Вернёмся к перегону. Постепенно погода начинает портиться. Небо затянули тучи. Резко похолодало, и пошёл дождь. Снег под деревьями даже на солнечной стороне береговых откосов начинают наводить на грустные мысли о тёплом море.
Посмотреть вложение 51475
Сразу вспоминается прогноз погоды на май, где обещали в Вологодской области в середине мая до минус десяти.
Высматривать вешки через залитое дождём стекло становится очень трудно.
Дворник-то не работает, и попытки его оживить результата не дали. Немного помогает обратный наклон стекла. Ногам стало холодно. Стекла не только залиты дождём, но и начинают запотевать изнутри. Приношу в рубку тепловентилятор и включаю, направив его на лобовое стекло. В ноги ставлю туристическую газовую печку под баллончики. Немного согреваюсь и избавляюсь от запотевания небольшого участка лобового стекла. Постепенно начинает темнеть. В это время я уже иду через Нюксеницу. Прохожу мимо обстановочной КСки, уткнувшейся в берег возле чьего-то дома рядом с железобетонным причалом. Иду дальше и присматриваюсь к берегу. Вижу приличное дерево недалеко от воды. Останавливаюсь и, уткнувшись в берег, не выключая двигателя схожу на берег и привязываюсь к дереву. Катер продолжает на малых работать в берег. Возвращаюсь на катер и глушу двигатель. Потом пускаю собаку погулять на берегу. Дома находятся на высоком берегу, спуститься с которого можно только в немногих местах.
Но, день еще не окончился. Рядом со мной с обрывистого берега на палубу падает камень. Потом другой. Потом ещё и ещё…
Сквозь деревья вижу, как в кустах наверху мелькают малолетки. Кричу им, предлагая спуститься, мол, дело есть. Пацаны на пятой точке сползают до середины горы. Дальше не идут – просят убрать собаку. Загоняю собаку на палубу и начинаю охмурение. Просто запугать из нельзя. Обидятся и еще приведут шпану постарше. Решаю их завлечь деньгой. Ставлю им задачу – найдите, у кого можно купить соляру, где-то тонну. Понятно, что для малолеток это невыполнимая задача. Обещаю не забыть, если найдут. Малолетки удаляются с жутко деловым видом. В качестве аванса даю им десятку.
Ну, а погода продолжает ухудшаться. Пока я говорю с женой по сотовому, вдруг пошёл крупный снег.
Посмотреть вложение 51476
Буквально через пять минут весь катер покрылся пятисантиметровым слоем снега. Всё, ухожу в каюту. Растапливаю печку и готовлю ужин.
Итог дня – 9 ходовых часов, 86 километров.
Погода по Нюксенице.
Время___Температура___Относительная___Ветер, м/c___Облачность
00:00______+12.8°C________62%__________ЮЗ, 3
03:00______+9.8°C_________80%__________ЮЗ, 3
06:00______+9.5°C_________99%__________СЗ, 3_________8 балл.
09:00______+9.0°C_________84%__________С, 3__________8 балл.
12:00______+9.3°C_________75%__________СЗ, 3_________8 балл.
15:00______+8.5°C_________73%__________СВ, 6_________10 балл.
18:00______+1.8°C_________98%__________С, 4__________10 балл.
21:00______+2.2°C_________98%__________СВ, 2_________10 балл.
14 МАЯ, ДЕНЬ ТРЕТИЙ ПУТИ
Спал хреново. Было холодно. Печка – в принципе, обычная буржуйка, быстро прогорает и совсем не держит тепло. Приходилось несколько раз ночью просыпаться от холода и растапливать печку.
Утро было тяжелым – не выспался, холодно, да и, вообще, хреново. Усталость накапливается. Но… это я тогда думал, что устал.
Долил масла. Доливать три ведра МС-20 при такой температуре не подарок. Масло еле течёт, а воронка маленькая, и лить неудобно. Пустил двигатель воздухом. Воздушный баллон явно идёт к концу. В общем, утро идёт как обычно. Пока двигатель греется, гуляю собаку, завтракаю.
Надо сказать ещё про одну особенность катера. У него плохо отрегулирован реверс-редуктор. Он не встаёт в нейтральное положение. Гребной вал продолжает вращаться со скоростью 20-30 оборотов в минуту. Если перекладываешь с переднего хода на нейтраль, то винт вращается вперёд. Если с заднего хода на нейтраль, то вращение винта идёт назад. Всё это не очень удобно, но привыкнуть вполне можно. Особенно это доставляло неудобства при шлюзовании.
