MIBS 2024

Спрей 27 Брюса Робертса х2. Джонки Атика и Антика

Всем привет! Дошли руки создать тему на форуме, чтоб делиться ходом строительства металлических джонок.
Стартовали мы уж как год назад, и не собираемся отступатся.
Не знаю, в каком формате получится рассказывать свою историю, с упором на цели и мечтания, или чисто техническим упором. В целом, не буду стесняться, и буду постить все подряд.

1702147051340.png

(фото из интернета)
Около года назад мы с Владимиром приняли решение дойти до Новой Земли.
Рассмотрев много разных проектов, почему то искали наименьший размер, который, как нам казалось, справиться с этой задачей с минимальными затратами.
Остановились на проекте Брюса Робертса, спрей. Связались с автором, обзавелись документацией, купили металла, привезли в цех нарезанные куски, и шаг за шагом начали собирать металлические корпуса.
 
https://youtu.be/l0SmDIQp5Rs
https://youtu.be/KmM78062NSs
https://youtu.be/nq69gQP2ssw
https://youtu.be/6v_cRzjKkG4
https://youtu.be/8CnzeHTQyvY


Металл купили судовой, толщиной 5мм ниже ватер линии, палуба - 4мм. После этого, выходных как будто и не стало. Но цель проекта - поход) Потому все вроде как идет по плану. В проекте увидили три типа парусного вооружения, остановились на джонке.
Причина простая: о этих парусах никто ничего не знает) Ну и 2 мачты, так же показались интересным решением для небольшого размера.
Названия судов подбирали созвучные, и связанные с арктикой. Остановились на Атике (арктике) и Антике (антарктике). Кто знает, может и до туда удастся дойти...
 
Здорово, что завели свою ветку! А то тут парусятников с новым строительством мало. С удовольствием буду читать, интересно. Сам рассматривал спрея как один из вариантов строительства, правда, побольше - 40 и 46фт.
Мне спрей очень нравится - очень интересный проект.
 
Сегодня ввариваем дейдвудные трубы и закладные под двигатель, спорим по планировке, и ищем варианты по утеплителю.

С утеплителем спор следующий: Утеплять надо. Надо утеплять не горючими материалами.
Пеной тоже не хочется, так как её ещё самим же потом сдирать придется, в случае чего.
Пока остановились на каменной вате. Судовая она идет со слоем фольги, швы которой проклеиваются.
По технологии больших ледоколов: утеплитель 60 мм на наружние стены, 40 мм на внутренние, и на глубину 450 мм. При этом, изолируются и торцы шпангоутов.
Сейчас спорим, стоит ли сделать по уму, и уменьшить внутреннее пространство, изолируя толстым слоем торцы, или уменьшить там слой, рискуя приблизить точку росы к поверхности металла, со всеми вытикающими...
 
Здорово, что завели свою ветку! А то тут парусятников с новым строительством мало. С удовольствием буду читать, интересно. Сам рассматривал спрея как один из вариантов строительства, правда, побольше - 40 и 46фт.
Мне спрей очень нравится - очень интересный проект.
Спасибо, по Вашей наводке сюда попали :)


По поводу спрея, есть забавное наблюдение, оно же
боль вчерашнего вечера - в иркутске продается готовый проект 2020 года постройки, по цене меньше того, что уже потрачено на материалы...
Тенденция такая, строишь, строишь, да все же задашься вопросом "а не дал ли лишнего со стройкой? может быстрей было бы купить???"
 
Видел про вас вот это кино
Павел к нам приезжал, ему отдельный "респект" за видео)
У него тоже интересный проект участия в кругосветной гонке на одиночной лодке - верю, что у него это получиться)
 
ввариваем дейдвудные трубы
Какая толщина стенок?
утеплитель 60 мм на наружние стены, 40 мм на внутренние
ИМХО мало и надо набор оборачивать, иначе с него конденсат в утеплитель пойдет
а не дал ли лишнего со стройкой? может быстрей было бы купить???
Быстрее, но не интереснее, Вы же для в том числе процесса строите
 
Давно за вами наблюдаем ))
Расскажите, пожалуйста, про паруса. С чего такой выбор, джонка. Не Богдашевский ли всех с пути сбил, своими "пятыми элементами"?

