ту gmdss :
1) Некузяво... суть в том, что площадь должна вырасти именно с нужной стороны от действующих сил. Если уваливает - то грамотно компенсируется это увеличением бокового сопротивления в нос от вектора тяги (грубо, геометрического центра парусов), а если приводит - то в корму.... Увеличение площади руля требуется только при именно неверной центровке, при правильной парусник должен вообще идти совершенно не требуя руля. Мы так и настраиваем свои яхты - при нужных ветровых условиях регулируем углы атаки парусов, наклон мачты вперед/назад и т.д., чтобы яхта шла прямо с отпущенным вовсе рулем.
Касательно площади руля - ответ тот же, при правильной центровке его должно вполне хватать штатного (по крайней мере, на глубокосидящих судах типа МН, МСП, 433, Ярославец и т.п.). Вспомним, какова была площадь руля на классических больших парусниках? Мизерная, судно больше управлялось настройкой парусов.
2) Усложняется примерно в полтора раза при подъеме/уборке парусов (пАруса ведь три, а не два, как при одной мачте), но поскольку парус второй мачты обычно "автоматический" (с гиком, который сам перебрасывается на нужный борт при поворотах), то при ходе под парусом, думается, проблемы почти не заметно. Лишь при резком изменении погодных условий побегать больше придется - рифить или майнать "лишний" парус.
Лишний член экипажа не помешает, однако все зависит от конкретного исполнения вооружения. Если оно изначально заточено под одного человека - то и проблем обычно нету; а если для обучения ребят или для гонок - то конечно и двух людей мало будет.
Есть простые варианты под одного человека. В этом случае обычно вторая мачта (задняя) настолько невелика, что с парусом всегда справится даже подросток или женщина. Парус тут в основном "балансировочный", для уцентрования судна. Ну и на случай падения основной мачты пригоден, да и внешний вид сильно выигрывает.
ту evslesarev : ссылка что-то как-то не того... даже без хттп )). А по сути, да, о моторсейлере; все практически так, как вы и говорите. Только есть возможность диапазон использования без больших затрат увеличить. Именно для "сахарной" погодки, с небольшим ветром - там (для наших размеров судов) нужна площадь не менее 4-5 кв. м. на тонну водоизмещения, для хоть какой-то реальной скорости. В более сильный ветер, конечно, можно обойтись и меньшим количеством парусины, вот кажется у RAV катер прилично шел именно при сильном ветре? У него, если правильно понял, было около 3 кв. м. на 1 тонну ?
ту цимла : схема дана для "почти" острого, потому что так стрелка нарисовалась)) Вот под номером 2 исправленная прикреплена для полного)) Как видим, действительно ситуация улучшается, но не полностью, к тому же за счет довёрнутого "на ветер" руля - то есть торможения им.
Нуу если не заморачиваться, то может и так прокатить.... однако это будет не лучшее использование имеющихся возможностей судна. Да и на попутной волне поведение, думаю, осложнится.
Насчет незаметности уваливания - думается, что оно сильно не замечалось по причине большого передаточного отношения и трения в рулевой системе, не дающего прочувствовать давление воды на руль в полной мере.
Вот схемки: с рулем вместо второй мачты и на попутном курсе.