечный метацентрический радиус r=J/V=172,4/10,4=16,6м
Поперечная метацентрическая высота h=r-(Zg-Za)=15,8м


Продолжение позже.

А можно это как-то изобразить? Хотя бы схематично! И конечно грузоподъемность маловата надо около 10 т (средний вес катеров)
 
Если я правильно понимаю,то для расчета остойчивости данного понтондока в надводном положении применимы правила расчёта остойчивости катамаранов. В упрощённом варианте #42 без учёта указанных Вами факторов,а также и перемещения ЦТ при наклонениях.

Существуют целые водные городки водномоторников на понтонах из бочек и даже плавучие миниэлинги на 20 бочках ( по пяти на углах) для малых катеров.Неизвестно правда, требуют ли они какого-либо технического освидетельствования на предмет безопасного удержания на плаву в условиях неподвижной стоянки у берега.

Метода расчета статической остойчивости при малых углах крена одна, что для медного таза, что для лайнера, что для куска дерьма. Есть ватерлиния - есть что считать. А расчет достаточно прост - это все во лишь определение взаимосвязи четырех величин: Аппликат ЦТ и ЦВ погруженного объема, Водоизмещения и Площади действующей ватерлинии. Это для подчеркнутого. Далее остойчивость при больших наклонениях - посложнее. Еще далее динамическая остойчивость. Еще далее остойчивость с учетом волнения. Еще далее масса частных случаев остойчивости (затопление отсеков, посадка на мель, смещение груза и пр). Но к рассматриваемому понтону эти *далее* не относятся, если Вы конечно не попытаетесь на нем отойти от берега хотя бы на несколько десятков метров. Если предназначение совершать вертикальные перемещения, не стоит двигаться по горизонтали.
 
А можно это как-то изобразить? Хотя бы схематично! И конечно грузоподъемность маловата надо около 10 т (средний вес катеров)

Как-то расчет грузоподъемности... того, заставляет задуматься. Указанная грузоподъемность в 5,3т. предполагает что уровень палубы находится на одном уровне с водой, а учитывая то, что площадь ВЛ понтона с такой нагрузкой рассматриваемой конструкции равна 4,71 кв.м, надо понимать что если на этот же понтон заберется человек весом - ну к примеру 100кг. на настиле уже будет плескаться вода.
Хотя по большому счету все это ерунда, можно добавить труб-поплавков, на предмет грузоподъемности.
Но есть беда корень которой сами трубы. Объективно грузить их можно с нулевой осадки и до диаметра, дальше падает площадь ВЛ вместе с остойчивостью, и грузоподъемность тоже не фонтан.
 
Но есть беда корень которой сами трубы. Объективно грузить их можно с нулевой осадки и до диаметра, дальше падает площадь ВЛ вместе с остойчивостью

Так наверное в этой позиции (#28 п.6 Положение при штатной осадке плавдока), даже при загрузке только "до диаметра", расчёт и должен показать - сколько человек с оборудованием могут находиться на одной стороне плавдока без опасности его опрокидывания.
 
Так наверное в этой позиции (#28 п.6 Положение при штатной осадке плавдока), даже при загрузке только "до диаметра", расчёт и должен показать - сколько человек с оборудованием могут находиться на одной стороне плавдока без опасности его опрокидывания.

Так в рассматриваемом примере он порожний имеет осадку 0,65, т.е больше "диаметра".
Я то собственно имел ввиду что далее в расчетах имеет смысл принимать величину грузоподъемности меньше цифры 5,3 т.
 
Далее остойчивость при больших наклонениях – посложнее .Но к рассматриваемому понтону эти *далее* не относятся.
Если предназначение совершать вертикальные перемещения,не стоит двигаться по горизонтали.

Ну да, конечно,разумеется.Понятно.Просто вспомнил свой любительский расчёт ординат и моментов инерции площадей равнообъёмных ватерлиний для обводов катамаранного типа именно при больших наклонениях.
 
Так в рассматриваемом примере он порожний имеет осадку 0,65, т.е больше "диаметра".Я то собственно имел ввиду что далее в расчетах имеет смысл принимать величину грузоподъемности меньше цифры 5,3 т.

Возможно и так.Но если не ошибаюсь, интересный расчёт носит прежде всего принципиальный характер,на примере небольшого понтондока демонстрируя основу подхода к предварительной оценке его остойчивости.
 
Так в рассматриваемом примере он порожний имеет осадку 0,65, т.е больше "диаметра".
Я то собственно имел ввиду что далее в расчетах имеет смысл принимать величину грузоподъемности меньше цифры 5,3 т.

