Разборно-надувной катамаран "Арктика"

Вы обратитесь к исполнителю который Вам будет шить тент, он посоветует из того что есть в наличии. Либо под заказ обязуется точно привезти.
 
Вы обратитесь к исполнителю который Вам будет шить тент, он посоветует из того что есть в наличии. Либо под заказ обязуется точно привезти.
Я планирую клеить, а не шить и с большой вероятностью самостоятельно. Поэтому и возник вопрос про марку ПВХ.
 
Я выбирал у мастера из каталога и наличия. Марку не вспомню, опять же все определяется возможностью купить здесь конкретный товар и сроками.
Про изготовление:
посмотрите видео про самостоятельное изготовление биминитопа. Есть полезные ньюансы.
 
Я свой тент ПВХ шил, а швы потом заливал "жидкой латкой" белого цвета от водотечности. Форма тента сферическая.
 
Я свой тент ПВХ шил, а швы потом заливал "жидкой латкой" белого цвета от водотечности. Форма тента сферическая.
Склеить имхо проще. Я давно привык ПВХ клеить. Клееный шёв прочнее, чем сшитый. Нитки быстро на УФ в труху приходят. У меня в этом году три стропы на тенте за три сезона, даже, на Северах, превратились в порошок.
 
Собрал воедино описание всей электрики.

Электрическая система (далее электросистема) катамарана за три сезона с момента первого испытательного похода претерпела довольно серьёзные изменения. На данный момент я смею предположить, что после двух модернизаций электросистема на катамаране вполне совершенна и не требует никаких серьёзных доработок. Вначале кратко опишу, как выглядела электросистема вначале, опишу модернизацию, и основной рассказ будет посвящён состоянию системы на 2023 год.

В 2021 г. основными элементами электросистемы были:

  1. Свинцовый аккумулятор 75 Ач (далее аккумулятор 1), напряжение 12 В, который обеспечивал электроэнергией всю электрику катамарана.
  2. Свинцовый аккумулятор 65 Ач (далее аккумулятор 2), напряжение 12 В – стартерный, только для электрозапуска двигателя.
  3. Две монокристаллические солнечные панели по 50 Вт от OneSun.
  4. Ветрогенератор пятилопастной, 400 Вт.
  5. Инверторный бензогенератор на 1100 Вт.
  6. Подключенный к аккумулятору 1 контроллер заряда, который мог одновременно работать как с солнечной панелью, так и с ветрогенератором. Он был подключён к аккумулятору.
  7. Комплект навигационных огней.
После двух сезонов эксплуатации стало понятно, что ветрогенератор на ветрах вплоть до 12-14 м/с не обеспечивает мощность и 10% от того, что даёт солнечная панель. Более того, т.к. почти все стоянки предполагают укрытие в закрытых безветренных бухтах, то ветрогенератор на стоянках оказывается полностью бесполезен. О низкой эффективности ветрогенертора также свидетельствуют многочисленные отзывы подавляющего большинства яхтсменов. В результате было решено отказаться от ветрогенератора. Кроме того, солнечные панели были заменены на более современные, выполненные по PERC технологии, которые при общей площади 1,6 кв.м. должны по паспортным данным давать максимальную мощность 320 Вт.

Контроллер для заряда солнечных батарей ШИМ был заменен более современным МППТ; старый контроллер сделан резервным.

Инверторный бензогенератор оказался весьма ненадёжным и после нескольких дней эксплуатации в морском тумане на Баренцевом море перестал работать (вышла из строя электроника). Решено было приобрести 4-тактный бензогенератор без какой-либо электроники.

Итак, сделав краткое описание переделок, теперь можно перейти к описанию всей электросистемы катамарана. Далее под электросистемой будем подразумевать энергетический блок, блок потребителей и навигационный блок. Начнём с описания энергетического блока.

1. Энергетический блок​

Энергосистема катамарана состоит из двух свинцовых аккумуляторов по 100 Ач, соединённых параллельно и находящихся в аккумуляторном рундуке (рис. 2-1).

