MIBS 2024

Вопрос по винту на Delphia1050

alexey_m

Коллега
Свежекупленную лодку перегнали на ~200 км, собралась вот такая статистика.

Лодка: Delphia 1050, двигатель 30 л.с., винт трехлопастной, Vetus 15*13R

Все замеры при движении по каналу Москвы, течения нет, ветра не было совсем. Выставлял обороты, выжидал минимум пару минут.

Итого:
Об/мин - км/ч
===========
1500 - 7,7
1600 - 8,1
1700 - 8,5
1800 - 8,7
1900 - 9,2
2000 - 9,3
2100 - 9,9
2200 - 10,3
2300 - 10,6
2400 - 10,7
2500 - 11,0
2600 - 11,4
2700 - 11,7
2800 - 12
2900 - 12,3
3000 - 12,5

2900-3000 об/мин - уже не держатся, выставляешь 3000 - и они медленно сползают до 2850 примерно. Чтобы добиться 12,5 км/ч - это нужно прям удерживать ручку на 3000.

Самые комфортные обороты - 1700. Но скорость удручает при этом... =(
Можно ли добиться, чтобы на 1700 оборотах была скорость 10 км/ч? Какой винт под это дело искать?

PS. Бурление под транцевой площадкой сильно различается:
1700 - https://photos.app.goo.gl/DhcJL1v3XPYvnwNP8
2000 - https://photos.app.goo.gl/tioAJoASNM5ZLwkz9
2300 - https://photos.app.goo.gl/FPmVFVhRz45PFDx59
2750 - https://photos.app.goo.gl/Kek7pG69PY39zuGP6

PPS. Нет, ну ветра правда не было. =)

IMG_20230508_084925.jpg
 
У меня каждый следующий шаг/диаметр винта уменьшает обороты на 200 на одной и той же скорости. Соответственно, если вместо 15х13 поставить 16х14, то при 2000 оборотах будет скорость 10.7км/ч. Максимальные обороты упадут до 2600. Можно на 2 увеличить диаметр, например, 17х13 поставить. Упор возрастет - проскальзывания будет меньше - скорость возрастет. Но это методом практических экспериментов, покупая винты и меняя их. При наличии телеги, можно кормой на нее выезжать и вытаскивать на берег только корму для замены винта на берегу, не дожидаясь сезонного подъема.
Если кто владеет возможностью теоретически рассчитать, какая будет скорость под каким винтом, это интересно.
И насколько вредно двигателю и редуктору работать с более тяжелым винтом. Понятно, что идеальный вариант - поставить двигатель в 2 раза больше и винт 18х15. Вот тогда можно будет ходить 12 км/ч на 1500 оборотах.
 
........ Понятно, что идеальный вариант - поставить двигатель в 2 раза больше и винт 18х15. Вот тогда можно будет ходить 12 км/ч на 1500 оборотах.
И можно добавить, что видимо диаметр винта увеличить не удастся, так как винт в полутоннеле. И про гребной вал не забыть, проверить на крутящий момент от нового двигателя. А лучше оставить как есть, поляки не дураки, и все возможное от этого сочетания корпус- двигатель - винт уже взяли.
 
И можно добавить, что видимо диаметр винта увеличить не удастся, так как винт в полутоннеле. И про гребной вал не забыть, проверить на крутящий момент от нового двигателя. А лучше оставить как есть, поляки не дураки, и все возможное от этого сочетания корпус- двигатель - винт уже взяли.
У поляков на эту лодку двигатель от 30 до 80 л.с. в спецификации. Скорее всего, валы и дейдвуды тоже должны быть разного диаметра для такого большого разброса по моторам. И винты, соответственно. И скоростные характеристики тоже не могут быть одинаковыми с мотором 30 л.с. и 80 л.с.
По ссылке - с мотором Нанни 50 л.с.
https://www.boatshop24.com/boat/2012-delphia-delphia-escape-1050-8683401/
 
Так то наверное мкр.м у этого движка наверное при 2200об/мин начинается.
Не попрет он на 1700 10 км/ч
Нужен движок мощнее,чтоб с малыми оборотами ходить.
 
