MIBS 2024

Радар (радиолокатор) при эксплуатации маломерных судов

Вы ошибаетесь масштаб на дисплее радаром не управляет - можно вывести на один дисплей мелкий масштаб, на второй средний, на третий дальний - везде будет работать одинаково. Есть модели двухдиапазонных радаров - но мы не об этом.

Если интересно, это к слову о работе радара в зависимости от выбранного масштаба/шкалы дальности... во вложении фото из инструкции одного из радаров, старенького, но работающего Furuno. Сегодня как раз почитал....
В диапазоне до 1.5 миль, частота импульсов 2100 Hz, время излучения 0.08с
В диапазоне от 1.5 до 3 миль частота 1200 Hz, время излучения 0.3с
В диапазоне от 3 до 96 миль частота импульсов 600 Hz, время излучения 0.8 с.

Это к вопросу о том, что в зависимости от выбранного масштаба/шкалы дальности (неважно как тачскрином или кнопкой), изменяется работа генератора импульсов РЛС, что в свою очередь пораждает минимальную дальность обнаружения, индивидуальную для каждого диапазона ( в данной РЛС их три диапазона).
В диапазоне до 1.5 миль, эта дистанция обнаружения будет действительно минимальной для данной станции, как ограничительная характеристика, так как повлиять на нее уже не нельзя.
Она же, будет увеличиваться в других диапазонах, но её влияния можно избежать своевременным изменением масштаба/шкалы дальности.. то есть осмотреться в непосредственной, до 1.5 мили, близости от судна... и это максимум что может сделать данный радар.....

В Вашем радар-картплоттере реализована функция Dual Range, насколько я понял из описания, функция помогает избежать потерь эхосигналов.....

У других радаров настройки шага диапазонов будут меняться по своему алгоритму, тут зависит от производителя и задачи для радара....
 

Вложения

  • 20200529_133032.jpg
    20200529_133032.jpg
    126.5 КБ · Просмотры: 76
  • 20200529_133111.jpg
    20200529_133111.jpg
    42.8 КБ · Просмотры: 76
Последнее редактирование:
Вы про разные частоты говорите - коллега Weefox про несущую частоту (у Furuno FR-7062 она одна - 9410МГц), вы про частоту импульса
 
Если вопрос в собственности, то на сегодня я владелец лодки "Романтика" с подвесником "Салют-Э"...
😉😉


Практик переключает шкалу дальности, теоретик меняет длину и частоту импульсов.
Практик выбирает и учитывает ограничения, накладываемые используемой шкалы дальности и выбирает более подходящую шкалу, теоретик то что при распространении импульсов есть мёртвые зоны в любом диапазоне эхолокации, и меняет длину волнового тракта либо ищет радар с нужными характеристиками...
И тот и другой говорит об одном и том же, и оба мнения имеют место быть...

Вот тогда промолчал, но Вы решили пойти по третьему кругу.

Лично я, 5 лет интенсивно пользующий радар, не рискну назвать себя практиком, т.к. есть ещё много случаев, в которых он мною не был испробован. Поэтому считаю себя всего лишь любителем.

Вы же, не имея ни радара, ни (судя по Вашим комментариям) профильного образования и хоть малейшего опыта пользования, но вооружившись, хотя и не поняв до конца смысла, несколькими прочитанными статьями в инете, гордо зовёте себя теоретиком и везде, где надо и не надо, пытаетесь впихнуть слово «импульс».

<удалено модератором>

Теперь по существу.
Как уже ранее указывал Ваш оппонент, чем выше находится радарная антенна, тем больше мертвая зона.
Но обсуждать её нет никакого смысла потому, что при минимальном масштабе картплоттера цель начнёт отображаться за 800 м и будет на экране до тех пор, пока не наступит «мертвая зона» примерно в 30-60 м от Вашего судна.
И если, соответственно, на 750 из этих 800 метров на экране Вы профукали препятствие (к примеру буй), то, скорее всего, узнаете о его точном местонахождении только путём физического соприкосновения.

Помимо этого на картплоттере отображается минимальное расстояние 1 км в каждую сторону от судна.

