Чартерный катамаран

weeFOX

Старожил форума
Возникла идея для пассивного дохода на пенсии (во всякие в сдачу в аренду квартир/офисов/магазинов я не верю по причинам выходящим за рамки данной темы), поэтому возникла идея построить для этой цели судно. Маркетинговая часть данного вопроса тоже длинная и достойна отдельной темы, возможно когда то напишу.

Краткое техзадание такое:
- лодка максимальной вместимости сколько всунем;
- соответствующая де-факто конвенции Солас, де-юре будущему ГИМСу (24 м);
- с наемным экипажем для круглосуточного хода - 6 человек;
- с дальностью хода под мотором 5000 миль;
- I категории (А1 PMРС);
- парусная (но это не точно);
- имеющая класс Ice3;
- имеющая класс NAABSA3.

Анализ техзадания.
Чартерная лодка должна иметь салон, яхты где туристы сидят в подземелье трюме не рассматриваем.
Траулерная яхта за счет двух палуб по площади примерное равна катамарану такой же длины, но она исключает парус.
Соответственно судно с максимальной площадью укладывающееся в 24 метра с возможностью нести парус это катамаран.

Важная составляющая темы!

Ничего строить намерений нет (но это не точно :) ) тема просто поболтать, мне до пенсии еще более 10 лет :)
Тема задумана не как постфактум для описания героически пройденного пути, а как с листа провести время и поразмышлять, поэтому любой флуд, болтовня приветствуются и быстрой тема не будет, а может и вообще никуда не придет :-(

Вот исходя из таких размышлений пошли искать проект катамарана.
 
Почему не проектирование с нуля?

Первое это цена проекта - это условие необходимое, но не являющееся достаточным.
Второе это риск, найти деньги и оплатить проектирование можно, но и получить кота в мешке тоже можно. Коты бывают разными, встречаются и облезлые.

Как то уже рассказывал, был у меня в биографии такой случай, возникло желание построить дом в рамках бизнес проекта.
Нашел я в глянцевом западном журнале (интернета еще не было) понравившуюся картинку.
Нанял главного архитектора города и его друга главного конструктора местного ДСК крупнопанельного домостроения, было это еще в эпоху до Архикада и Автокада, сделать проект такой же как на картинке.
Спроектировали нам объект, начали мы его строить и лезет ошибка за ошибкой. В сердцах прибегаю к моим двум маститым товарищам как же так?! А они мне в ответ: А как ты хотел, положено построить дом, понять все ошибки, внести изменения в конструкторскую документацию и вот потом ошибок наверное не будет.
С тех пор в новые проекты я не верю. Возможно где-то в КБ на основе каких-то немеренных компетенций, за немеренные деньги ... - но это не наш путь.
Поэтому нужен готовый проект катамарана, чтобы на него опереться и думать как его дорабатывать.
 
Готовый проект катамарана.
Из платика построить единичный экземпляр не реально - поэтому все проектировщики катамаранов продающих проекты из пластика не рассматриваем.
Из металла продается не так много проектов, например есть у Кастена https://boatclub.ru/forum/threads/jaxty-postroennye-po-proektam-majkla-kastena.6449/post-235061 но они очень своеобразные, на мой вкус ничего, но думаю, что буду совсем в меньшинстве.

Все дороги ведут к Брюсу Робертсу
Брюс Робертс проектирует катамараны, он ли лично их проектирует или не он - мне фиолетово, но Вы хотите катамараны, их есть у него.
Почему Брюс?
Первая и основная причина абсолютно понятно что от него ожидать. Когда покупатель оказывается разочаровал, когда он купил не удачную вещь? Отнюдь. Покупатель не удовлетворен когда его ожидания не соответствовали действительности.
Скажем, идет глава семейства покупать Жигули, жена подругам рассказывает, что муж машину купил, сын в школе говорит папа новую машину купил. Они что не понимают, что Мерседес лучше? Однозначно понимают, он их ожидания полностью соответствуют маркетинговой составляющей Жигулей и они довольны.
Или, не откажу себе в удовольствии пнуть Амету, идете Вы к ним за проектом судна и они Вам рассказывают какие они великие кораблестроители, а потом ... проект так себе, недоработка, ошибки и Ваши ожидания не соответствуют действительности - конфуз, а при определенной ситуации и конфликт.

А Брюс же уже почти родной, все его слабые стороны понятны, что он продает понятно, ожидания на 100% соответствуют действительности. Поэтому пошли выбирать из его линейки катамаранов. Или можно зайти и с другого конца, один из его катамаранов понравился и была найдена идеологическая основа что это должен быть Брюс.
Был выбран вот такой катамаран https://www.bruceroberts.com/public/HTML/CAT785-24M.htm
CAT765-A.jpg

CAT765-B.jpg


За сколько куплен писать не удобно, чтобы не портить рынок, но ввиду того, что мы с Брюсом почти друзья, я ему фотки Лисы регулярно подкидываю, он благодарит. То, когда возникло желание купить он сразу "вспомнил" что на сайте не верная цена и умножил ее на два, но был призван к порядку, еще совершив в обе стороны по ритуальному танцу для "друзей" в цене мы сошлись.

