Вопросом, на который я не мог найти устраивающего меня ответа почти 3-и года стал вопрос по монтажу судовых окон. У нас их всего 28 штук. 18-ть на главной палубе и 10-ть в рубке. Это на самом деле очень-очень много, но понятно неискушённой в религиозных вопросах публике (то есть мне) это стало далеко не сразу.
Началось все довольно безобидно: я попросил проектировщика сделать замеры оконных проёмов. Задача оказалась непростой, в результате которой случился даже небольшой пожар:
проектировщик с помошником выделывали эквилибристические трюки вися снаружи парохода с картоном, набором радиусов, маркером и ножницами. Обводили и обрезали картон по проёму окон и бросали обрезки вниз в ангар. Параллельно работал шпаклевщик, который периодически дымыл сигаретами и так же сбрасывал окурки вниз (не смотря на запрет внутри ангара курить, пересилить себя он не мог). В итоге по отдельности две операции не представляли особой опасности - полузатушенные окурки на мокрой сырой земле гасли, а обрезки картона сами по себе загореться не могли. Но встретившись вместе, вспыхнувшая искра симпатии вызвала, так сказать, пожар любви. Хорошо что любовь была мимолётная и до серьёзных отношений дело не дошло).
Так вот, сделали замеры(внизу фрагмент замеров):
Все радиусы оказались разными, что уже настораживало, но так как публика была еще неискушенной, то этот факт нас не напугал.
Вариантов с монтажом судовых окон в принципе всего три:
Первый: изготовление готовых рам с установленными в них стеклами. Сразу отметались варианты с монтажом металлопластиковых(балконных) окон, так как на мой взгляд для нашего теплохода это был бы приговор в плане внешнего вида:
Рассматривались варианты изготовления радиусных судовых оконных рам. С этой целью, когда бывал на других судах, обязательно делал снимки с отметками производителей:
Стоимость подобных изделий конечно была очень существенной. Можно было попробовать сэкономить. Для этого купить оконный профиль и заказать гибку его с последующим монтажом стекла внутрь профиля:
Второй вариант - это поставить стекла на уплотнительные резинки:
Изначально у нас все окна и были смонтированы на уплотнительных резинках НТ-10 и замок НТ-8:
Третий вариант: вклеивать в проёмы триплексные стекла.
Решили сперва пойти по второму варианту. Заказали одно стекло, купили резинку. Попробовали вставить. Не получилось. Оказалось, что четких радиусов вообще нет. То есть в одном загибе радиус начинается к примеру как R82, а после своего экватора вдруг становится R98, "но это не точно"(С) Big Russian Boss. И математически сделать замеры физически невозможно, так как вырезали эти проемы судя по всему "на глаз". Оставалось только делать натурные шаблоны.
Подрезали стекло, вставили:
Получилось не очень. Во-первых, черная резинка уж очень мрачно смотрелась.
Во-вторых что самое главное, она на изгибах сильно топорщилась. Плотное облегание не обеспечивала. О какой-то герметичности и речи не могло идти. Пробовали греть феном и пр, стало чуть лучше, но в целом вариант отмели как неудачный - на очень резких (малых радиусах) резинка не прилегала.
Тут то нам стала открываться ужасная истина: сами проёмы мало того, что имеют неровные радиусы, но еще и сам металл не является ровной плоскостью. Отклонения видны даже на фото:
Рядом с нами(в 30-и метрах) стоял на достройке TY-485 и зайдя как то к местному отделочнику, увидел, что он делает из фанеры и дерева подрамники для окон Marex, которые ставились как раз на это судно:
На мой вопрос, для чего всё это делается, он ответил, что стальные оконные проёмы (которые на мой взгляд были абсолютно ровные и четкие), по факту идут "винтом и восьмеркой", и для того, чтобы рамы четко "встали", необходимо выполнять подрамники и долго и мучительно подгонять их по месту. Как я узнал в дальнейшем, это в целом обычное дело и никакого криминала тут нет, даже на новых судах процесс монтажа окон очень непростое дело, но в тот момент для меня это было совершенно неожиданным откровением. Посмотрев на мои оконные проёмы, отделочник сказал, что тут медицина в его лице и вовсе бессильна.
На другом большом пароходе в нашем клубе "ЮГС" были установлены железнодорожные рамы:
Однако эти рамы могут быть выполнены только одного радиуса(что нам сразу не подходило) и конструкция этих рам предполагала толщину обшивки не менее 80мм. Выглядят здорово, но нам такой вариант не подходил никак: