Об остойчивости катеров

Если на шверботе поднять шверт, то качки не будет-он просто перевернется и все!
Швербот с поднятым швертом не перевернётся. Наоборот будет меньше кренится (при таком же ветре и откренивании силами экипажа), но остро к ветру ходить не сможет, сносить его будет.
 
  • Мне нравится
Реакции: BarK
Как-то в начале 50-х годов ушедшего века вышли мы семьёй из тогда ещё Ленинграда в Петергоф смотреть Фонтаны на "Москвиче".Погода была неважная, дул ветер, но народ был лихой, катер так или иначе выпустили.Этот переход помню до сих пор как в кино, хоть полвека минуло.Болтало нас жутко,пассажиров было немного,все жались в салоне.Качка была бортовая, думаю до 20 градусов не меньше.Отдельные волны достигали палубы.В шутку и серьёз пошли разговоры, что ещё немного и мы перевернёмся. И тут, в довершение всего, к счастью уже при подходе к Петергофу мощная волна с треском вышибает одно из боковых окон салона.Под крики дам по полу начинает гулять вода.Создаётся интересная ситуация,и в салоне неуютно и наружу не вылезешь.Но всё обошлось благополучно, утонуть мы не успели, катер подошёл к причалу с честью выдержав испытание балтийским штормом.Дальнейшее движение катеров прекратили.Слабым местом катера в шторм оказалась вовсе не остойчивость, а низковатый борт и слабые окна салона. Создавалась возможность заливания водой.
А вот почти буквальная иллюстрация к вышеприведённому примеру. Аналогичный случай, который произошёл сегодня с небольшим, фактически местным "речным трамваем".

 
Последнее редактирование:
Выбивание панорамных стёкол небольших речных теплоходов волнами не редкость, #1 В связи с чем для работы на больших реках вместо окон в пассажирских салонов устанавливали иллюминаторы. На красивом фото (источн. неизв.) увековечены сразу три таких теплохода типа «Москвич», снабжённых иллюминаторами вместо типичных больших окон. Река как видно довольно широкая и крутых волн не избежать. При этом возможность обширного заливания через широкое окно исключается.

Иллюминаторы в салонах.png

28-10073209-moskvichi на Амуре.jpg
 
Последнее редактирование:
weeFOX сказал: #52 Таблица конечно интересная, но волна шире корпуса гарантировано перевернет любое судно, при указанных ветрах волна будет за 8-10 метров.

Связь между указанной величиной предельной скорости ветра и волнением в данном случае отсутствует, подробности см. #412

Рассматривают типичную условную ситуацию воздействия шквала на судно при качке. Принимают, что судно находится в установленном ему районе плавания с учётом допустимой высоты волны, опыта экспл. аналогичных судов и проч. (напр. огр. R1, R2, R3(RSN) или другие) в положении лагом к волне и ветру. Расчётная амплитуда качки в этих условиях состовляет 15-25 гр. При этом полагают, что в наветренный борт накренённого судна налетает внезапный шквал. Предельная скорость шквала, сообщающего судну предельный динамический крен (принят 40°) приведена на диаграмме.

В основе методики оценки предельной скорости лежит расчётная схема, приведённая в ПРИЛОЖЕНИИ 6: Оценка предельной балльности ветра по условиям обеспечения остойчивости // Руководство по техническому наблюдению за судами в эксплуатации, РМРС 2020 года.

Представленная диаграмма позволяет сравнить предельную скорость порывов ветра, выдерживаемую разными судами, а также сопоставить её с нормированными показателями порывов ветра в том районе плавания, который установлен для данного судна с учётом высоты волны и пр. и таким образом проверить остойчивость данного судна по абсолютному критерию - предельной скорости ветра.

Диаграмма предельной ветровой нагрузки.png


Что же касается действия волн, то в последнее время привлекла внимание тема остойчивости малых судов на попутном волнении, которое считается наиболее опасным. В частности проследил за изменением характеристик ДСО десятков малых судов и катеров на вершине попутной волны с использованием Excel и признанной Регистром методики Ю.И.Нечаева.

Остойчивость судов на попутном волнении.png Методика оценки остойчивости судов на попутном волнении.png

Поскольку таких данных нет ни в сети ни в литературе, то надо бы систематизировать и кратко подытожить, возможно некоторые результаты, кстати позитивные в т.ч. для TY и СТБ, могут иметь общий интерес.
 
Последнее редактирование:
Причем интересно, что в открытом море при 10 баллах гибель судов в % отношении незначительна.
Если быть точным, то при "более 10 баллов" ( 10 баллов входит в колонку "8-10 баллов". :) Очевидно, вероятность попасть "К черту на рога" сама по себе сравнительно меньше, по статистике.
 