Читайте внимательнее. Диаметр поплавков 1м, осадка о,65м, над водой 0,35. Радует, что самостоятельно определили площадь ВЛ башен. Но в данном случае важна не площадь, а момент инерции площади ВЛ относительно ДП понтона. Посмотрите *момент инерции плоских фигур относительно центральных осей* и *момент инерции плоских фигур относительно начала координат*. Также попробуйте определить момент кренящий на 1 градус при метацентрической высоте равной 15,8м.
 
Возможно и так.Но если не ошибаюсь, интересный расчёт носит прежде всего принципиальный характер,на примере небольшого понтондока демонстрируя основу подхода к предварительной оценке его остойчивости.

Разумные слова. Именно пример расчета для условной конструкции, и расчета весьма условного. Например не учитываются объемы, плавучесть и моменты инерции каркаса настила и собственно самого настила.
 
Как-то расчет грузоподъемности... того, заставляет задуматься. Указанная грузоподъемность в 5,3т. предполагает что уровень палубы находится на одном уровне с водой, а учитывая то, что площадь ВЛ понтона с такой нагрузкой рассматриваемой конструкции равна 4,71 кв.м, надо понимать что если на этот же понтон заберется человек весом - ну к примеру 100кг. на настиле уже будет плескаться вода.
Хотя по большому счету все это ерунда, можно добавить труб-поплавков, на предмет грузоподъемности.
Но есть беда корень которой сами трубы. Объективно грузить их можно с нулевой осадки и до диаметра, дальше падает площадь ВЛ вместе с остойчивостью, и грузоподъемность тоже не фонтан.

Соотношение веса собственно понтона и веса поднимаемого судна в разумных пределах. Найдите ТТХ какого-либо плавдока, и убедитесь.
Можно конечно облегчить поплавки, применив трубы с толщиной стенки 5мм. Добавим к грузоподъемности 2 с лишним тонны. Но что станет с поплавками после зимовки во льду????
 
Хотелось бы побольше Ваших сомнений в правильности расчета. Считаю урывками, наличие арифметических ошибок вполне возможно.
 
Так наверное в этой позиции (#28 п.6 Положение при штатной осадке плавдока), даже при загрузке только "до диаметра", расчёт и должен показать - сколько человек с оборудованием могут находиться на одной стороне плавдока без опасности его опрокидывания.

Расчет момента кренящего на 1 градус для понтондока в порожнем состоянии. M=Dhсинус угла 1градус=10,4х15,8х0,0175=2,88тм или 0,95т на поплавок.
 
Читайте внимательнее. Диаметр поплавков 1м, осадка о,65м, над водой 0,35. Радует, что самостоятельно определили площадь ВЛ башен. Но в данном случае важна не площадь, а момент инерции площади ВЛ относительно ДП понтона. Посмотрите *момент инерции плоских фигур относительно центральных осей* и *момент инерции плоских фигур относительно начала координат*. Также попробуйте определить момент кренящий на 1 градус при метацентрической высоте равной 15,8м.

Площадь ВЛ башен приведена для частного случая с углом крена 0 и осадкой 1м. Хотя мне невдомек причем здесь площади ВЛ башен если в в "...данном случае..." речь идет о порожнем понтондоке. (насколько понял - метацентрическая высота 15,8 относится к порожнему).
 
Площадь ВЛ приведена для частного случая с углом крена 0 и осадкой 1м. Хотя мне невдомек причем здесь площади ВЛ башен если в в "...данном случае..." речь идет о порожнем понтондоке. (насколько понял - метацентрическая высота 15,8 относится к порожнему).

Момент кренящий на 1 градус расчитан для порожнего понтона (осадка о,65м).Башни пока не причем. А причем момент инерции площади ВЛ поплавков при погружении их 0,65. А на упомянутые площади ВЛ башен 4,71м2 обратил внимание потому что это значение я не приводил в расчете, а верная цифра была Вами названа.
Ждите продолжения расчета для следующих положений понтондока.
 
Расчет момента кренящего на 1 градус для понтондока в порожнем состоянии. M=Dhсинус угла 1градус=10,4х15,8х0,0175=2,88тм или 0,95т на поплавок.

Что-то высота в 15,8 вызывает сомнения, вечером посижу посчитаю поподробнее. Ну и вслед расчеты про один градус умозрительно... при максимальной грузоподъемности в пять тонн в ДП, одна тонна на поплавок вызывает крен в 1 градус... ну оч сомнительно даже с точки зрения обычной житейской логики.
Хотя бывает всякое:)
 
Верх