Так же, чтобы было понятно, на экране картплоттера точка, обозначающая Ваше Судно, находится не в центре, а ровно посередине нижней части экрана (на фото выделена красным кружком).

D7260900-3721-4DF3-99E9-8A83B1CD4AFD.jpeg


Из всего этого следует, что в отличие от радарной антенны, которая, двигаясь вокруг собственной оси, посылает Ваши любимые «импульсы» на 360 градусов, из-за того, что точка судна находится внизу, а не посередине экрана, на картплоттере отображается только одно, «переднее» полушарие, ну плюс ещё 15-20 градусов позади антенны.

Соответственно, из ранее выложенной Вами схемы, реально увидеть на экране картплоттера возможно только область, находящуюся выше нанесенной мной синий линии. Красным кружком отмечена радарная антенна.

0E1D9414-5FC5-4884-8CC3-D585864D5868.jpeg


Ну и, как Вы надеюсь теперь понимаете, радар не является панацеей от своевременного обнаружения сомалийских пиратов ни на ходу, ни на стоянке, т.к. экран картплоттера не охватывает все то, что творится «за» радаром.

PS. Не совсем уверен, но не исключаю того, что азимутальными или иными настройками можно переместить место нахождения судна в центр экрана.
Но даже если и возможно, то точно нах… не надо, разве что пиратов выслеживать. 🤣
 
Последнее редактирование модератором:
Есть подозрение, что у вас радар на плоттере стоит в Course Up/ Head Up, потому и показывает только впереди себя, и развертка вращается вокруг судна. А если изменить настройку на North Up, то картинка перестанет вращаться, и будет вектор вращаться. И в этом случае должна быть возможность переместить судно в любую точку экрана развертки. И картинка должна быть круговая.

Немного напрягает фраза о минимальной дальности обнаружения 800м.... А на кой такой радар нужен, если применительно к катеру, обнаруживает цель на полпути до горизонта? Все-таки, на катере дистанции измеряются в десятках метров, на той же реке, например... Конечно, приятно, выйдя в озеро и поглядев на радар, сказать, что, мол, видны берега в 5км... Но какой в том смысл?
Прошу прощения, что влез в умную беседу, но просто ваше сообщение вызвало дополнительные вопросы о необходимости столь дорогой приспособы на катере
 
Вы про разные частоты говорите - коллега Weefox про несущую частоту (у Furuno FR-7062 она одна - 9410МГц), вы про частоту импульса
Как сказать:
"Минимальная дальность зависит от длительности излучаемых импульсов и длины волноводного тракта радара" #182.
Не отрицаю, может говорили о одних вещах, поэтому и есть желание понять.

Всё верно, несущая частота одна и не меняется, также как сказал коллега Weefoх, постоянная характеристика прибора, которую можно перевести в длину волны, и наиболее распространённые 3 см и 10 см РЛС.
Мертвая зона и минимальная дальность обнаружения? И их взаимное расположение....Вот в чем вопрос...

Мертвая зона зависит от высоты установки антены. Это то, куда луч физически не попадает. Моя мысль заключалась в том, что в это понятие входит и то, что преграждает лучу путь, например конструкция судна....
Теневые сектора отдельно.

Минимальная дальность обнаружения.
Увеличивая дальность обзора радара, меняется импульсная частота, при которой увеличивается минимальная дальность обнаружения....
Вот я и привёл выдержку из инструкции (табличку), говорящую об этом....

Weefox продемонстрировал модель радар-картплоттера, работающего в режиме Дуал Рэндж, позволяющий избежать потерь от минимальной дальности обнаружения для дальнего обзора, так как радар одновременно работает в ближнем обзоре.
 
Последнее редактирование:
Но обсуждать её нет никакого смысла потому, что минимальная дальность определения цели, отображаемая на картплоттере, составляет 800 м, а мертвая зона примерно 30-60 м.
И если, соответственно, на 750 из этих 800 метров на экране Вы профукали препятствие (к примеру буй), то, скорее всего, узнаете о его точном местонахождении только путём физического соприкосновения.

