Вспомогательное парусное вооружение на моторном катере.

Мой МСП Бродяга прекрасно ходил под парусом и в лавировку в том числе.

Так МСП явно не моторный катер, а рыбак. И как все классические рыбаки, способен довольно сносно ходить под парусом.
 
По многолетним наблюдениям за рассказками мореманов, все волны в 2 раза выше реальных, ветер сильней в 2 раза, угол крена в 10 градусов превращается в тридцатиградусный крен, на а угол лавировки конечно стремится к недостижимым 15 градусам, будучи в реалиях не менее 60, а то и вообще 90 градусов.
 
Последнее редактирование модератором:
По многолетним наблюдениям за рассказками мореманов, все волны в 2 раза выше реальных, ветер сильней в 2 раза, угол крена в 10 градусов превращается в тридцатиградусный крен, на а угол лавировки конечно стремится к недостижимым 15 градусам, будучи в реалиях не менее 60, а то и воопще 90 градусов.
Склонность к преувеличениям говорит об острых ощущениях , как у рыбаков и охотников :D ..
Парус наверно больше украшение тяжелого катера , ну и дополнительное развлечение .
 
Хотя иногда ловишь себя на мысли, особенно на водохранилищах где берега далеко, что ты просто стоишь. Только жпс устойчиво показывает твою скорость. Под парусом думаю нечто подобное ощущается, только с полной тишиной.

Я бы сказал, что при той же примерно скорости, движение под парусом ощущается гораздо ярче! Ощущения, что стоишь точно нет! :) А вот как завел мотор - да, появляется такое чувство!
 
Встречал пару раз в заливе вот этот аппарат, про ходовые качества ничего сказать не могу, не знаю...
 

Вложения

  • DSCN0788.jpg
    DSCN0788.jpg
    334.4 КБ · Просмотры: 684
Помнится, читал на страницах одного из старых журналов КиЯ(малого формата) , как во время ВОВойны, в отряде Морских Охотников, где командиром одного из кораблей был в прошлом опытный спортсмен - парусник, для скрытого от немецких подлодок хода корабля было самостоятельно изготовлено и установлено на Морском Охотнике парусные вооружение, которое затем с успехом использовалось.
 
Если бы я заморочился этой темой, то применил бы Л-образную мачту и спинакер для хода на попутных курсах.
 
Если бы я заморочился этой темой, то применил бы Л-образную мачту и спинакер для хода на попутных курсах.
А вот интересно на отдельно стоящих мачтах без такелажа на парусных яхтах спинакер применяется?
 
Помнится, читал на страницах одного из старых журналов КиЯ(малого формата) , как во время ВОВойны, в отряде Морских Охотников, где командиром одного из кораблей был в прошлом опытный спортсмен - парусник, для скрытого от немецких подлодок хода корабля было самостоятельно изготовлено и установлено на Морском Охотнике парусные вооружение, которое затем с успехом использовалось.

Сторожевые катера МО-IV имели штатно установленные мачты.Причём на некоторых проектах их было даже две,что при определённых условиях могло способствовать установке вспомогательных парусов.

Хотя истины ради стоило бы заметить, что вследствие перегруженности палубы вооружением объективные характеристики остойчивости данного проекта были весьма невысокие.Оттого использование ещё и парусов требовало видимо предельной осторожности и действительно разве что под командованием опытного яхтсмена.
 

Вложения

  • Сторожевой катер МО-IV  1939 .jpg
    Сторожевой катер МО-IV 1939 .jpg
    121.1 КБ · Просмотры: 676
Последнее редактирование модератором:
Эти с такелажем. Речь была о свободно стоящей.
 
Сторожевые катера МО-IV имели штатно установленные мачты.Причём на некоторых проектах их было даже две,что при определённых условиях могло способствовать установке вспомогательных парусов.

Хотя истины ради стоило бы заметить, что вследствие перегруженности палубы вооружением объективные характеристики остойчивости данного проекта были весьма невысокие.Оттого использование ещё и парусов требовало видимо предельной осторожности и действительно разве что под командованием опытного яхтсмена.
Сейчас уже не вспомню, какой точно из малых Морских Охотников упоминался в той статье, возможно и МО-4, помню на приведённой картинке парусное вооружение было разнесено на двух мачтах: на гроте-прямой парус, на бизани-рейковый парус.
 