Если быть точным, то при "более 10 баллов" ( 10 баллов входит в колонку "8-10 баллов". :) Очевидно, вероятность попасть "К черту на рога" сама по себе сравнительно меньше, по статистике.
Совершенно верно! Так же, по этой же причине промысловых судов гибнет больше. Круизные просто не лезут, куда не попадя. А вот лидерство в размере 15-20 метров, сильно удручает....Я думаю, что до 15 ти метров, хозяева понимают, что их плавсредство - лодка. А вот от 15-ти начинают думать, что это корабль... А это совершенно не так! Это, кстати, очень показательно на нашем форуме только что и писали.
 
Если быть точным, то при "более 10 баллов" ( 10 баллов входит в колонку "8-10 баллов". :) Очевидно, вероятность попасть "К черту на рога" сама по себе сравнительно меньше, по статистике.
Так все равно получается в штиль гибель от опрокидывания выше чем при "более 10 балов"
 
Если быть точным, то при "более 10 баллов" ( 10 баллов входит в колонку "8-10 баллов". :) Очевидно, вероятность попасть "К черту на рога" сама по себе сравнительно меньше, по статистике.
Там так и написано:" Наиболее эффективная борьба со всеми этими опасностями – стараться не попадать в них"!
 
Так все равно получается в штиль гибель от опрокидывания выше чем при "более 10 балов"
Правильно! В штиль все, кто не попадя на воду лезут. Отсюда их больше и киляется.В 10 баллов ни кто не ходит. Это исключительная невезуха. Отсюда меньше и гибнет.
 
Правильно! В штиль все, кто не попадя на воду лезут. Отсюда их больше и киляется.В 10 баллов ни кто не ходит. Это исключительная невезуха. Отсюда меньше и гибнет.
Ну вот, а я думал, что все морские волки выходят из порта штормовать, чтобы их не разбило о берег.
 
Ну вот, а я думал, что все морские волки выходят из порта штормовать, чтобы их не разбило о берег.
Да, есть такие не безопасные порты, где выгоняют штормовать. И цунами так встречают.
 
Тут осталось без внимания негативное влияние скуловых килей (успокоителей качки) на остойчивость. ИМХО они негативно влияют на остойчивость при боковом ветре, особенно порывистом и крайне негативно на попутном волнении.
На своей яхточке компромиссе сравнивал качку с опущенным и поднятым швертом (некий аналог успокоителей) при ходе под дизелем. Несмотря на небольшой размер шверта, разница очень заметна. Если коротко, то с опущенным швертом качка почти всегда намоого сильнее, а рулить на попутном волнении намного труднее.
Положительное влияние выпущенного шверта заметно только на совсем небольшой ветровой боковой волне, сантиметров 30 высотой и ровном ветре.
 
Да, есть такие не безопасные порты, где выгоняют штормовать. И цунами так встречают.
Знакомые командиры одного сухогруза за рюмкой чая делились впечатлениями, как попали под раздачу в бухте Новороссийска, когда не успели вовремя сняться с якоря и выйти в море. "Оба якоря отданы, обе машины на самый полный и всё равно ветром продолжает тащить . И только контрфорсы порой из якорь-цепи со свистом вылетают" :) .
 
Последнее редактирование:
Знакомые командиры одного сухогруза за рюмкой чая делились впечатлениями, как попали под раздачу в бухте Новороссийска, когда не успели вовремя сняться с якоря и выйти в море. "Оба якоря отданы, обе машины на самый полный и всё равно ветром продолжает тащить . И только контрфорсы порой из якорь-цепи со свистом вылетают" :) .
Да, в Новороссе нет спокойной стоянки, если ты не портофлот... 🙄
 
Ну вот, а я думал, что все морские волки выходят из порта штормовать, чтобы их не разбило о берег.
Теперь прикинь ситуацию на себя. Ты точно уверен, что пойдешь на 10-ти бальный шторм? У меня скорость 8 узлов. Если я получу предупреждение о цунами за 5 часов, это 40 миль от берега. Точно там высота волны достаточна невеликая для 18-ти метрового парохода? Я лучше на берег выброшусь, чем идти на 10 баллов!Все, что ты говоришь - справедливо. Для приличных пароходов. Мы с тобой не приличные пароходы. Не надо обольщаться. Если есть устье реки - пофиг вообще все. Вверх по течению до посадки на днище, лучший вариант в нашем случае.Если внимательно посмотришь свою же ссылку, то там четко и увидишь - больше всего оверкиль, суда до 20 метров. Наверное это не спроста?
 
Для приличных пароходов. Мы с тобой не приличные пароходы.
Ээ, мы большое солидное судно. Пойду какой нибудь Лисе подарок куплю, чтобы она не расстроилась, если услышала.
 
Верх