Очень интересно, спасибо за информацию. Одно время интересовался аналогичными вопросами. Пытался изучать ветростойкость мотопарусных промысловых ботов 40-50 годов по
Правилам постройки и оборудования традиционных судов (Sicherheitsanforderungen an den Bau und die Ausrüstung von Traditionsschiffen), 2020 г. Ниже выдержка о критериях остойчивости и перевод:
Посмотреть вложение 133165
14.2 Критерии остойчивости парусных судов:
a) Метацентрическая высота ≥ 0,6 м
b) Восстанавливающее плечо ДСО при угле максимума ≥ 0,3 м
с) Предельный статический крен под парусами не должен превышать угол погружения кромки палубы в воду или 20°, что меньше.
d) Судно со снятыми парусами должно выдерживать бортовой ветер 12 баллов
е) Угол заливания должен быть не менее 35°
f) Отношение площади под кривой ДСО (В+С) к площади под кривой плеч кренящих ветровых моментов (А+В) должно быть ≥ 1,4 до предельного угла крена (угла заливания).
Выполнение критериев c,d и f проверяют для всех планов парусности (стандартный, штормовые паруса, без парусов и пр.) и случаев нагрузки (порожнем,полная,запасы 10% и др.).
Пример детальных расчётов по этим критериям дан например в материалах расследования причин аварии шхуны Эльба (24,8х5,8м) : Untersuchungsbericht 211/19. Sehr schwerer Seeunfall. Kollision zwischen Traditionsschiff No.5 ELBE.
Посмотреть вложение 133164
Я использовал этот Отчёт для ознакомления с практикой применения Правил и верификации своих вычислений. Была построена цифровая модель корпуса шхуны.
Посмотреть вложение 133161
Были продублированы разделы расчётов при воздействия ветра 9 баллов на штормовые паруса в случае полной загрузки, а также ветра силой 12 баллов на судно без парусов.
Посмотреть вложение 133183
Проверялось отношение (≥ 1,4) площадей под кривой ДСО (B+C) к площадям под кривой кренящих ветровых моментов (A+B) при штормовых парусах (и без парусов), как предписано методикой.
Посмотреть вложение 133184
Как видно в данных условиях все критерии выполняются, а разница между данными из Отчёта и расчётными показателями не превышает 5 % отн.
Посмотреть вложение 133179
На этом основании в дальнейшем была произведена оценка элементов ветростойкости нескольких промысловых мотопарусных ботов для Севера и Каспия при полной парусности вспомогательных парусов и без них, результаты предполагаю выложить позже.
В связи с этим:
- Нельзя ли уточнить, что означает угол крена 56,4 градуса? Это угол заливания, опрокидывания или что-то другое
- Какие углы крена приняты в качестве предельных в расчётах действия постоянного и шквального ветра?
- Если применяемая методика проверки остойчивости мотопарусной яхты соответствует офиц. Правилам и где-то опубликована, нельзя ли сослаться на источник