Мачты деревянные будут? Полые, или цельные?
 
Пеной тоже не хочется, так как её ещё самим же потом сдирать придется, в случае чего.
Пока остановились на каменной вате.
Лучше недельку поспорить чем ошибку сделать. Пену можно выбрать любую, и не горючую, и жёсткую для сдерживания структурного шума. Например в автомобиле нет ни одной подвижной детали, или узла жёстко соединённых с кузовом, исключительно через эластичный элемент - для уменьшения структурных шумов. В катере источников этого гула предостаточно - винт бьёт водой по днищу, упорный подшипник гудит двигатель, выхлоп вваренный в обшивку, и так далее. В этой гитаре приходится жить.., это тяжело и вредно. Естественно колеблются плоские участки обшивки, их и нужно закрепить по мере возможности. В машине для этого приклеивают толстый эластичный слой тяжёлой шумки. Именно приклеивают, а не прокладывают вату. Пена, нанесенная достаточно толстым слоем, имеющая собственную жёсткость, связывает плоские участки обшивки с набором, гасит звуковую вибрацию, поскольку приклеивается достаточно прочно.
Приклеить что то другое для шумо-виброизоляции на весь корпус вариантов нет.
Утеплить лучше и легче чем пеной вариантов нет.
И наконец, ничто не мешает проверить выбранную марку пены на соответствие состава - нанести на крашеный обрезок металла и подвергнуть планируемым условиям эксплуатации. Так же как и мин вату кстати. Через неделю лежания в солёной воде взвесить, проверить сколько впиталось.
Применять конструкционные решения с ледокола - не корректно, он большой, в его каюте тишина будет при любом типе теплоизоляции, структурный шум не доходит. В малом судостроении наоборот - источник шума всегда близко, и получить вместо яхты трактор очень вероятно.
 
Давно за вами наблюдаем ))
Расскажите, пожалуйста, про паруса. С чего такой выбор, джонка. Не Богдашевский ли всех с пути сбил, своими "пятыми элементами"?

Мачты деревянные будут? Полые, или цельные?

Мачты будут, деревянные, полые.
Брюс говорил из монолитного дерева делать.

По поводу Богдашевского и пятого элемента, они сыграли свою роль, но решение было принято и без них.

Про паруса ещё отдельно придется много рассказать
 
Сегодня переделывали перо руля. Первый вариант был из прямого листа, с усилением полосами по бокам.
Теперь это полный внутри элемент, обваренный по контуру
 

Вложения

  • IMG_20231210_170813.jpg
    IMG_20231210_170813.jpg
    214.2 КБ · Просмотры: 77
Лучше недельку поспорить чем ошибку сделать. Пену можно выбрать любую, и не горючую, и жёсткую для сдерживания структурного шума. Например в автомобиле нет ни одной подвижной детали, или узла жёстко соединённых с кузовом, исключительно через эластичный элемент - для уменьшения структурных шумов. В катере источников этого гула предостаточно - винт бьёт водой по днищу, упорный подшипник гудит двигатель, выхлоп вваренный в обшивку, и так далее. В этой гитаре приходится жить.., это тяжело и вредно. Естественно колеблются плоские участки обшивки, их и нужно закрепить по мере возможности. В машине для этого приклеивают толстый эластичный слой тяжёлой шумки. Именно приклеивают, а не прокладывают вату. Пена, нанесенная достаточно толстым слоем, имеющая собственную жёсткость, связывает плоские участки обшивки с набором, гасит звуковую вибрацию, поскольку приклеивается достаточно прочно.
Приклеить что то другое для шумо-виброизоляции на весь корпус вариантов нет.
Утеплить лучше и легче чем пеной вариантов нет.
И наконец, ничто не мешает проверить выбранную марку пены на соответствие состава - нанести на крашеный обрезок металла и подвергнуть планируемым условиям эксплуатации. Так же как и мин вату кстати. Через неделю лежания в солёной воде взвесить, проверить сколько впиталось.
Применять конструкционные решения с ледокола - не корректно, он большой, в его каюте тишина будет при любом типе теплоизоляции, структурный шум не доходит. В малом судостроении наоборот - источник шума всегда близко, и получить вместо яхты трактор очень вероятно.
Взяли на размышления)
 