На эти лодки они сначала ставили моторы 30 и 50 лс. На следующую модификацию (1080) - уже от 30 до 180 лс. Правда, у 1080 водоизмещение на 600 кг больше, но здесь это не критично. Я ходил на 1080 с нанни в 180 лс. Да, на почти полном газу скорость аж 20 км. И расход тоже :D
 
У меня каждый следующий шаг/диаметр винта уменьшает обороты на 200 на одной и той же скорости. Соответственно, если вместо 15х13 поставить 16х14, то при 2000 оборотах будет скорость 10.7км/ч. Максимальные обороты упадут до 2600. Можно на 2 увеличить диаметр, например, 17х13 поставить. Упор возрастет - проскальзывания будет меньше - скорость возрастет. Но это методом практических экспериментов, покупая винты и меняя их. При наличии телеги, можно кормой на нее выезжать и вытаскивать на берег только корму для замены винта на берегу, не дожидаясь сезонного подъема.
Если кто владеет возможностью теоретически рассчитать, какая будет скорость под каким винтом, это интересно.
И насколько вредно двигателю и редуктору работать с более тяжелым винтом. Понятно, что идеальный вариант - поставить двигатель в 2 раза больше и винт 18х15. Вот тогда можно будет ходить 12 км/ч на 1500 оборотах.
Можно и теоретически. Про передаточное редуктора, без которого никак, говорилось. Ещё нужна характеристика двигателя (кривая мощности от частоты вращения). Надо знать максимальный диаметр винта, который можно установить. Ход расчёта таков : желаемая скорость не менее 10 км/ч. Берутся данные ваших ходовых, рассчитывается мощность, которую потреблял винт 15х13. По кривой двигателя можно определить - при какой частоте вращения он способен выдать такую мощность ? Выбрать точку, которая устраивает и рассчитать "тяжёлый" винт, который позволит двигателю разогнать катер до 10 км/ч при пониженной частоте вращения. Минус - "тяжёлый" винт не позволит двигателю работать при повышенной частоте вращения - будет перегрузка, низя (да и не получится у него). Мы тут договорились, что неразумно настолько утяжелять винт, чтобы дизель не достигал точки максимального крутящего момента. По кривой будет всё видно.
 
Последнее редактирование:
На лодке в ЗиП лежит винт 15*10

Думаю, изначально как раз таки он стоял, а текущий 15*13 - это уже как раз в попытке изменить "заводские настройки".
Потому и 3000 оборотов уже не вытягивает, тяжеловат винт. Хотя по инструкции мотор должен 3600 развивать.
В мануале к мотору, отдельно сказано что винт должен быть такой, чтобы rated rpm достигались в любом случае.

Максимальный момент на 2600, кстати.

Судя по всему, нужно успокоиться и не трогать ничего. Все игры с винтом - только с заменой мотора на более мощный...
 
Как говорят опытные, самое правильное хождение - на оборотах максимального момента. на 2600 скорость 11,4 км/ч. Если устраивает, значит ничего менять не нужно.
Кстати, разница в 3 ступени шага винта как раз снизила максимальные обороты на 600. Тоже получается 1 шаг - 200 оборотов.
 
Мы тут договорились, что неразумно настолько утяжелять винт, чтобы дизель не достигал точки максимального крутящего момента. По кривой будет всё видно.
Т.е. если двигатель развивает обороты максимального момента, но не дотягивает до оборотов максимальной мощности, то это допустимо и не вредит движку и редуктору?
Еще вопрос. Как измерить мощность на оборотах? Или этот параметр вообще не важен, он только с расходом топлива связан? Мощность же будет разная на одних оборотах, если движок работает сам или если он крутит легкий винт или тяжелый винт?
 
