Во время работы над катером, чаще всего меня спрашивали насчёт материала корпуса и, как правило, бывали весьма удивлены тому, что корпус катера - железобетонный.
Большинство людей слыхом не слыхивали об армоцементе, а железобетон представляют никак не иначе как - плотина Братской ГЭС с соответствующей плавучестью.
Поэтому вторым вопросом бывает – А разве он может плавать?
Уже не знаю, сколько раз я объяснял, что плотность железобетона в 3 с лишним раза меньше, чем у стали и даже меньше, чем у алюминия. Между тем плавучесть кораблей из этих материалов сомнений ни у кого не вызывает.
С этим материалом связано громадное число небылиц и предрассудков. Самое интересное, что сплетни распространяются людьми, которые не имеют ни малейшего понятия об армоцементе, никогда не строили из него и даже не могут привести источник негативной информации.
Я знаю лично 2 владельцев армоцементных лодок, и у них нет претензий к материалу корпуса.
(Только единожды мне удалось получить ссылку на источник, и то оказалось, что он не выдерживает критики.
http://igorkiporouk.webs.com/partire.htm#350902490 Сама книга - весьма любопытная и поучительная, но об армоцементе автор знает только понаслышке. Кстати, о стали автор отзывается ещё хуже и значительно более аргументировано, поскольку сам был владельцем стальной лодки.)
Хотел было маленько написать про армоцемент и его особенности как судостроительного материала, но уж больно длинно получается – по-видимому, читать никто не станет.
Поэтому ограничусь мотивацией применения армоцемента в конструкции катера.
Я никак не являюсь адептом армоцементного судостроения. Для меня все материалы равны.
Много лет я собирал информацию по технологиям постройки лодок из самых разных материалов. По образованию и профессии – я конструктор, поэтому информация по материалам и технологиям была и есть в сфере моих профессиональных интересов. С большинством материалов я постоянно сталкиваюсь вживую на производстве.
Когда стало ясно, что катер мне придётся строить самому, были проанализированы возможные варианты:
- стеклопластик – это один из дорогих материалов, но самое главное – он не может быть формообразующим. Для строительства лодки из стеклопластика требуется матрица, а для изготовления матрицы – пуансон. Т.е. – получается, что сложность, стоимость и время постройки увеличивается, как минимум, втрое. Кроме того, работы можно вести только в отапливаемом помещении.
Имелся небольшой опыт работы с этим материалом. Впрочем, скорее негативный, в том смысле, что работать с ним мне не понравилось;
- дерево – благородный, но трудоёмкий материал, требующий от строителя высокой квалификации. Для строительства, требуется отапливаемое помещение. В нынешних условиях, достать высококачественную древесину на корпус затруднительно и накладно. Кроме того, с самого начала было ясно, что баки придётся выполнять в виде отсеков корпуса. Возможность такой конструкции в деревянном корпусе вызывает сомнения. Хотя работать с деревом – одно удовольствие.
- металл (сталь, алюминий) – строительство лодок из этого материала требует соответствующего оборудования и сварщика весьма высокой квалификации. Это возможно в заводских условиях. Выполнять эти работы в одиночку – малореально.
Однако, был разработан вариант катера из стали и прикинута возможная технология его постройки, но из-за большой сложности и отсутствия производственной базы этот вариант был отвергнут.
Вариант из алюминия – ещё сложнее. В то же время, если бы я выбирал материал корпуса катера без ориентации на его стоимость и возможности самостоятельной постройки – я бы предпочёл алюминий.
- фанера – Это был один из наиболее реальных материалов. Имеются, правда, некоторые ограничения в выборе обводов.
Постройка из этого материала не требует сложного оборудования и может вестись вне помещения (под навесом), впрочем, со значительными ограничениями по погодным условиям.
Была разработана конструкция и технология изготовления фанерного катера. Технология была проверена на модели.
- армоцемент – накладывает наименьшие ограничения на обводы и конструкцию. При изготовлении даже довольно крупного корпуса – отдельные части имеют относительно небольшой вес и поэтому работы могут выполняться одним человеком. (Впрочем – вдвоём, конечно же, лучше.) По весу - корпус получается примерно на уровне стали, но, естественно, значительно тяжелее, чем из фанеры. Однако, по предварительным прикидкам, вес армоцементного корпуса был приемлем для решения поставленной задачи.
Для строительства армоцементного корпуса достаточно навеса.
Впрочем, можно строить и вообще под открытым небом, с учётом ограничений по погоде.
Армоцементный корпус получался наиболее дешевым из всех материалов и мне удалось найти площадку для строительства корпуса из армоцемента. Поэтому я отдал предпочтение этому материалу и нисколько об этом не сожалею.
Это прекрасный материал для самостоятельной постройки водоизмещеющей лодки (яхты).