Мы как раз об этом и говорили, что "мёртвые зоны" понимают по-разному. Это термин зависящий от высоты установки антенны, и термин от загораживающих элементов конструкции судна (не путать с теневыми секторами).

Также важную роль играет выбранная шкала дальности или масштаб пальцами на картплоттере. Так как из-за разности частоты излучения импульсов, работая на дальнем обзоре, можно запросто потерять информацию вблизи судна... это как раз ситуация про 750 метров, как Вы пишете выше.
Это относится и к "ОГРАНИЧЕНИЯМ НАКЛАДЫВАЕМЫМЫМ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ШКАЛЫ ДАЛЬНОСТИ", о чем однозначно говорят МППСС и ППВВП...Выбрать соответствующию шкалу дальности (да хоть и пальцами на тачскрине) и буй не потеряется....!!!!!!

Собстенно и шла речь....о ТЕРМИНАЛОГИИ, кто и что считает "МЁРТВОЙ ЗОНОЙ".
Обсуждение было подкреплено теоретической частью, не всем понятной...

Так же, чтобы было понятно, на экране картплоттера точка, обозначающая Ваше Судно, находится не в центре, а ровно посередине нижней части экрана (на фото выделена красным кружком).
Про это можно и не говорить. Смещение центра никак не влияет работу РЛС и мертвых зон. Это тоже самое что изменять яркость дисплея, чистить его тряпочкой или положить на него фуражку...
 
Последнее редактирование:
Вот тогда промолчал, но Вы решили пойти по третьему кругу.

Лично я, 5 лет интенсивно пользующий радар, не рискну назвать себя практиком, т.к. есть ещё много случаев, в которых он мною не был испробован. Поэтому считаю себя всего лишь любителем.

Вы же, не имея ни радара, ни (судя по Вашим комментариям) профильного образования и хоть малейшего опыта пользования, но вооружившись, хотя и не поняв до конца смысла, несколькими прочитанными статьями в инете, гордо зовёте себя теоретиком и везде, где надо и не надо, пытаетесь впихнуть слово «импульс».

Извините, если чем-то оскорбил, но со стороны Ваши безапелляционные утверждения выглядят примерно так же нелепо, как если бы пьяный люмпен с тремя классами образования между матюгов вдруг решил вставить слово «весьма».
Пятница есть пятница.....
 
PS. Не совсем уверен, но не исключаю того, что азимутальными или иными настройками можно переместить место нахождения судна в центр экрана.
Но даже если и возможно, то точно нах… не надо, разве что пиратов выслеживать. 🤣
У вас как раз задействована настройка смещения центра, это удобно, более подробный масштаб карты, дальше видно впереди... соглашусь Вами, НО!
Про пиратов....из молодости....
Заход в Стокгольм с моря, солнце, красотища.... на полпути в шхерах накрывает туман. Видимость метров 10....на одном двигателе самым малым.... Всё в работе рлс, аис, эхолот, отражатель, огни, туманный горн в авторежиме плюс добавляю сигналы вручную....идём вдоль кромки...
Делаю Ваш вариант смещения центра....
Тендер с АИС начинает движение от одного берега к другому.... Еще обрабатываю несколько целей, понимаю что ползём уверенно....Красота, как морской бой....
Вдруг перед носом из тумана яхта под парусами и мотором, поперёк.....ни АИС, ни отражателя, радар ее не видел, шведы приветливо машут рукой🤗.... Легкий шок... После этого поставили вперед смотрящего на нос с рацией, вернее он сам пошел туда после такого происшествия....
Апогей наступил внезапно....
Нас догнал и обогнал круизный лайнер, которого мы так и не увидели в 70 метрах от нас... Рёв его тифона, это не рёв, это был кошмар в шхерах....
Вот также же из-за смещения не увидели "поршень" который нас догнал, ни его АИСа на картплоттере.....
Второй случай с Береговой охраной....видимость хорошая мили 4, валим узлов 20... и они как оказалось за нами.... странный гул привлекает внимание... чуть позади траверза вояки семафорят лампой ратьера, сирена, ракетница вперёд по курсу...
Пираты пиратами, не повторяйте детские ошибки....НАБЛЮДЕНИЕ☝️, визуальное, слуховое, а также с помощью всех имеющихся средств, применительно к условиям и обстоятельствам.....
За кормой следить, или зад прикрыть это уж кому как доходчивей....
 