Разумно сделать запрос на судоверфь, указав VIN вашего судна, они точно подскажут размер винта, оптимальный для вашей комплектации, это конечно если возможно, и через дистрибьютера делается,
я в свое время для Галеона так винт подобрал, когда понял что подбирать методом "тыка" дорогое и бесполезное удовольствие, у меня получилось, попробуйте.
Самостоятельная замена винта без инженерных расчетов на другой размер может привести к фатальной неисправности.
 
Т.е. если двигатель развивает обороты максимального момента, но не дотягивает до оборотов максимальной мощности, то это допустимо и не вредит движку и редуктору?
Да, это допустимо если двигатель на этих оборотах работает без перегрузка (нет дыма и не греется)
Еще вопрос. Как измерить мощность на оборотах? Или этот параметр вообще не важен, он только с расходом топлива связан? Мощность же будет разная на одних оборотах, если движок работает сам или если он крутит легкий винт или тяжелый винт?
Найти диаграмму соотношения расхода, оборотов и мощности для вашего двигателя.
Вот например для Nanni 30 лс
 

Вложения

  • nanni.jpg
    nanni.jpg
    103.9 КБ · Просмотры: 60
Т.е. если двигатель развивает обороты максимального момента, но не дотягивает до оборотов максимальной мощности, то это допустимо и не вредит движку и редуктору?
Еще вопрос. Как измерить мощность на оборотах? Или этот параметр вообще не важен, он только с расходом топлива связан? Мощность же будет разная на одних оборотах, если движок работает сам или если он крутит легкий винт или тяжелый винт?
Всё верно говорите. "Тяжёлый" винт - надо знать, на каких оборотах он сбалансирован с двигателем, чтобы дизель не перегружать. Все режимы ниже этой частоты вращения дизель возьмёт легко. Винтовая характеристика - крутая парабола, характеристика дизеля - пологая кривая горбом вверх (картинка в #13). Ниже точки пересечения (когда баланс мощности) дизель всегда может больше, чем требуется винту. Кому интересно - может вычислить мощность по измеренному расходу топлива и сравнить с рассчитанной мощностью на винт. Зачем ? Только из любопытства...
 
Последнее редактирование:
Да, это допустимо если двигатель на этих оборотах работает без перегрузка (нет дыма и не греется)

Найти диаграмму соотношения расхода, оборотов и мощности для вашего двигателя.
Вот например для Nanni 30 лс
Расход топлива здесь - я не понял к какому режиму дизеля относится. То ли когда он на винт работает (по винтовой характеристике), то ли по внешней характеристике дизеля (обе кривые на верхней картинке). Может интересовать экономичный режим, когда удельный расход минимальный - так это в точке макс. крутящего момента (если дизель хорошо загружен в этой точке). У автора темы дизель минимальной мощности установлен - уже хорошо для экономичности.
 
Расход топлива здесь - я не понял к какому режиму дизеля относится. То ли когда он на винт работает (по винтовой характеристике), то ли по внешней характеристике дизеля (обе кривые на верхней картинке). Может интересовать экономичный режим, когда удельный расход минимальный - так это в точке макс. крутящего момента (если дизель хорошо загружен в этой точке). У автора темы дизель минимальной мощности установлен - уже хорошо для экономичности.
Думаю что по нижней кривой или около (по верхней выходит расход 120 г на лс/ч, что выглядит фантастическим). Другие производители дают подобный график - тут расход на лс и уже сам считай общий.
 

Вложения

  • Performance Curve.png
    Performance Curve.png
    124.8 КБ · Просмотры: 52
Думаю что по нижней кривой или около (по верхней выходит расход 120 г на лс/ч, что выглядит фантастическим). Другие производители дают подобный график - тут расход на лс и уже сам считай общий.
Если присмотреться - скажем, при 1750 об/мин дизель мог бы 130 л.с., а винту надо лишь 80 л.с. "Резерв мощности" равен 50 л.с. Шкала длинная, не ощущается на глаз этот "резерв"...
 
Верх