Для удовлетворения потребностей судна в тепле используются вспомогательные, утилизационные или комбинированные котлы. Вспомогательные котлы работают на жидком или твердом топливе. Утилизационные — на отработавших газах от двигателей внутреннего сгорания. В комбинированных котлах используется для получения тепла как топливо, так и отработавшие газы. Если на дизельном судне нет острой потребности в паре, то для бытовых нужд используются водогрейные вспомогательные или утилизационные котлы, в которых вода не доводится до температуры кипения.
Из вспомогательных котлов на серийных теплоходах последней постройки часто применяются автоматизированные котло - агрегаты КОАВ-68 или КОАВ-200. Они работают на том же топливе, что и главные двигатели. Для небольших судов применяют чугунные секционные котлы, работающие на каменном угле.
Утилизационные котлы позволяют повысить экономичность всей судовой силовой установки на 4—10%, так как для их работы не требуется дополнительного топлива. Такая эффективность объясняется тем, что с отработавшими газами уносится до 30% тепла, образующегося в дизеле при сгорании топлива, которое частично возвращается в виде пара или горячей воды, вырабатываемых утилизационными котлами.
Автоматический водогрейный котел-глушитель:
1-вход отработавших газов двигателя; 2-выход отработавших газов; 3-вход воды; 4-выход воды
Утилизационные котлы на речных теплоходах часто используются и как глушители.
Одна из конструкций автоматизированного котла-глушителя показана на рис. 137.