Последнее редактирование:
Есть подозрение, что у вас радар на плоттере стоит в Course Up/ Head Up, потому и показывает только впереди себя, и развертка вращается вокруг судна. А если изменить настройку на North Up, то картинка перестанет вращаться, и будет вектор вращаться. И в этом случае должна быть возможность переместить судно в любую точку экрана развертки. И картинка должна быть круговая.

Немного напрягает фраза о минимальной дальности обнаружения 800м.... А на кой такой радар нужен, если применительно к катеру, обнаруживает цель на полпути до горизонта? Все-таки, на катере дистанции измеряются в десятках метров, на той же реке, например... Конечно, приятно, выйдя в озеро и поглядев на радар, сказать, что, мол, видны берега в 5км... Но какой в том смысл?
Прошу прощения, что влез в умную беседу, но просто ваше сообщение вызвало дополнительные вопросы о необходимости столь дорогой приспособы на катере

Речь идёт не о минимальной дальности обнаружения, а о минимальном масштабе экрана, при котором цель начинает отображаться за 800 м и до тех пор, пока не наступит пресловутая « мертвая зона» в 30-60 м от Вашего судна.
Посмотрите на скрин с моего картплоттера в 223 посту. Специально же выложил дублирующее изображение карта/радар.
Чтобы больше никто не путался, обсуждаемый пост слегка подкорректировал.

Если точку Вашего судна переместить в центр экрана, то при минимальном масштабе Вы увидите цель в два раза позже, т.е. за 400 м. Оно Вам надо?
На всякий случай повторюсь, что с увеличением масштаба уменьшается размер цели на экране и если на поиск сухогруза это никак не повлияет, то бакен и резиноплавателя можете уже и не заметить.

Про вращение картинки вообще Вас не понял...
 
Последнее редактирование:
Да, про минимальный масштаб экрана понял. Хотя вот, смотрю вперед...для катера 400м - это дофига, если он не на глиссирущем режиме.
Про вращение карты - есть режимы типа Head Up, когда ваш курс всегда строго наверх, а карта вращается вокруг, так картинка на радаре совпадает с тем, что видно впереди визуально. В режиме North Up сверху экрана север, а не ваш курс, куда бы вы не поворачивали. Собственно, вот.
 
Да, про минимальный масштаб экрана понял. Хотя вот, смотрю вперед...для катера 400м - это дофига, если он не на глиссирущем режиме.
Про вращение карты - есть режимы типа Head Up, когда ваш курс всегда строго наверх, а карта вращается вокруг, так картинка на радаре совпадает с тем, что видно впереди визуально. В режиме North Up сверху экрана север, а не ваш курс, куда бы вы не поворачивали. Собственно, вот.

Естественно у меня что на радаре, что на карте курс строго вверх, точно так же, как и на автомобильных навигаторах.

По поводу достаточности обнаружения цели за 400 м для водоизмещающих судов с Вами солидарен, но, согласитесь, что увидеть её за 800 м будет гораздо спокойнее.
 
Конечно, чем дальше, тем больше времени на раздумья. С другой стороны маломерщику думать вредно - знай себе, уступай.

Естественно у меня что на радаре, что на карте курс строго вверх, точно так же, как и на автомобильных навигаторах.

Тут уже от привычки зависит. Я вот уже много лет пользуюсь радаром, видел много людей, кто предпочитает истинное или относительное движение. Но почти все пользуются режимом "север сверху" , а не "курс сверху" . И только лоцмана в пиндосии на реках ставят курс вверх.
 
Но почти все пользуются режимом "север сверху" , а не "курс сверху" . И только лоцмана в пиндосии на реках ставят курс вверх.

На море и озерах удобнее север сверху. В голове прогноз, понимаешь, что с ветром. Я обычно небольшую поправку даю с учетом ветра, чтобы пересечение по прямой линии было.