1698303688997.png


В чём преимущество свинцовых аккумуляторов? В том, что они бюджетны и на каждый следующий поход можно покупать совершенно новые аккумуляторы. Стоимость свинцовых аккумуляторов по сравнению с LiFePo4 отличается практически на порядок. Кроме того, аккумуляторы на основе LiFePo4 сильно требовательны к условиям заряда и электронный платы BMS, контролирующий этот заряд. В свою очередь, этот факт вводит дополнительные ограничения на надёжность подобных аккумуляторов.

В аккумуляторном рундуке размещён и электронасос для подкачки баллонов, запитанный напрямую от аккумуляторов. Имеется также простой индикатор заряда по напряжению, автоматический предохранитель от короткого замыкания на 50А и клемма для подключения сильноточных потребителей. Индикатор заряда необходим на стапеле, чтобы, пока не подключены контроллер и солнечные панели, следить за зарядом аккумуляторов и не разрядить их больше, чем на 50%. Если это произошло, включается бензогенератор и аккумуляторы доводятся до полного заряда.с помощью зарядного устройства (рис.2-2) с максимальным током заряда 40А.

1698303738923.png


На судне к аккумуляторам подключён генератор мотора на 12 А с внутренним контроллером заряда. Напрямую к аккумулятором подключаются такие потребители, как шуруповёрт, болгарка, электронасосы для накачки/подкачки баллонов или тузика.

Аккумуляторный рундук подключен к распределительному щиту (рис. 2-3) проводами сечением 6 мм2 (здесь стоит отметить, что вся электрическая система двухпроводная). Распределительный щит снабжен двумя контроллерами. Контроллер Epever Turpion 3210, позволяет подключать солнечные панели общей мощностью до 390 Вт при напряжении 12В. Второй контроллер Wind Solar Controller 750 рассчитанн на максимальную мощность солнечных панелей в 250 Вт при 12В. Предусмотрен переключатель всей энергосистемы между двумя контроллерами. К щиту проводами с сечением 4 мм2.подсоединены две солнечные панели по 160 Вт. Щит снабжён датчиком температуры внутри, чтобы иметь представление в случае перегрева контроллера. На переднюю панель выведены четыре разъёма USB и два разъёма автомобильного прикуривателя. Имеется также 10 тумблеров для включения различных судовых потребителей. Внутри щита на каждую группу потребителей стоят защитные предохранители (12 шт) номиналом от 5 А до 20 А.

1698303784947.png


1698303816531.png


В рамках испытаний в полевых условиях проводилось несколько тестовых замеров мощности, которую выдаёт солнечные панели в зависимости от освещённости. Ниже, для примера, две фотографии.

1698303891719.png


Солнечно. Панели выдают 219,6 Вт; ток заряда батарей 13 А, потребители забирают 2,2 А.
Пасмурно (другой режим монитора). Панели выдают 21 Вт при напряжении 17,2 В, ток заряда батарей 1,2 А.

1698303932063.png


1698303974976.png


2. Блок потребителей​

Основными потребителями на судне являются:

  • Навигационные огни. Судно оснащено ходовыми огнями, а также стояночным круговым огнём.
1698304047984.png


  • Навигационный пульт. Для осуществления навигации и связи судно оснащено навигационным пультом, подробно рассмотренным ниже, в разделе 3.
  • Отопитель. На судне используется дизельный отопитель Планар 2Д мощностью 2 кВт. Отопитель снабжён термостатом и позволяет поддерживать заданную температуру как в каюте, так и в кают-компании. При температуре воздуха за бортом +8 градусов за пару часов отопитель позволял нагреть кают-компанию до +22°C. Средний расход топлива для работы отопителя составляет около 70-100 г/ч.
1698304088812.png


  • Освещение кают-компании и каюты. Освещение реализовано с помощью двух светодиодных 9 Вт ламп в кают-компании и двух (на каждую половину по одной) таких же ламп в каюте.
  • Помпа забортной воды. Забор воды осуществляется с помощью мембранного насоса SeaFlo42. Насос срабатывает по падению давления в системе, т.е. когда открывается водопроводный кран.
1698304124965.png


  • Холодильник. Катамаран оснащён автохолодильником Meyvel AF ёмкостью 50 л. Холодильник может работать в режиме морозильника и замораживать продукты до -20°C. При температуре воздуха +25…+28°C время работы компрессора не превышает 35-40% от общего времени эксплуатации. При этом ток потребления холодильника 3.1 А.

