gmdss
Старожил форума
Мария это.Рубка деревяная,из шпунтованной сосновой доски 30мм.Каркас из четырёх труб-стоек,они же вытяжная вентиляция из грузового трюма и моторного отсека и неск.стальных уголков.Крыша из стали 1,8мм.Боковые стёкла сдвижные.Круговой обзор хороший.Рубка очень лёгкая,что положительно сказалось на остойчивости лодки.Период качки уменьшился до 2,5 сек,против 3 сек у непеределанного МН-102.
Давно хотел попробовать оценить остойчивость катера по периоду качки,но не было подходящего повода. Вам нижеследующее видимо известно, но кому-то упрощенная оценка остойчивости возможно будет интересна.
В свое время Баадер в "Разъездные...катера " стр.319 увязал период качки катера с метацентрической высотой и дал упрощенную формулу для приближенной оценки остойчивости катеров длинной от 10 до 30 метров:
T = B / √ВС , где:
Т , сек – период качки между двумя последовательными наклонениями на один и тот же борт, например с левого борта вновь на левый борт.
В, м – ширина судна по ватерлинии
ВС, м – метацентрическая высота, см. Рис. внизу
Согласно практике автора, остойчивые мореходные катера длинной 10/15/20/30 метров должны иметь метацентрическую высоту не менее соответственно: 1,00/0,90/0,80/0,75 метра.
Метацентрическую высоту ВС можно определить по формуле:
ВС = B² / T²
Так катер "Мария" на базе МН-102 размером 11 х 3,02 метра /по ватерлинии допустим 2,7 метра/ и периоде качки 2,5 сек имеет метацентрическую высоту 1,17 м, что свидетельствует о весьма высокой остойчивости. Для сравнения мет. высота МН-102 до переделки / 3,0 сек/ получается 0,81 м, а Адмиральского катера пр. 371 равна 0,87 м по формуляру.
Пример с "Марией " похоже единственный, когда после разумной переделки базового судна удалось улучшить остойчивость.Если применить этот метод к оценке остойчивости других катеров, особенно с высокими надстройками, можно получить много неожиданных результатов. Жаль конечно, что сейчас зима и опыт по определению периода качки не проведешь..
Вложения
Последнее редактирование модератором: