Люфт рычага реверс-редуктора MS-25L Volvo Penta

sergvg

Активный участник
Никогда проблем с селекторами газа-реверса не было на моих лодках, всегда они работали адекватно, поэтому глубоко РРП не изучал, с проблемой столкнулся впервые.
Не получается настроить боуден газа-реверса, чтобы все переключения были четкие.
Если отключить бобышку от рычага РРП - селектор переключается очень четко, со щелчками во всех положениях.
Отдельно рукой за рычаг реверс-редуктора - тоже переключается четко, но присутствует люфт рычага. Точнее не рычага, а вала, на котором сидит рычаг.
На форуме и в инете по этому поводу ничего не нашел - исследовал сам.

Отверстие под бобышку боудена просверлено примерно посередине длины рычага. На этом уровне люфт составляет 6 мм! Просверлил отверстие ниже. На этом уровне люфт 4 мм.
При этом, рычаг в положении драйв и реверс не фиксируется, а проваливается свободно дальше, градусов на 90. Нормально ли это? Т.е. поворот вала, который поворачивает рычаг - 180 градусов. При этом между положениями драйв/реверс - 90 градусов, в середине диапазона 180 градусов.

Замерил ход боудена. Драйв - трос втягивает - 40 мм, реверс - трос толкает - 35 мм. Я всегда считал, что селектор симметрично двигает тросы. И разборка селектора меня в этом убеждении не поколебала. Что в одну, что в другую сторону - шайба, на котором закреплена бобышка газа/реверса - симметрична. Но показания рулетки мы не можем игнорировать.
Замерил ход рычага РРП. Драйв - 35 мм, реверс - 30 мм. Так может быть? Кто измерял у себя - напишите, плз.

Получается, что боуден работает в диапазоне, на 5 мм больше, чем нужно рычагу РРП. По идее как раз это сделано для того, чтобы с запасом переключать редуктор. Но при люфте 6 мм, одного миллиметра не хватает. И он не возвращается в нейтраль. А это очень неприятно, при маневрах.

Варианты решения проблемы.
1. Купить селектор с длиной хода боуденов 45/35 мм, если таковые бывают в природе, конечно. У него шайба, к которому крепится боуден реверса, должна быть большего диаметра, чтобы обеспечить бОльший ход, если сами боудены смогут это обеспечить. В нынешних условиях - нереально, скорее всего.
2. Бороться с люфтом рычага РРП. Теоретически, доступ к болтам редуктора есть, снять скорее всего смогу. Хотя, не факт, что не нужно будет откручивать движок с опор и выдвигать его немного, чтобы он вышел. А это уже целая такелажная операция. Даже разобрать и дефектовать смогу. Но где взять детали, если они износились? Заказывать окольными путями из-за границы? Для этого нужен каталог или хотя бы чертеж РРП в разборе с названием и номерами всех деталей. Если у кого есть - поделитесь, плз. И это точно не быстро будет. Терять полсезона с разобранным редуктором на ожидание запчастей - такое себе занятие. Если бы я видел конструкцию - я мог бы придумать, что можно сделать. Например, если это какой-то толкатель толкает вращающийся вал, он вполне может износиться. Тогда можно его наплавить. Но это тонкая работа. Если мы хотим избавиться от люфта, то подгонять нужно по месту. Т.е. иметь рядом разобранный редуктор. Замерили люфт, наплавили, шлифанули в размер, вставили, попробовали, еще шлифанули или наоборот, еще наплавили, если перешлифовали, и опять примерили. Мастер должен быть ответственный и рукастый.

Если у кого есть контакт мастера по редукторам Вольво Пента для консультации, буду благодарен.

Пишите свои мысли по этому поводу.
 
Не понятно,сама ось болтается что ли в корпусе? И из за этого у рычага люфт 6 мм?
Т.е. втулка или сама ось изношена?
QIP Shot - Screen 040.png
 
Не понятно,сама ось болтается что ли в корпусе? И из за этого у рычага люфт 6 мм?
Т.е. втулка или сама ось изношена?
Рычаг на оси сидит плотно. Именно ось имеет люфт. Я вчера снимал рычаг, чтобы просверлить отверстие. Ось от руки туда-сюда крутится чуть-чуть, что и дает люфт на рычаге. Осевого люфта оси нет. Никакого другого - тоже.
 
Поставьте нейтраль на ручке,на ррп трос отсоедините и отрегулируйте на это положение.Рукой включите ход на ррп,и переведите соответственно ручку- посмотрите где будет положение троса.Если не совпадает с отверстием-сделайте новое.Люфт 6 мм как понимаю на дуге отверстия,значит по 3 мм на сторону?Это ни о чем.
 