Итак, в 9 часов отхожу от берега. Вид с середины реки печальный. Это явно не май. Скорее середина ноября.
Идти было тяжело. Снег и дождь чередовались, и стекла в рубке запотели. С трудом удавалось поддерживать не запотевшим и не залитыми дождём небольшой участок лобового стекла, сантиметров 20 в диаметре. Вешки были видны с минимального расстояния. Неоднократно пропускал красные вешки по правому борту или белые по левому. Но, на камни, слава богу, не налетел.
Собственно, по всему пройденному участку Сухоны про дно написано следующее: «Грунт в пределах судового хода – галька с камнем и мергель. За кромками судового хода много каменистых кос и одиночных камней-валунов». Вообще, без нужды уходить с судового хода не следует. Велик риск налететь на валун под водой.
Погода, как и настроение, не способствовали фотосъемке.
Посмотреть вложение 51477
Да и снимать собственно нечего было.
Посмотреть вложение 51478
В условиях столь ограниченной видимости хорошо себя зарекомендовал ноутбук с Ozi. В него я загрузил генштабовские километровки. Будучи точно привязанным к местности, я без труда ориентировался в схемах расстановки навигационного обеспечения. Стоящий в рубке картплоттер был бессилен помочь. Точная координата долготы и широты не помогут определиться по нашим речным картам. Хотя в последствии, по Рыбинскому водохранилищу картплоттер с электронной картой хорошо поможет в условиях высокой волны, когда плохо заметны буи.
Ближе к концу дня наконец закончились вешки и пошли буи со светоотражающими наклейками. Первый, после Великого Устюга, буй номер 385 стоит на 234 километре.
Постепенно подошел к Тотьме.
Посмотреть вложение 51479
Картина невесёлая - всё покрыто снегом. На улицах безлюдно. На выходе из Тотьмы переговорил с буксиром, толкавшем баржу. Вроде бы после погрузки они готовы были взять меня под борт. Идти в одиночку стало действительно тяжело. Буксир отцепил баржу и пошел в Тотьму менять экипаж. Правда новый экипаж в итоге откажется на следующий день провести меня под бортом в сторону Вологды. Встал напротив хутора Внуков.
Пока буксир сливал топливо в подошедший к берегу бензовоз, решаю и сам поправить свои топливные запасы. Сливаю в танки одну бочку из стоящих на палубе шести. Удовольствие ещё то. Шлангом, самотеком можно слить только около половины бочки. Дальше приходится кантовать бочку в ручную, сливая её в ведро. Наломался не слабо, но слил бочку. Тут вернулся буксир и подцепив баржу пошел за остров Дедов, где его на 285-м километре ждал кран, который черпал со дна песок. Иду туда же. Уже темно, подсвечиваю себе прожектором. Вижу вдали работающий кран. Прохожу его и подхожу к левому берегу. Время 23-00. На берегу лежит буй, его вытащили на берег и установили пару временных буев, ограждающих работающий кран. На речной карте населённый пункт, рядом с которым я встал, называется «Лесобиржа Егориха», в 10 километрах выше Тотьмы. На самом деле ни какой лесобиржи давно уже нет. Есть некие заросшие бурьяном развалины, но их я разглядел только на следующее утро. Встав к берегу, пошел напилить дров. Запасы, взятые в Котласе, оказались при такой температуре исчерпаны. Впрочем, это известный урок – север (даже столь умеренный как Вологодская область) может преподносить всякие погодные сюрпризы.
На этом день закончился. Пройдено всего 95 километров, но устал сильно. Где-то в первом часу ложусь спать.
Погода по Тотьме.
Время___Темп-ра___Вл-сть___Ветер, м/c___Облачность___Явления
00:00____+2.1°C_____98%_____СВ, 2_______10 балл_____Небольшой ливневый дождь
03:00____+0.8°C_____98%_____СВ, 3_______10 балл_____Небольшой ливневый дождь
09:00____+2.0°C_____98%______С, 8________8 балл_____Небольшой ливневый дождь со снегом
12:00____+1.8°C_____98%______С, 9_______10 балл_____Небольшой ливневый дождь со снегом
15:00____+0.4°C_____98%______С, 4________8 балл_____Небольшой снег
18:00____+0.4°C_____98%______С, 5________8 балл_____Небольшой снег
21:00____+0.5°C_____96%______С, 6________10 балл____Небольшой ливневый снег