На реках удобнее как по навигатору, там ветер все одно либо в морду, либо в зад, меньше мозги напрягать...
 
Чёт замкнуло меня на мертвой зоне...
Стал вспоминать. Никакие она даже не 30 метров. На моей лодке от силы около 5-и, на маломерных катерах/траулерах будет в зависимости от высоты установки, наверное, максимум метров 10-15.

Через недельку буду на воде, сделаю точные замеры.
 
Чёт замкнуло меня на мертвой зоне...
Стал вспоминать. Никакие она даже не 30 метров. На моей лодке от силы около 5-и, на маломерных катерах/траулерах будет в зависимости от высоты установки, наверное, максимум метров 10-15.

Через недельку буду на воде, сделаю точные замеры.
Затягивает 😀😀

Вы в посту #156 всё верно написали, и особенно применительно к практике...

При высоте установки антенны 6 метров, мёртвая зона составит 16 метров вокруг судна без учёта например высокого форштевня на судах типа ПТС.....
Это примерно, так как радары разные .

А также мёртвые зоны не актуальны для костромичей, адмиральцев и прочих судов такого класса....
С этого разговор и начался....
По этому поводу верно заметил:
В близости от судна можете прожектор включить и идти по нему.
......при условии ясной погоды☝️, а в тот же туман или дождь, как например у меня в Стокгольмских шхерах, Угличе, Дубне и прочее или у ребят на Ангаре? Прожектор только хуже сделает...
Просто помнить об этом 🧐
 
Последнее редактирование:
Давайте конкретно.
Вот расширенное руководство пользователя к самому современному дисплею Реймарин (кстати с двойным диапазоном). Специально для Вас вырезал главу по радарам стр 197 - 230
Вот где там есть, все что Вы про масштаб описывали?
Поверил Вам на слово, в инструкции по самому современному картплоттеру нет, а вот в инструкции по самой современной антене радара Raymarine как раз ЕСТЬ (стр. 23 во вложении) и о шкалах дальности и о изменении частоты/длительности импульсов в зависимости от шкалы дальности....что приводит как раз к изменению дальности обнаружения...
Нет никаких переключений, Вам уже инструкцию выложили, нет ничего.
Повторюсь, переключения есть, то что вы делаете пальцами по тачскрину приводит к изменению настроек излучения РЛС.
Мертвая зона радара находится в обратной зависимости от дальности видимости радара.
То есть если Вы хотите в открытом море иметь возможность взять пеленг на берег в 50 милях от Вас, то Вам надо смирится с мертвой зоной порядка 70 метров (Если принципиально, то могу рассчитать точно).
Вы в принципе с этого и начали, что является верной мыслью..... только помешала терминология, это не мертвая зона, а минимальная дистанция обнаружения 70 метров для шкалы дальности более 6 миль.... и зависимость прямая, чем больше шкала дальности, тем больше минимальная дистанция обнаружения....
Ее можно избежать, своевременно переходя на шкалы ближнего обзора...или используя Dual Range.

На шкале 0.25 мили, минимальная дистанция обнаружения будет к ПРИМЕРУ 25 метров, что заносится в паспорт как техническая характеристика прибора.
20200601_145130.jpg
 

Вложения

  • Screenshot_20200601-121159_Office.jpg
    Screenshot_20200601-121159_Office.jpg
    39.2 КБ · Просмотры: 66
  • d72b32a1f754ba1c09b3695e0cb6cde7f.pdf
    2.1 МБ · Просмотры: 120
Последнее редактирование:
По РЛС у меня такой вопрос.На катере стоит Фуруно 1724с.Излучатель стоит ну очень близко к посту управления.Голова примерно в 1м.При включении излучение чувствую и мозгом и телом.(установку производитель рекомендует не менее 1.5 метра)) когда ставил забыл совсем про это.Соответственно не пользуюсь по этой причине.А нет ли какой защиты- экрана- сетки может быть.Очень не хочется искать ему другое место...Подскажите.Кто что знает
 
Верх