Почему этот проект, для чартера какая то эстетика не самое главное:
1. Он прямой как утюг и соответственно не сложный в постройке.
2. Огромный полноценный салон
3. По всему корпусу спроектированный фальшборт
Ну и вообще соответствует моим представлениям о прекрасном.

Получив проект, начали разбираться, а что же мы купили.
 
Что же мы купили?

Начали с прочтения трех книжек
1. Норвуд "Быстроходные парусные суда"
2. Крючков, Лапин "Парусные катамараны"
3. Дубовский "Многокорпусные суда"
(последняя менее всего соответствует теме)
Ну и конечно статьи нашего уважаемого форумчанина @Albert Nazarov

Как раз Альберт Назаров дал интересное определение, что катамаран только до каких то параметров будет катамараном, а уже начиная с каких то будет баржей :)

У нашего катамарана характеристики такие:
Длина 24 м
Ширина 10.2 м
Клиренс от ватерлинии 1.3 м
Высота борта от ватерлинии до главной палубы 2.08 м
Фальшборт 0.7 м
Осадка 1.05 м
Ширина поплавка по ватерлинии 3.6 м
Расстояние между поплавками по ватерлинии 2.8 м
В данном проекте Брюс оказался честным человеком указал водоизмещение 67.8 тонн, а расчеты дал для 75 тонн - 8 тонн запаса заложил.
Вес раскроя 33.6 тонны
Топливо 11000 литров
Вода и черные воды 3000 литров

Чтобы обобщить эти характеристики мы имеем тяжеленный, медленный катамаран - как мы любим и требуется для чартера, но все таки это еще катамаран, а не баржа.
 
Тот катамаран, что на рендерах выше, спроектирован человеком, никогда не ходившим на катамаранах. Что с мостом в носовой части? Где подъем моста? Понимает ли автор проекта, что будет с этим ограждением и остеклением на волне? Мост катамарана в носовой части - это важнейший элемент обеспечения всхожести на волну, тем более у катамарана малый объем носов и вертикальные штевни. По этой причине у моторного ката нет необходимости срезать мостовую конструкцию. Тут на рендерах мы видим catwalk и носовую балку как на парусном кате, зачем они там??

О таких мелочах, как якорное устройство, даже не спрашиваю.

И еще: "тяжеленный, медленный катамаран"... А обводы по ссылке прямо-таки глиссирующие!

"Ширина поплавка по ватерлинии 3.6 м
Расстояние между поплавками по ватерлинии 2.8 м" - это пропорции из альтернативной реальности, пригодные (далеко не идеальные!) разве что для глиссирующего ката в условиях каких-то ограничений. Для глиссирующих катов ширины корпусов и ширина тоннеля относятся в пропорции 1:1:1 - это австралийский классический подход, мы обычно делаем тоннель чуть шире. Если же говорить о переходниках и водоизмещающих судах, тот такие пропорции для ката не работают - там волна в тоннеле "прилипнет".

"Из пластика построить единичный экземпляр нереально" - распространенное заблуждение. Более чем реально, проверено на практике неоднократно, без дорогостоящих матриц/оснастки, от 3м до 30м. Строится из пенопластовой рейки или сэндвич-панелей, либо формуется во временных матрицах из фанеры, либо комбинация этих двух способов.

Преимущество "пластика" (вернее - композита) для катамаранов очевидны - это экономия до 25-30% массы конструкции по сравнению с алюминием. Про сталь вообще не говорю.
 
Последнее редактирование:
Вот как выглядит мостовая конструкция на нашем проекте моторного катамарана 70 футов. Во-первых, это объем в носу для всхожести на волну, не забываем что клиренс моста в носовой части примерно должен быть равен эксплуатационной высоте волны. Во-вторых, там размещается якорное устройство. В-третьих, мост является важным элементом обеспечения общей поперечной прочности, и если это плоская конструкция он работает нерационально.

Также обратите внимание, как рационально использованы объемы - носовая часть выполнена от борта до борта, там получаются каюты во всю ширину судна, даже с балконами. Мы не тратим полезный объем на ненужные проходы вокруг рубки (это рудимент от парусных катов).
 

Вложения

  • SW70_Exterior_Realistic2.jpg
    SW70_Exterior_Realistic2.jpg
    173.8 КБ · Просмотры: 163
Последнее редактирование:
Судя по картинкам, и у Робертса, и у Альберта от ватерлинии до иллюминаторов 0.5-0.6 метра. А есть какие-то минимальные значения для такого показателя? Тоже хочется опустить окна пониже, чтобы в каютах с кровати был вид, а не небо.
 
