Тем временем подготовил более последовательное описание про транец.
Транец-пантограф на разборно-надувной катамаран
Перед тем, как определиться с транцем на катамаран "Арктика", был проанализирован опыт транцев на больших катамаранах. Наиболее совершенные конструкции транцев имеются на катамаране "Котоярви" и тримаране "Пола". Разберём преимущества и недостатки этих транцев.
Транец на "Котоярви":
преимущества - позволяет добраться достаточно легко к голове мотора; меньше заливает во время хождения по волнам.
недостатки - нет возможности управлять рулить мотором; занимает (вместе с мотором) достаточно большую и полезную площадь рулевой палубы; не имеет возможности полностью откинуться при налёте на препятствие; проблематична замена винта; отсутсвие обзора нижней части ноги во время движения
Транец на "Попандополу" ():
преимущества - позволяет рулить судном с помощью мотора при поднятом руле; широкие возможности регулировки мотора по высоте; стоит на корме и не занимает полезную площадь на палубе; удобно обслуживать мотор на берегу;
недостатки - может заливать мотор во время хождения по волне; небольшой угол наклона (не более 30 градусов) при откиде ввиду конструкции рамы и поэтому нет возможности откинуться в полностью горизонтальную плоскость
После того, как были взвешены все за и против, я выставил для себя следующие требования для транца:
– необходимо иметь возможность рулить судном с помощью мотора при поднятом руле (для прохода мелководных участков)
– возможность полностью откинуться мотору в горизонтальную плоскость при налёте на препятствие
– не занимать полезную площадь палубы
– иметь широкий диапазон заглубления и подъёма мотора
– конструкция транца должна свободно выдерживать вес мотора (не менее 100 кг) и человека (не менее 100 кг), который на него опирается
– транцев должно быть двое (под основной и резервный мотор) и подвижные части должны быть взаимозаменяемые
– ввиду того, что на воде и, как правило, на волне обслужить мотор должным образом не получится, то возможность «добраться к голове мотора» не является принципиальной и необходимой. Здесь самый лучший вариант идти на резервном моторе и потом на берегу проводить обслуживание мотора.
Таким образом, было решено делать транец сделан из нержавеющего профиля 40х20х2. Направляющие скольжения выполнены из капролона, толщиной 10мм. Балка, на которой висит транец выполнена из нержавеющего профиля 50х25х2. Лебёдка оцинкованная, рассчитанная на 500кг. Трос дайнема толщиной 6мм и на усилие 3,5 тонны. Максимальный ход транца 70 см, имеются ограничители от опускания на большую величину при внештатном разрыве подъёмного троса.
Видео подъёма транца во время проверки -
https://cloud.mail.ru/public/TAiR/8ULES7DQs
Из усовершенствований на будущее – думал об электромеханической лебёдке для подъёма/опускания транца. После долгих раздумий пришёл к выводу, что такая система потеряет надёжность и в ответственный момент может дать сбой. Поэтому решено оставить на данный момент только возможность механического подъёма/опускания.