1698304178030.png


  • Различные зарядные устройства. Заряжают спутниковый телефон Иридиум 9555, мобильные телефоны, ноутбуки (3 шт.), портативные радиостанции УКВ (одна морского диапазона Icom-M34, одна речного Аргут и одна двухдиапазонная Zastone), музыкальная колонка, гитарный усилитель. Отметим – спутниковый телефон через программу Zygrib позволяет получить погодную метеокарту. Информация, полученная от метеокарты, не идёт ни в какое сравнение с прогнозом погоды, полученным в виде смс по нескольким точкам, даже если они образуют треугольник.
  • Инверторы 12-220В. Судно оснащено тремя инверторами мощностью 100, 200 и 2600 Вт. Мощный инвертор позволяет обеспечить работу от аккумулятора болгарки на 220В и другого мощного инструмента, для которого нет в наличии 12В аналога. Маломощные инверторы, в основном используются для зарядки ноутбука, спутникового телефона или портативных радиостанций через зарядку 220В.
1698304243859.png


  • Метеостанция. Судно оснащено метеостанцией, которая позволяет выводить текущую информацию, отображать динамику и записывать историю (до 3 мес. с интервалом в 10 мин). Регистрируются средняя скорость ветра, порывы ветра, давление, температура снаружи и в кают-компании, атмосферное давление, влажность, осадки и точка росы.
1698304307081.png
 

Вложения

  • 1698304018329.png
    1698304018329.png
    304.9 КБ · Просмотры: 18
  • 1698304342865.png
    1698304342865.png
    788 КБ · Просмотры: 20

3. Навигационный пульт​

Пульт объединяет навигационные приборы, оборудование связи и ряд устройств управления судном. Основным навигационным прибором является картплоттер-эхолот с установленной C-Map картографией. Важное преимущество картплоттера по сравнению с планшетом – благодаря высокой яркости (1500 нит) картинку прекрасно видно в солнечный день. Картплоттер продублирован резервным GPS-навигатором, который выводит на экран текущий курс и скорость. Информация с планшета уже при небольшой внешней освещённости становится полностью нечитаемой. Для индикации числа оборотов мотора на передней панели установлен тахометр, что позволяюет контролировать режим работы мотора.

На передней панели имеется рулевое колесо, позволяющее управлять углом поворота мотора. Оно незаменимо на мелководье, когда основные рули подняты, а от лодки требуется ещё большая манёвренность. На навигационном пульте имеется указатель уровня топлива, разъёмы питания от автомобильного прикуривателя и от USB, кнопка гудка-сирены; есть также возможность включать подсветку всех основных индикаторов и указателей. На приборной панели смонтирована основная стационарная радиостанция.

Крепление датчика эхолота представлено на рисунке ниже. При выходе на глубину датчик эхолота опускается вручную, при подходе к мелководному участку датчик эхолота поднимается. Рядом с датчиком эхолота закреплён шланг забора воды с водяной помпы.

1698304612214.png


Заключение​

Данная электросистема показала высокую надёжность, сбоев в работе не было. Благодаря солнечным панелям заряд аккумуляторов редко опускается ниже 90%, причём вне зависимости от того, идёт судно (работает генератор мотора) или стоит. Стоянки длительностью в неделю с преимущественно пасмурной погодой показали, что энергосистема судна полностью обеспечена и позволяет эксплуатировать все электроприборы на полную мощность. Навигационная система, основанная на морских картах C-Map в сочетании с УКВ и спутниковой связью, полностью должным образом обеспечивает навигацию.