Судя по картинкам, и у Робертса, и у Альберта от ватерлинии до иллюминаторов 0.5-0.6 метра. А есть какие-то минимальные значения для такого показателя? Тоже хочется опустить окна пониже, чтобы в каютах с кровати был вид, а не небо.
Тут довольно просто: если иллюминатор установлен на высоте менее LH/17 от ватерлинии, то он должен быть категории 1 - то есть водонепроницаемость при длительном погружении в воду. LH здесь длина корпуса в метрах. Ну и на каждом иллюминаторе наклеечка - "Закрывать в море".
 
Что же мы купили?

Чтобы обобщить эти характеристики мы имеем тяжеленный, медленный катамаран - как мы любим и требуется для чартера, но все таки это еще катамаран, а не баржа.
Вот, и Вы потихоньку приходите к катамарану.
Значит верна примета, кто по путешествует на кате, на моно уже не пересаживается.
Катамаран получается, по компоновке, оптимален для путешествий. А парус точно лишний ;).
А без мачты переверуть кат, надо сильно постаратся.
С уважением,
 
Нельзя не похвалить - лодка очень достойная )) и девушка- презентатор очень с неплохим английским - веселая и на релаксе ) Надеюсь, что в старости смогу гордиться что тем, когда-то срался с г-н А.Назаров на форуме кия ................но вот если бы еще был аналогичный проект в стали ......
помнится silly-billy в пытался попасть в размер (60+/-) или те же немцы с alloy wave rizer 70' - у вас получилось лучше всех - браво.....
 
Последнее редактирование:
..но вот если бы еще был аналогичный проект в стали ......
Из стали скорее всего почти не будет. Считаю, что катамаран из стали - зло, он апирори очень тяжелый, разве что удариться в минимализм но тогда мы теряем фунециональность. Мы делали пару стальных катов...

Из композитов - сколько угодно. Сейчас в работе 3 проекта моторных катов из композитов... Вот один из них 52 фута, разработанный на общей платформе с парусным. Внизу - скриншот из расчета прочности моста катамарана для общей прочности.
IS525-P_Exterior_View2_V2.jpg
gs.jpg
 
Понимает ли автор проекта, что будет с этим ограждением и остеклением на волне?
Наверное понимает, об этом стало известно после того, как собрали модель, на модели фальшборт спереди появился.
фальш борт.jpg


А обводы по ссылке прямо-таки глиссирующие!
У маэстро глаз алмаз - дойдем до этого.

Пока разбираемся дальше, а что же мы купили.

Предполагается такая планировка, поставленому ТЗ она не соответствует, придется переделывать
планировка.JPG


Но что оказалось интересно: каждая кровать это бак, так и набирается 11000 литров
баки.jpg


Я в свое время был категорическим противником встроенных баков, но пересмотрел свое мнение, а также по завяленным требованиям в первом сообщении темы требованиями Солас прямо предусмотрено, что вкладных баков надо избегать (Правило 15 Меры связанные с жидким топливом пункт 2, подпункт 3.)
Морской регистр по этому вопросу однозначной позиции не занимает - допускаются и те, и те баки.
Единственный документ, который против встроенных баков это Полярный кодекс, указано что встроенные баки запрещены, но для баков объемом свыше 30 м3. Поэтому это не наш случай.
То есть надо останавливаться на встроенных баках, в кровать конечно их не встроить, так как есть пожарные требования, которые при этом не соблюдаются. Но пока сделаем вывод, что в ТЗ об изменении проекта оставляем встроенные баки.
 
То есть надо останавливаться на встроенных баках, в кровать конечно их не встроить, так как есть пожарные требования, которые при этом не соблюдаются.
Пожарные требования - это где такие?
Для прогулочных судов только для бензина есть подобные ограничения.

Вообще место под кроватями разумнее использовать для багажа гостей, оно легко доступно. А танки сделать где-то еще, например в мостовой конструкции или под пайолами.

СОЛАС, кстати, не распространяется на это судно - смотрим преамбулу конвенции.

По носовому мосту и фальшборту - считаю нужно продлить мост до форштевня, и сделать плавный подъем моста. Мост в носу срезается только на парусных катах, на моторных имеет смысл максимизировать палубу и снижать заливаемость.
 
СОЛАС, кстати, не распространяется на это судно - смотрим преамбулу конвенции.
У нас распространяется.
Мост в носу срезается только на парусных катах
Так кто против.


Вот же краткое ТЗ
Краткое техзадание такое:
- лодка максимальной вместимости сколько всунем;
- соответствующая де-факто конвенции Солас, де-юре будущему ГИМСу (24 м);
- с наемным экипажем для круглосуточного хода - 6 человек;
- с дальностью хода под мотором 5000 миль;
- I категории (А1 PMРС);
- парусная (но это не точно);
- имеющая класс Ice3;
- имеющая класс NAABSA3.


Пожарные требования - это где такие?
Вопрос увидел, далее дойду, мы пока на стадии, что в ТЗ об изменении проекта закладываем встроенные баки пока не пишем куда их ставим.
 
А что там такое странное в носовом отсеке на планировке? Причем, нос без таранной переборки изображен (которая есть на модели)?
Неужели солярий для зимних путешествий по Арктике? :)
 
Верх