Поставьте нейтраль на ручке,на ррп трос отсоедините и отрегулируйте на это положение.Рукой включите ход на ррп,и переведите соответственно ручку- посмотрите где будет положение троса.Если не совпадает с отверстием-сделайте новое.Люфт 6 мм как понимаю на дуге отверстия,значит по 3 мм на сторону?Это ни о чем.
Т.е. ослабить зажим рычага и пытаться его выставить, чтобы в центре люфта бобышка попадала в отверстие?
 
Продолжаю исследования редуктора
Нашел на сайте Vetus сервис мануалы на редукторы ZF.
Получается, что эксцентриковый поворотный "толкатель" (поз. 11) входит в углубление вилки, которая движется влево/вправо, при повороте эксцентрика. Это единая деталь с валом, на котором сидит рычаг РРП. Но он же не касается вращающихся деталей? Как он может износиться? Может быть люфт вызван не износом толкателя, а движением вилок? Хотя, если он своим проворотом толкает вилку, скользит по ней. Причем с усилием. И тут уже, что прочнее. Если конструкторы хотя бы на пятерки закончили ПТУ, они бы сделали жесткую вилку и мягкий эксцентрик. Чтобы изнашивался эксцентрик, который легко и недорого заменить. А если износ на вилке? Тогда разбирать полностью редуктор и менять вилку. Не хотелось бы.
Как понятно из чертежа, крышку с толкателем и рычагом можно снять, не разбирая редуктор целиком. И не перепрессовывая всякие сальники. Только за уплотнением крышки нужно будет следить.
Вопрос только, как его наплавить или где купить? Или где хотя бы найти чертежи/размеры оригинального толкателя? Может, у меня он заводского размера? И дело не в нем.

Следующий шаг исследования редуктора - слить масло и открутить крышку с рычагом и толкателем. Толкатель отсоединять даже не нужно. Все сфотографировать и опубликовать. Или сам пойму, что дальше делать, или технически грамотный народ подскажет.

Где бы почитать об этом? Может быть, все просто, это распространенная проблема данных редукторов - стачивание эксцентрика. Нужно делать это регулярно, каждые 1000 часов, например. Все уже разобрались, где их покупать, как заказывать, привозить в РФ, что нужно, чтобы заменить.
RepairManual_ZF_3-30.png
 
Там на трение работает конусный или точнее пирамидальный сухарь,чем глубже он входит в такую же проточку тем плотнее посадка.В вашем случае люфт скорее всего удастся убрать заменив прокладку 29 более тонкой или вообще на герметик посадив.
Действия таке-вообще прокладка убирается и прижимается крышка в сборе рукой до пропадания люфта.Оставшийся зазор-толщина новой прокладки,если его нет-на герметик.Тут главное не перестараться,чтоб сухарь скользил а не клинил в пазу.
Это если там такое устройство.
IMG-4751.JPG
 
Последнее редактирование:
Судя по вышеприведенному чертежу, там не такое устройство этого узла. У меня не толкатель, а поворачиватель. Вал с эксцентриком на конце, который вставляется в фигурный паз вилки. В одну сторону крутим вал - вилка движется влево. В другую - вправо.
 
Судя по вышеприведенному чертежу, там не такое устройство этого узла. У меня не толкатель, а поворачиватель. Вал с эксцентриком на конце, который вставляется в фигурный паз вилки. В одну сторону крутим вал - вилка движется влево. В другую - вправо.
То же самое
QIP Shot - Screen 044.png
 
Снял я крышку с рычагом. Удивительно, что никакой прокладки нет. Она долж
20240510_131922.jpg
на быть, судя по чертежу. Посажу на герметик. Видимо, эту крышку уже снимали.
Люфт имеет сама вилка. Пальцами ее подвигал - люфтит. Малой кровью тут не получилось ничего сделать. Оставим как есть.
20240510_131916.jpg
 
Вилка не конусная? Фото есть?
Выше деталировка есть. Все так, как там начерчено. Что такое конусная? Вилка - это серповидная деталь, движущаяся на оси влево-вправо. С одной стороны - она двигает шестерню. А с другой стороны у нее сзади - два вертикальных прилива. Между ними входит эксцентрик. При повороте рычага, эксцентрик давит на прилив - вилка движется по оси в ту или другую сторону, двигая шестерню. Правда, на деталировке выше, не совсем очевидно, с чем зацеплена вилка. Не все детали показаны? Она явно подпружинена, но на чертеже ни одной пружинки. Но ее ось и взаимодействие с эксцентриком понятно прекрасно.
Отверстие достаточно небольшое, полностью перекрытое задней частью вилки. Так что на фото ничего не видно. Эксцентрик входит в корпус всего на 10 мм.
Разбирать его не буду. Только если найду мастера, который поставит "диагноз по интернету" и подскажет, где какие запчасти купить.
20240510_131956.jpg
 

Пользователи онлайн

Верх