Из книги Брюса Робертса "Металлические лодки":


"Cталь - самый дешевый металл, пригодный для строительства лодок. Это значительно дешевле, чем стекловолокно или материалы, используемые в строительстве из дерева/эпоксидной смолы. Сталь, безусловно, является сегодня выгодным материалом для судостроения. Следующим по цене идет алюминий, затем стекловолокно или дерево/эпоксидная смола. Медь-никель стоит примерно в 10 раз дороже любого другого материала и, следовательно, является самым дорогим из всех."

Интересное наблюдение про стоимость строительства лодок.
Имея опыт строительства из фанеры с эпоксидкой, все же не совсем согласился бы. Но тут надо сделать оговорку - морская фанера по стоимости действительно будет дороже листа металла. А вот ФСФ, березовая... Но её только у нас используют
 
Из книги Брюса Робертса "Металлические лодки":


"Cталь - самый дешевый металл, пригодный для строительства лодок. Это значительно дешевле, чем стекловолокно или материалы, используемые в строительстве из дерева/эпоксидной смолы. Сталь, безусловно, является сегодня выгодным материалом для судостроения. Следующим по цене идет алюминий, затем стекловолокно или дерево/эпоксидная смола. Медь-никель стоит примерно в 10 раз дороже любого другого материала и, следовательно, является самым дорогим из всех."

Интересное наблюдение про стоимость строительства лодок.
Имея опыт строительства из фанеры с эпоксидкой, все же не совсем согласился бы. Но тут надо сделать оговорку - морская фанера по стоимости действительно будет дороже листа металла. А вот ФСФ, березовая... Но её только у нас используют
Вопрос материала корпуса мне видится примерно похожим на вопрос из чего строить стены домов. Стоимость корпуса настолько мала в остальной стоимости лодки, что тут не столько цена материалов, сколько само предпочтение судостроителя играет большую роль. И мода на данный момент времени. Например, помните, вышла книга Бирюковичей - и все кинулись закладывать армоцементные корпуса. Вышла книга Рейнке, и смотришь, вокруг одни "Гидры". Сейчас появился удачный "Пятый элемент" - и все хотят джонку. Появился "Эпсилон", и все хотят спреев... )

Алюминий сильно дороже. Но, например, на хороший стальной корпус пескоструйка, шпаклевка, окраска, может быть сравнима с ценой металла. А алюминий - например, у Скипа Новака лодка - может быть и вообще не окрашенный.
 
Вопрос материала корпуса мне видится примерно похожим на вопрос из чего строить стены домов. Стоимость корпуса настолько мала в остальной стоимости лодки, что тут не столько цена материалов, сколько само предпочтение судостроителя играет большую роль. И мода на данный момент времени. Например, помните, вышла книга Бирюковичей - и все кинулись закладывать армоцементные корпуса. Вышла книга Рейнке, и смотришь, вокруг одни "Гидры". Сейчас появился удачный "Пятый элемент" - и все хотят джонку. Появился "Эпсилон", и все хотят спреев... )

Алюминий сильно дороже. Но, например, на хороший стальной корпус пескоструйка, шпаклевка, окраска, может быть сравнима с ценой металла. А алюминий - например, у Скипа Новака лодка - может быть и вообще не окрашенный.
Я думаю хорошая покраска будет стоить дороже металла плюс работа.
 

Полный комплект фотографий строительства Спрея 28 из алюминия, уже... 20 летней давности)

Очень много интересных решений, часть из которых, возможно, стоит позаимствовать и нам
 
Верх