"Немногие знают, что в Архангельске в 20-ом веке разработали свой катер — «Соломбалка». По-другому его еще называют «тихой сапой».
Передвигались на них по Северной Двине вверх и вниз, от берега к берегу, от острова к острову. Некоторые тянули за собой небольшую лодочку. Удобно, между прочим: приехали вы на острова отдохнуть с семьёй, выгрузились на берег, а с лодочки легкой можно продольничек поставить или сеточку.
Отличались соломбальские катера друг от дружки разве что цветом да формой иллюминаторов. Но у некоторых же слева от входа в рубку был штурвал; а у иных и штурвала не было: вдоль левого борта лежала длинная тяга – её проталкивали вперед или назад, и катер поворачивал в ту или иную сторону.
Про их тихоходные слабосильные двигатели Л-3 и Л-6 ходили легенды: якобы эти изначально рассчитанные на бензин двигатели могли работать на чём угодно: на керосине, солярке и даже олифе. А когда деревянная посудина со временем начинала гнить и рассыпаться, двигатель просто переустанавливали на новый катер.
Катер-соломбалка интересен тем, что в отдельно взятое время, в отдельно взятом месте население получило индивидуальное транспортное средство. Это транспортное средство выглядело логичным продолжением ранее существовавших вещей, поэтому было принято с воодушевлением. Оно имело типовую конструкцию, а масштабы производства и цена позволяли удовлетворить спрос. Это транспортное средство – не велосипед, не мотоцикл. Это деревянный моторный катер с каютой, печкой, спальными местами. Свой личный частный кораблик.
И несмотря на то, что скорость у него не велика, такие карбасики десятилетиями могут плавать по Северной Двине и Белому морю."
https://vk.com/wall-12073383_535267?w=wall-12073383_535267