Об остойчивости катеров

катер типа "Ярославец" с балластом 6 тонн имеет крен 2 градуса при скоплении 12 чел. на одном борту.
Вот с ним крен и сравнивал - рядом стоял. Понимаю, что зря, конечно.) Разные весовые категории. Получается, достаточная остойчивость для моего судна?
 
Получается, достаточная остойчивость для моего судна?
Она не маленькая, большая или достаточная/не достаточная - она паспортная.
В кругосветку на нем нельзя, оно для рек сконструировано, а по всей Волге от Каспийского моря и до Рыбинского водохранилища ходите без ограничений.
 
Вообще надеемся скоро положить конец это хрени с неадекватной нормативкой для маломерки. Регистр создал секцию НТС по высокоскоростным, маломерным и т.д. судам. Председатель секции - я. Первое заседание на следующей неделе...
 
Пока вот это нашел
Считать эту дверь водонепроницаемой нельзя. Но даже если бы тут стояла водонепроницаемая дверь с задрайками, все равно в реальных условиях эксплуатации можно считать, что ее нет. Она у Вас всегда будет открыта, а если закрыта, то не задраена. Поэтому верьте расчету, который есть у Вас.
Но то, что при затоплении среднего отсека судно гарантировано тонет ни коим образом не катастрофа, и даже не недостаток. Нормальное содержание спасательных средств, наличие из каждого обитаемого помещения второго выхода вполне обеспечат безопасность. Но конечно при соблюдении правил плавания, соблюдении районов плавания, соблюдении ограничений по погодным условиям и пр. пр. пр.
Юрий. Попробуйте оценить свой катер в соответствии с положениями ГОСТ ИСО 12217. Там нет ничего сложного. Из расчетов только четыре арифметических действия.
 
Последнее редактирование:
Отправили
Вообще надеемся скоро положить конец это хрени с неадекватной нормативкой для маломерки. Регистр создал секцию НТС по высокоскоростным, маломерным и т.д. судам. Председатель секции - я. Первое заседание на следующей неделе...
Отправили Гаппоеву заявку на членство в секции.
 
Попробуйте оценить свой катер в соответствии с положениями ГОСТ ИСО 12217. Там нет ничего сложного. Из расчетов только четыре арифметических действия.
В дополнение к арифметическим действиям, нужно их очень внимательно читать. Куча нюансов, которые новички обычно упускают. А без этого даже правильная арифметика не работает.
 
Потому что, если вы правильно выполняете арифметические действия, но не поняли как работает стандарт, то арифметика бессильна.

Там есть ряд нюансов и интерпретаций, в тексте стандарта. Например, где принимать ЦТ стоящего на палубе человека. Или какой % заполнения принимать в танках в полному грузу. Или как выполнить расчет для судна с рецессом, заполненным водой.
 
Считать эту дверь водонепроницаемой нельзя. Но даже если бы тут стояла водонепроницаемая дверь с задрайками, все равно в реальных условиях эксплуатации можно считать, что ее нет. Она у Вас всегда будет открыта, а если закрыта, то не задраена. Поэтому верьте расчету, который есть у Вас.
Но то, что при затоплении среднего отсека судно гарантировано тонет ни коим образом не катастрофа, и даже не недостаток. Нормальное содержание спасательных средств, наличие из каждого обитаемого помещения второго выхода вполне обеспечат безопасность. Но конечно при соблюдении правил плавания, соблюдении районов плавания, соблюдении ограничений по погодным условиям и пр. пр. пр.
Юрий. Попробуйте оценить свой катер в соответствии с положениями ГОСТ ИСО 12217. Там нет ничего сложного. Из расчетов только четыре арифметических действия.
Спасибо за ответ. Не думаю, что прямо сейчас разберусь.) Дверь сейчас точно не водонепроницаемая. )
 
Давно хотел попробовать оценить остойчивость катера по периоду качки,но не было подходящего повода. Вам нижеследующее видимо известно, но кому-то упрощенная оценка остойчивости возможно будет интересна.
Вот у меня вопрос родился - о влиянии бортовых килей на период качки и корректности этого метода при наличии их.
 
Судя по книге А.М.Басина «Гидродинамика судна» установка бортовых килей создаёт некий т.н. дополнительный присоединённый момент инерции Δλ44. Это приводит к возрастанию присоединённого момента инерции44 + Δλ44) и вызывает: некоторое увеличение периода бортовой качки.

1 Выдержка из Басина.png


При этом А.Н.Шмырёв с соавторами в монографии «Успокоители качки судов» также утверждает, что: бортовые кили увеличивают присоединённый момент инерции, однако их влияние на период свободных колебаний судна незначительно и при выполнении практических расчётов может не учитываться.

2 Выдержка из Шмырёва.png


Однако каков же конкретный период качки некоторых серийных проектов?

Недавно ознакомился с интересным, но редким ныне изданием «Безопасность плавания и ведения промысла, рекомендации», изд. Иркутского рыбкомбината и Госинспекции флота рыбной пром. Байкальского региона, 1981, Иркутск.

3.png

Издание подробно описывает практику эксплуатации малых судов на озере Байкал, характеризует остойчивость типичных серийных проектов, даёт рекомендации по плаванию в шторм и на попутной волне, а также приводит анализ причин опрокидывания проектов 376У на попутной волне и в условиях тяжёлой бортовой качки.

В частности на оз. Байкал, в помощь судоводителям,чисто практически определены периоды свободных поперечных колебаний (период бортовой качки) ряда серийных оригинальных проектов (без переделок!) при нормальных загрузках и получены следующие результаты.

Периоды качки.png

Отмечено, что капитаны судов, водители-мотористы маломерных судов обязаны самостоятельно определять при всех случаях загрузки свободный период бортовой качки, тем более, что постоянно имеется такая возможность, так как суда наши имеют небольшие размеры.

В частности в таблице указаны периоды качки таких известных проектов, как мотоневодник МН102, малый сетеподъёмник МСП111, буксирный катер пр. 1429 «Ж» и наконец Ярославец пр. Р376У.

На базе корпусов этих проектов теперь построена масса прогулочных катеров повышенной комфортабельности с более тяжёлыми, порой увеличенными надстройками.

Таким образом если сравнить период качки переделанного судна с соответствующими табличными данными, то можно оценить ухудшение/улучшение его начальной остойчивости по сравнению с исходным проектом.
 
Последнее редактирование:
Вот это потрясающе. Получить полный и распространенный ответ с иллюстрациями и графиками через 40 дней после вопроса.
Это я к тому что у мышей беременность длится 20 дней, а у слонов 20 месяцев. Но зато рождается слон, а не вот этот вот всякий информационный шлак, свойственный всяким социальным сетям.
С чувством глубокой благодарности за столь подробный ответ по существу вопроса.
 
период бортовой качки
На самом деле очень интересный момент.

Но, с одной стороны чем период качки большей - тем остойчивость ниже.
Однако у больших судов период качки за 10 секунд это норма, для очень больших и к 20 секундам - норма. Такие периоды для маломерного судна катастрофа.
Видимо их надо во взаимосвязи или с шириной, или с водоизмещением рассматривать.
 
При этом А.Н.Шмырёв с соавторами в монографии «Успокоители качки судов» также утверждает, что: бортовые кили увеличивают присоединённый момент инерции, однако их влияние на период свободных колебаний судна незначительно и при выполнении практических расчётов может не учитываться.
Но там же пишется, что в динамике ослабление качки на четверть, а на резонансе до полутора-двух раз.
 

Пользователи онлайн

Сейчас на форуме нет ни одного пользователя.
Верх