Я чуть погонял эту таблицу в режиме отладки
1. Если принять конечной ячейку по тому сходиться или не сходится расчет, то исходная ячейка "количество валолиний" не используется для расчета.
Посмотреть вложение 100435
2. Если принять за конечную ячейку "мощность на валу" - то параметры двигателя никак не участвуют в расчете
Посмотреть вложение 100436
То есть это строго говоря не расчет винта, собственно так как нет таких параметров как длина и водоизмещение - это понятно.
К ней нужен еще блок определение скорости судна, которое тут задается в ручную.
А так программа сичтает мощность винта на валу, а потом отдельным блоком определяет соответствует ли этой мощности двигатель.
Начну с конца.
Расчет винта никак не относится к длине и водоизмещению - это совсем другой расчет, я писал выше. Мало того, из водоизмещения и длины нормально ничего не посчитать - можно только очень грубыми формулами оценить сопротивление, что будет профанацией, когда мы ловим 2% на эффективности винта. По сути тут необходим полноценный расчет буксировочной мощности (или гидродинамический расчет сопротивления), который зависит в том числе от формы корпуса, и у Брюса он сделан на отдельной страничке (вариант Брюса в исходном виде, как он мне достался, я также выложил).
Расчет винта делается по готовому буксировочному сопротивлению на разных скоростях, на которых уже при расчете винта задаются располагаемой мощностью, считая эффективность подставленного винта на разных режимах.
Количество валолиний участвует только в расчете суммарного упора - для подбора винта он как таковой не нужен, критерий оценки там другой. Но, видимо составителю это было зачем-то надо. Предположу, чтобы сопоставлять с расчетом буксируемого сопротивления на графике скорость/сопротивление, для определения скорости корпуса на следующей итерации для более точного расчета.
То, что расчеты мощности двигателя и расчет винта не связаны - потому как иначе получится циклическое вычисление, и эксель откажется считать. Средствами экселя в лоб итерационный расчет сделать трудно - проще вообще перенести тогда в VBasic. Поэтому в этой точке расчета сделан разрыв.
Поэтому, подбор винта есть не определение сопротивления корпуса, как Вы уже раза три в этой ветке упомянули, а комбинаторное определение через переменные параметры винта и заданные параметры двигателя с редуктором максимальной эффективности на определенном, выбранном по сути владельцем, предпочтительном ему режиме движения его конкретного корабля.
Логика расчета, в соответствии с методичкой Small-Craft Power Prediction, Donald L. Blount and David L. Fox такова:
из геометрических параметров винта и оборотов считается
а) момент сопротивления винта в воде (это наши потери, на что мы тратим мощность двигателя) - из него мы получаем потребную мощность на валу тупо по школьной формуле P=M(в N*m)*n(в sec-1);
б) упор винта (это наша полезная работа).
Соотношение потраченной мощности на упор, по сути, и есть наша эффективность, которую требуется загнать в экстремум для выбора лучшего винта. Предположу, для большинства катероводов, кроме олигархов, конечно, существуют просто разные винты в доступе, у кого больше, у кого меньше, но не на любую прихоть по диаметру и шагу/дисковому отношению. Приходится выбирать из какого-то ряда, и тут как раз можно оценить преимущества и недостатки каждого с точки зрения эффективности.
Потребная мощность показывает, перегружен или недогружен винт. Тут специально сделан разрыв, потому как эксель по другому не может, и приходится руками ввести новые обороты для сведения в ноль разницы на данном винте, и тогда уже смотреть эффективность.
Кстати, об эффективности. Тут могут быть интересные выводы. Например, для рассматриваемого мной варианта оказывается более эффективным
винт 600*450, работающий при 1975 оборотах и утилизирующий мощность 78 лс, выдающий упор на 3 кгс выше, чем винт стрижа, 550*435, работающий на 2200 оборотах и забирающий все возможные 82лс, ( +2% эффективности винта) причем на частичных нагрузках среднего хода разница окажется еще выше! 4 лс разницы при том же упоре - это экономия почти 700 граммов топлива в час, между прочим!
Также, предположу, что в ячейку B32 надо поставить не сами обороты, а формулу "=G15"
, тогда вводить новые обороты можно один раз в G15.
Вот тут уже и используется кривая двигателя, чтобы определить новую располагаемую мощность по заданным оборотам. И круг замкнулся.
Извините, что многабукав