Собрал воедино материал по камбузу.
Во время строительства катамарана встал вопрос проектирования и изготовления камбуза, который позволял бы готовить на борту горячую пищу. Были рассмотрены камбузы, имеющиеся на других больших лодках, в первую очередь на катамаране «Котоярви» и тримаране «Попандопола». На этих двух лодках камбузы реализованы достаточно неплохо, они выполнены в металле (пожаробезопасны). Тем не менее, наличие одной горелки существенно сужает возможности приготовления разнообразной пищи. Из положительных достоинств камбуза «Котоярви» стоит отметить наличие небольшой раскладной мойки, выполненной из ПВХ тента. Однако, такая мойка не может заменить стационарную вместительную мойку. Существенным недостатком обоих камбузов является отсутствие полноценного стола, позволяющего в комфортных условиях пообедать всему экипаж.
Из больших судов также был интересен опыт эксплуатации камбуза катамарана «Бабака». Неоспоримым преимуществом его является наличие двух боковых раскладных поверхностей и раздвижная верхняя крышка. Это позволяет удобно расположиться обедать всему экипажу и одновременно осуществлять приготовление пищи.
Был проанализирован и камбуз, использовавшийся на больших катамаранах «СибКат». Эти камбузы выполнены из фанеры, что, на мой взгляд, небезопасно и потому плохо пригодно для использования на надувных катамаранах. Вдобавок к этому, фанерный камбуз получается более тяжёлый. Функциональность его оказывается заметно хуже предыдущих двух камбузов, а использование этого камбуза в качестве стола (за которым может комфортно пообедать экипаж) вызывает большие сомнения. На этом камбузе также отсутствует стационарная раковина с краном и отсутствует вторая горелка для жарки.
После долго анализа было решено, что ни один вариант в точности мне не подходит, тем не менее ряд грамотных решений были заимствованы из конструкций камбуза «Котоярви» и «Бабаки», что позволило выработать ТЗ для камбуза:
- Две газовые горелки: первая горелка мощностью не менее 3 кВт для возможности вскипятить большую ёмкость (до 15 л) и отдельная вторая мощностью 2 кВт для жарки, рассчитанная на диаметр сковородки до 28 см.
- Наличие стационарной мойки с краном для мытья посуды и чистки овощей.
- Возможность иметь большой откидной стол (размерами не меньше, чем сам камбуз) для комфортного приёма пиши всем экипажем.
После того, как было сформулировано ТЗ, начались попытки спроектировать камбуз, хотя бы схематически. Жаркая дискуссия с Олегом Тимофеевым (Бер) длилась почти 1,5 месяца, и, наконец, мы пришли к концепции, которая не вызывала ни у кого отторжения.
Дальше решено было сделать макет камбуза из фанеры и примерить его эргономику на судне.
Результаты примерки макета были удовлетворительные, и было принято решение изготавливать камбуз в соответствии с предложенным проектом. В качестве основного материала камбуза был выбран листовой материал АМГ3М толщиной 2 мм. Первым делом были нарезаны основные листы и сформирован корпус. Основной способ сшивки листов под углом 90 градусов – это угольник АД31Т1 размерами 25х25х2 и алюминиевые заклёпки диаметром 4мм, установленные через каждые 100 мм.
Основная плитка представляет собой 3 кВт плиту
NaMilux NA-S5516ASM
Плита для жарки
TOURIST TS-138 представляет собой туристическую 2 кВт газовую плиту.
Теплоотвода вполне хватает, стенки камбуза всегда холодные.
Подача газа осуществляется с 24л стеклопластикового газового баллона. Баллон взрывобезопасный и оснащён стравливающим клапаном, срабатывающим при превышении давления. Он расположен на корме катамарана и подсоединён к горелкам через армированный газовый шланг. Второй точно такой же газовый баллон перевозится на носу. К баллону присоединён газовый редуктор на давление 29 мБар. Также с собой возится два запасных газовых редуктора и около десятка паранитовых прокладок.
Мойка из нержавеющей стали приклеена к алюминиевому каркасу с помощью автомобильного герметика для лобовых стёкол.
Дополнительные столики камбуза реализованы из 9мм транспортной фанеры и выглядят следующим образом
Отсеки для хранения различной посуды имеют следующий вид:
Фотографии камбуза в сложенном и разложенном состоянии во время строительства. Стол изготовлен из 9мм транспортной фанеры. Камбуз крепится четырьмя болтами М8 к фанерной палубе. Стойки стола имеют на конце штыри, которые входят в отверстия палубы и это позволяет ножкам уверенно держать стол, даже при сильном волнении.
Фотографии камбуза в сложенном и разложенном состоянии во время строительства. Стол изготовлен из 9мм транспортной фанеры. Камбуз крепится четырьмя болтами М8 к фанерной палубе. Стойки стола имеют на конце штыри, которые входят в отверстия палубы и это позволяет ножкам уверенно держать стол, даже при сильном волнении.
Узел забора воды размещён на стойке сонара, это позволяет регулярно на переходах пользоваться водой. Также имеется соединитель и 15 м шланга, которые на стапеле могут быть подключены к шлангу забора воды и осуществить забор напрямую из водоёма или большой ёмкости.