Диаграмма статической остойчивости ДСО является важной характеристикой остойчивости малого судна на больших углах крена:
www.ukryachting.net/index.php?pirs=samostroy&st=stability_nyd
Однако найти нужную ДСО того или иного катера, например Адмиральца,оказалось не так то просто,поэтому решил немного заняться теорией и подобрать надежный метод расчета ДСО.Опирался на скаченные в сети толстые справочники и книги по теории корабля, рефераты и методические пособия для студентов. Просмотрел "программные" дискуссии на КиЯ, но доступных программ типа S1, Проект-Т или Диалог-Сити не обнаружил, а объемные 3D-программы показались сложноваты, поэтому не мудрствуя лукаво, выбрал классический графо-аналитический метод Дарнье-Крылова, признанный российским Регистром и получивший в свое время наибольшее распространение в отечественной практике.
Для расчетов применил простую Таблицу DK-Excel (рис.1), куда ввел все формулы для определения плеч статической ( формы lф, веса lв,статики lст) и динамической ( lдин ) остойчивости, а также метацентрической высоты h.Расчет чередуют с графическими построениями на проекции корпус теоретического чертежа (рис.2), куда по данным η и ε наносят т.н. равнообъемные наклонные ватерлинии с переменным ЦТ и определяют их ординаты: входящие-a ( расстояние от правой ветви каждого шпангоута до ЦТ) и исходящие-b ( расстояние от левой ветви того же шпангоута до ЦТ). Кроме того в Таблицу вносят водоизмещение cудна V, теоретическую шпацию Δ L, возвышение центра тяжести Zg и центра величины Zc, масштаб чертежа Кмас и там же строят графики диаграмм статической и динамической ДДО остойчивости .
Для контроля пересчитал некоторые ДСО из Информации об остойчивости катеров пр.Р376,Т63,1606 и пасс.судна ( ссылки ниже ) и совместил данные на графиках (рис. 3-5). Как видно, в большинстве случаев расчетные и проектные диаграммы судов совершенно разного водоизмещения, формы корпуса и нагрузки совпадают в пределах 5%.И это при том, что использованы адаптированные чертежи катеров для моделей, а их проектные ДСО возможно получены какими-то другими методами, например для пр.РМ376 расчетом "условных" плеч формы. Почти идеальное совпадение расчетной и проектной ДСО пасс. судна (рис.5) в идентичных условиях сравнения ( тот-же метод Дарнье-Крылова и тот-же теоретический чертеж) полностью подтверждает правильность расчетов и дает основание использовать метод с DK-Excel для построения диаграмм остойчивости других катеров.
Справочник по серийным судам
http://photo.qip.ru/users/leonardy4/2331852/
Расчеты по статике корабля
http://xreferat.ru/76/116-1-statika-korablya.html
П.Кориневский и А.Логинов "Ярославец" (приложение)
http://www.kateratut.narod.ru/proekt/376t.htm
П.Кориневский и А.Логинов "Озерные буксиры пр. Т63 и 1606", чертежи
http://www.hot.ee/revall10/002.html
Информация об остойчивости буксирного т/х пр.1606
http://www.katera.me/load/informacija_ob_ostojchivosti_pr_1606/1-1-0-24
Информация об остойчивости буксирного т/х пр.Т63М
http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=3571&page=4