Павел, Вы слышите только себя. Ярославец, масса (конкретно этого экземпляра) 42 тн., ходит по Баренцову морю (где плотность воды за счет солености выше), приливные и отливные течения (до 7 км/ч). Ветра не как на речке...
При наихудшем случае скорость не снижается ниже 5-6 узлов. Это при 1200- 1300 оборотов на тахометре. Так скорость составляет привычные 8-9 узлов.
Так зачем же на плоскодонный Костромич с массой почти в два раза ставить более мощный двигатель? Ведь более мощный двигатель ведет в том числе к повышенному расходу топлива, да и цилиндров на 2 больше, а значит это подтягивает за собой и насос и топливные магистрали. Которые в свою очередь (даже по теории вероятности) будут выходить из строя чаще, а ремонт их будет дороже.
Можете возвразить, что 238 будет работать на 900 оборотах при этой нагрузке- это не так, будут те же 1200 оборотов.
Коллега, дизельный двигатель имеет оптимальную точку по экономичности на внешней кривой. Сколько двигатель потребляет, - зависит от развиваемой мощности. Какую мощность двигатель развивает, - зависит от нагрузки. А нагрузка зависит от корпуса судна, эффективности винта, внешних условий.
В идеальном случае необходимо подобрать двигатель, редуктор и винт, таким образом, чтобы на крейсерской скорости двигатель работал с оборотами, близкими к минимуму кривой расхода. Вот картинка на ЯМЗ. Смотрим на кривую ge, это кривая удельного расхода топлива. Она почти всегда обратна кривой крутящего момента...
По этой картинке видно, что ямз 236 будет максимально экономичен на оборотах 1500-1600. При этом на этих оборотах он может развить мощность до 140 л/с и момент 650/680 нм. Если такой мощности достаточно судну для движения с крейсерской скоростью, а момента достаточно для вращения винта, то на этих оборотах судно будет двигаться максимально экономично.
На практике, в наших размерах судов, мало кто занимается тонкой подгонкой ДРА и винта. Геморрой с подгонкой не оправдывает выигрыша. Просто ставят наиболее подходящий из доступных движков и не парятся.
Применительно к наследию СССР, 3Д6 и ЯМЗ. Ямз мощнее 3Д6 на бОльших оборотах. При союзе везде стоял 3Д6. Потому что других не было.
Для некоторых судов, - костромич, жучки, адмиралец в чисто водоизмещающем режиме, 3Д6 избыточен, и его прекрасно заменяет ямз 236, который на нужных оборотах развивает достаточные для судна мощность и момент.
Для некоторых, - ярославец, некоторые двухвинтовые буксиры, 3Д6 достаточен. Ямз 236 несмотря на бОльшую паспортную мощность, его заменить уже не может, потому что эта мощность на бОльших оборотах, поэтому ставится либо ямз238, либо ямз 236 с турбиной.