За последнее время привлекли внимание три довольно симпатичных катера на базе штатных корпусов.С высокими, но внешне вполне приемлемыми надстройками:
1.КС-100 (petrovich12005)
http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=6992&page=23 (#341)
2.Костромич пр. 1606 (Странник)
http://boatclub.ru/forum/showthread.php?p=190677 (# 1431)
3.Адмиральский пр. 371 (Игорь М)
http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=372&page=203 (#3045)
Как водиться, в той или иной степени возникли вопросы об остойчивости, цифровых характеристик которой естественно небыло.
Валкость пока проверить не могу, а так вставали на один борт 4 человека, крениться конечно, но не больше чем раньше.... в выходные попробую человек 10 загнать на один борт
Надстройка высоковата, хоть кто-нибудь ответьте о реальном использовании катера с такой надстройкой!
Остойчивость, если я правильно понимаю, реально важна будет при плохой погоде, высокой волне, сильном ветре….
Paul (# 1432) логично сравнил высокий катер Странника (# 1431) с Путейским пр.292 ( L/B/Hгаб = 21,9/3,84/5,8. D полное = 34 т, осадка 0,65 м. Класс «Р», «Л», волна 0.6 – 1.2 м).При всей относительности и условности такого сравнения, тенденция понижения класса с существенным увеличением высоты надстроек (против штатного Костромича,класс «О», волна до 2 метров) казалось бы в данном случае просматривается.Но вряд ли может служить основанием для обобщений. Масса других факторов, а не только высота надстройки или допустим сооружение доп. поста управления на крыше влияет на остойчивость.
А ведь можно и непосредственно, объективно прикинуть хотя бы начальную остойчивость преределки.Для этого надо провести простейший
опыт кренования.Не обязательно с инкленографом и калиброванными грузами.Достаточно в качестве кренбалласта выставить людей на одном борту и по возможности точнее зафиксировать крен, допустим с помощью отвеса.
Далее с применением несложной формулы определить важнейший критерий остойчивости своего катера, т.н. метацентрическую высоту (МЦВ).Это позволит сопоставить результат кренования допустим с требованием к начальной остойчивости маломерных судов по ГИМС (МЦВ не менее 0.5 м).Есть ещё и нормы к ДСО катера на больших углах крена, но пока их оставим, чтоб не усложнять.
Успешные примеры оценки остойчивости самостоятельно построенных или модернизированных катеров есть.Некоторые участники форума уже показали, что начальная остойчивость их судов не вызывает сомнений (в скобках МЦВ,м):
валенок - МН102Б «Мария» (0,8) ,
petrovich12005 - КС100 (>1,5),
kapitan - катер из арм. бетона (0,5 ),
Игорь Титов - Стриж (1,1).Как видно во всех случаях МЦВ равна или значительно более 0,5 м.Впрочем есть и противоположные примеры.
Понятно,что зимой вопрос кренования не актуален , но если в новом сезоне кто-либо заинтересуется, можно было бы из интереса уточнить и при необходимости спланировать такой эксперимент.На мой взгляд маломерное судно порой с десятком, а то и более человек на борту всё-таки должно иметь хотя бы элементарные объективные числовые оценки остойчивости.Особенно катера с объёмными надстройками на узких круглоскулых корпусах. В любом случае реакция на результат останется за владельцем - забить,принять к сведению и осторожно кататься дальше, разгрузить катер и т.п.