Доработки на будущее:

Как было сказано выше, электрическая система катамарана вполне самодостаточнa, но, тем не менее, есть куда двигаться. Из возможных доработок рассматриваю следующие:

  • установка радара;
  • установка бортового компьютера с монитором (на заднюю панель электрического щита), позволяющему дублировать все навигационные параметры во время движения, включая картографию, информацию о местоположении других кораблей через АИС, Гриб-метеокарту прогноза погоды;
  • оснащение судна вторым резервным спутниковым телефоном Иридиум;
  • установка видеокамеры на топ каюты и вывод картинки одновременно на монитор в кают-компании и навигационный пульт. Основная цель видеокамеры – видеть левый борт при рулении и швартовке;
  • хотя пока прямой необходимости не было, но рассматриваю вариант установки авторулевого.
 
Собрал воедино материал по камбузу.

Во время строительства катамарана встал вопрос проектирования и изготовления камбуза, который позволял бы готовить на борту горячую пищу. Были рассмотрены камбузы, имеющиеся на других больших лодках, в первую очередь на катамаране «Котоярви» и тримаране «Попандопола». На этих двух лодках камбузы реализованы достаточно неплохо, они выполнены в металле (пожаробезопасны). Тем не менее, наличие одной горелки существенно сужает возможности приготовления разнообразной пищи. Из положительных достоинств камбуза «Котоярви» стоит отметить наличие небольшой раскладной мойки, выполненной из ПВХ тента. Однако, такая мойка не может заменить стационарную вместительную мойку. Существенным недостатком обоих камбузов является отсутствие полноценного стола, позволяющего в комфортных условиях пообедать всему экипаж.

1698769068009.png


Из больших судов также был интересен опыт эксплуатации камбуза катамарана «Бабака». Неоспоримым преимуществом его является наличие двух боковых раскладных поверхностей и раздвижная верхняя крышка. Это позволяет удобно расположиться обедать всему экипажу и одновременно осуществлять приготовление пищи.

1698769116444.png


Был проанализирован и камбуз, использовавшийся на больших катамаранах «СибКат». Эти камбузы выполнены из фанеры, что, на мой взгляд, небезопасно и потому плохо пригодно для использования на надувных катамаранах. Вдобавок к этому, фанерный камбуз получается более тяжёлый. Функциональность его оказывается заметно хуже предыдущих двух камбузов, а использование этого камбуза в качестве стола (за которым может комфортно пообедать экипаж) вызывает большие сомнения. На этом камбузе также отсутствует стационарная раковина с краном и отсутствует вторая горелка для жарки.

1698769165043.png


После долго анализа было решено, что ни один вариант в точности мне не подходит, тем не менее ряд грамотных решений были заимствованы из конструкций камбуза «Котоярви» и «Бабаки», что позволило выработать ТЗ для камбуза:

  • Две газовые горелки: первая горелка мощностью не менее 3 кВт для возможности вскипятить большую ёмкость (до 15 л) и отдельная вторая мощностью 2 кВт для жарки, рассчитанная на диаметр сковородки до 28 см.
  • Наличие стационарной мойки с краном для мытья посуды и чистки овощей.
  • Возможность иметь большой откидной стол (размерами не меньше, чем сам камбуз) для комфортного приёма пиши всем экипажем.
После того, как было сформулировано ТЗ, начались попытки спроектировать камбуз, хотя бы схематически. Жаркая дискуссия с Олегом Тимофеевым (Бер) длилась почти 1,5 месяца, и, наконец, мы пришли к концепции, которая не вызывала ни у кого отторжения.

1698769202402.png



Дальше решено было сделать макет камбуза из фанеры и примерить его эргономику на судне.

1698769254881.png


Результаты примерки макета были удовлетворительные, и было принято решение изготавливать камбуз в соответствии с предложенным проектом. В качестве основного материала камбуза был выбран листовой материал АМГ3М толщиной 2 мм. Первым делом были нарезаны основные листы и сформирован корпус. Основной способ сшивки листов под углом 90 градусов – это угольник АД31Т1 размерами 25х25х2 и алюминиевые заклёпки диаметром 4мм, установленные через каждые 100 мм.