Если применительно к моторным катерам, то
реально только первое. Все остальное фантазии.
Хотя можно прибавить желание отдохнуть от шума двигателя, и подрейфовать 1-2 мили под журчание воды.

Позволю себе не совсем с вами согласиться.

Например, плот "семь сестричек" Уиллиса, был похож на сарайчик. Или плавбаню. Однако, прямой парус довольно скромной площади, перетащил его через океан. Даже, вроде, через два.

То же можно сказать и про "Кон-тики". Да и "Ра", помню по "клубу путешественников", был тот еще сарай.

В любом случае, развитая надстройка не мешает парусу на попутных курсах, а наоборот, способствует.
Не зря финнисты на фордаке встают в полный рост, да еще руки колесом раздвигают. ))

А как говорит один наш парусный гуру с труднопроизносимым ником, "правильные яхтсмены острыми курсами не ходят". ))
 
А как говорит один наш парусный гуру с труднопроизносимым ником, "правильные яхтсмены острыми курсами не ходят". ))

Они ходят под железным фордаком, а паруса поднимают только по праздникам.:D
 
Сейчас уже не вспомню, какой точно из малых Морских Охотников упоминался в той статье, возможно и МО-4, помню на приведённой картинке парусное вооружение было разнесено на двух мачтах: на гроте-прямой парус, на бизани-рейковый парус.

Воспользовался предложением на КиЯ и «полистал журнальчики»:D.

Статья Боевые катера под парусом.Катера и яхты,№2 (120),1986 г. Суть такова:

Несколько советских катеров типа МО-4, базировавшихся на Тихом океане, в 1942-1943 годах по инициативе их экипажей были оснащены парусами наподобие шлюпочных. Это было вызвано тем, что установленные на катерах шумопеленгаторы «Посейдон» при работе двигателей оказались малоэффективны, а движение под парусами в режиме прослушивания резко увеличивало дальность обнаружения подводных целей. Столь оригинальную идею предложил капитан-лейтенант М.Сагуленко, а проект парусного вооружения катера разработал бывший севастопольский яхтсмен старший лейтенант Н.Полонский. По мнению командира экспериментально «парусного» катера капитан-лейтенанта Я.Копылова, применение парусов попутно давало еще два преимущества: делало морской охотник абсолютно незаметным для акустиков вражеской субмарины, а также позволяло экономить топливо. Правда, в 1943 году на вооружение поступили новые гидролокаторы «Тамир», эффективность работы которых уже мало зависела от шума собственных двигателей. Соответственно, надобность в парусах на морских охотниках отпала.

А вот прилагаемый к статье рисунок парусности это чистая фантазия его автора – так он себе это представлял.
 

Вложения

  • Паруса на МО-4 .png
    Паруса на МО-4 .png
    927.4 КБ · Просмотры: 692
Позволю себе не совсем с вами согласиться.

Например, плот "семь сестричек" Уиллиса, был похож на сарайчик. Или плавбаню. Однако, прямой парус довольно скромной площади, перетащил его через океан. Даже, вроде, через два.

То же можно сказать и про "Кон-тики". Да и "Ра", помню по "клубу путешественников", был тот еще сарай.

В любом случае, развитая надстройка не мешает парусу на попутных курсах, а наоборот, способствует.
Не зря финнисты на фордаке встают в полный рост, да еще руки колесом раздвигают. ))

А как говорит один наш парусный гуру с труднопроизносимым ником, "правильные яхтсмены острыми курсами не ходят". ))


Плавание на бескрайних просторах океана и на наших реках. озерах и водохранилищах. это две большие разницы.
Плот плывет туда. куда его несет ветер, а ни туда, куда Вам надо.
Например на Ладоге *попутный ветер* может с успехом вынести Вас на камни и прибой. Пример с финнами не корректен, Финн чисто спортивный швертбот. а не обсуждаемые в этой теме моторные катера.
 
Если бы я выбирал парусную лодку, то однозначно выбрал бы вот такое вооружение
swing_rig4.jpg
мороки мало, в одиночку в любой ветер никаких проблем.
Но вот не знаю, может ли она нести спинакер.
Наверно при определенных технических решениях - да.
Применить свободно стоящую мачту не высокую и к ней спинакер.
На прямом парусе нужна рея, что без ветра на судне будет смотреться на корове седло.
 
Верх