1698769296613.png


Основная плитка представляет собой 3 кВт плиту NaMilux NA-S5516ASM

Плита для жарки TOURIST TS-138 представляет собой туристическую 2 кВт газовую плиту.

Теплоотвода вполне хватает, стенки камбуза всегда холодные.

1698769344042.png


Подача газа осуществляется с 24л стеклопластикового газового баллона. Баллон взрывобезопасный и оснащён стравливающим клапаном, срабатывающим при превышении давления. Он расположен на корме катамарана и подсоединён к горелкам через армированный газовый шланг. Второй точно такой же газовый баллон перевозится на носу. К баллону присоединён газовый редуктор на давление 29 мБар. Также с собой возится два запасных газовых редуктора и около десятка паранитовых прокладок.

1698769372860.png


Мойка из нержавеющей стали приклеена к алюминиевому каркасу с помощью автомобильного герметика для лобовых стёкол.

1698769403307.png


Дополнительные столики камбуза реализованы из 9мм транспортной фанеры и выглядят следующим образом

1698769437603.png


Отсеки для хранения различной посуды имеют следующий вид:

1698769472168.png


Фотографии камбуза в сложенном и разложенном состоянии во время строительства. Стол изготовлен из 9мм транспортной фанеры. Камбуз крепится четырьмя болтами М8 к фанерной палубе. Стойки стола имеют на конце штыри, которые входят в отверстия палубы и это позволяет ножкам уверенно держать стол, даже при сильном волнении.

1698769518305.png


Фотографии камбуза в сложенном и разложенном состоянии во время строительства. Стол изготовлен из 9мм транспортной фанеры. Камбуз крепится четырьмя болтами М8 к фанерной палубе. Стойки стола имеют на конце штыри, которые входят в отверстия палубы и это позволяет ножкам уверенно держать стол, даже при сильном волнении.

1698769703064.png


Узел забора воды размещён на стойке сонара, это позволяет регулярно на переходах пользоваться водой. Также имеется соединитель и 15 м шланга, которые на стапеле могут быть подключены к шлангу забора воды и осуществить забор напрямую из водоёма или большой ёмкости.

1698769755764.png
 
  • Мне нравится
Реакции: yura
Фотографии камбуза на борту:

1698769891764.png


1698769915620.png

1698769957840.png


1698770008898.png


1698770037312.png


1698770087617.png


Вес камбуза с учётом столиков, горелок, газового шланга, газового редуктора, мойки и насоса получился около 20 кг. При транспортировке в него убирается набор из четырёх котелков (9л, 6л, 4.5л, 3.5л), кастрюля на 12л, сковорода для жарки с крышкой – 2 шт., сковорода блинная – 1 шт., тарелки – 16 шт., миски – 10шт., кружки – 12 шт., стопки – 8 шт., вилки – 12шт., ложки столовые – 12шт., ложки чайные – 8 шт., поварёшки – 3 шт., разделочные доски – 2шт., ножи – 6 шт., овощечистки – 2 шт., тёрки – 2шт., мясорубка – 1 шт., деревянная лопатка – 2 шт., толкушка – 1 шт., насадка для миксера (венчик) – 2 шт., точилка для ножей – 1 шт. Камбуз также может быть использован самостоятельно от катамарана, для выездов на природу.
 
В соседней ветке идёт жаркая дискуссия по поводу винтов. У нас всё скромно, использовались только два типа винтов: 3х-лопастной с 9 шагом (оригинальный) и 4-х лопастной с 8 шагом (https://солас.рф/vint-grebnoy-solas-5113-093-08-4x9-25x8-r/), диаметр 9.25 дюйма.
По результатам испытаний на первом винте пройдено 1400 км, на втором 3300 км (акватория Ладоги, Онеги, Белого и Баренцева морей). В итоге второй, четырёхлопастной, в среднем оказался примерно на 8-12% эффективнее по топливу. Результат, конечно, сильно усреднённый. Но тем не менее четырёхлопастной винт себя зарекомендовал, как более экономичный.
 

Вложения

  • винты.jpg
    винты.jpg
    53.7 КБ · Просмотры: 9
Последнее редактирование:
Верх