Андрей Б.
Коллега
Плавание по Воронежскому водохранилищу и реке Дон.
Плавание катера «Голубчик» в Воронежском водохранилище из г. Воронежа на реку Дон в июле-
августе 2021 г.Плавание катера «Голубчик» в Воронежском водохранилище из г. Воронежа на реку Дон в июле-
Воронежское водохранилище.
Катер «Голубчик», на базе ЛПТ-8, проект 231, постройка Ладожской верфи, длина 8.1м,
наибольшая осадка 50 см, водоизмещение 2 тонны, стационарный дизель Vetus 3.29, 27 л.с.
Спускали на воду с 8-метровой платформы крана-манипулятора в яхт-клубе «Акватория», наб. Массалитинова, 1, руководитель клуба Владимир, 8-910-341-10-11. В клубе есть вертикальная
причальная стенка, к которой вплотную может подъехать манипулятор, под стенкой достаточная
глубина. Свободных мест стоянки на воде в «Акватории» нет, всё занято местными катерами. Есть
место для зимней стоянки на суше, но ставят на сушу только с октября. До октября места нет, так
как на территорию въезжает много машин. Имеется заправка с воды (я не пользовался и не
узнавал).
Перешли в находящийся рядом клуб «Академия водного спорта», руководитель Дмитрий, 8-910-
281-35-20. Имеются свободные места стоянки на воде.
По водохранилищу мы ходили и вверх, и вниз. В верхней части, выше Северного моста вода
удовлетворительного качества, условно прозрачная, вниз до Вогрэсовского моста – цветет, еще
ниже становится зеленее и гуще, теплая, как из крана, с подушками плавающих водорослей.
Лодочные базы на водохранилище такие, как «Турист» (ул. Казакова), «Калининец» (Днепровский
переулок), «Рыбачий» (пос. Рыбачий) - это просто лодочные кооперативы с частными причалами,
гаражами для лодок и домиками у воды, гостевых стоянок там нет. Иногда местные говорят, что
там-то и там-то есть причалы, но на самом деле их нет, они просто не в курсе.
На правом берегу немного выше шлюза есть пристань с гостевым причалом, 8-9192319550, но
хозяин еще не решил, сколько это стоит. Здесь только начинается обустройство зоны отдыха.
Между мостами Отроженскими и Вогрэсовским в выходные дни и по вечерам в будни очень
интенсивное движение быстроходных глиссирующих катеров и гидроциклов, на остальных частях
водохранилища их почти нет. Ниже Чернавского моста, особенно у левого берега, бывает много
парусных яхт (яхт-клуб «Алые паруса»). Речной трамвайчик «Москва-16» ходит по кольцевому
маршруту от пристани на Петровской набережной до Северного моста. Встречаются плавдачи
разной величины.
Ниже Вогрэсовского моста до гидроузла по правому берегу много дикого леса, и можно встать к
берегу, но мы с осадкой носом 35 см не смогли дойти до берега примерно 10 м.
В Воронеже мы посетили корабль «Гото Предестинация». Попасть на него можно только
случайно, и нам повезло. Расписание работы непредсказуемо меняется, заранее билеты не
продают, только явочным порядком. Были на мемориальном Терновом кладбище. Ходили два
раза в кинотеатр «Спартак», смотрели кино и трансляцию спектакля. Понравился и кинотеатр, и
кафе рядом. Видели еще памятник котёнку с улицы Лизюкова.
В Воронеже очень удобная заправка топливом. Телефон 8-4733003072. Приезжает машина-пикап
и заливает дизельное или любое другое топливо в канистры, а может и в топливный бак катера – у
них шланг 18 метров.
Плавание на реку Дон.
Мосты в водохранилище вниз от места стоянки: Чернавский – судоходные пролёты от правого
берега вниз 2-й, вверх 3-й; Вогрэсовский – судоходные пролёты от правого берега вниз 2-й, вверх
3-й.
Для прохождения шлюза надо приехать с паспортом, судовым билетом и правами в
администрацию гидроузла и у них заполнить заявление. Поселок Гидроузел, левый берег, 2-
этажное здание между остановкой «Сквер Гидроузел» и зоопарком «Червленый яр», координаты
51.536484 N, 39.140821 E. Телефоны: начальник 8-4732002810, зам. начальника Александр
Борисович 8-4732002811, энергетик Сергей 8-9107385267, 8-4732002814, 8-4732002812. Все другие
телефоны, имеющиеся в свободном доступе в Интернете, не действуют уже 10 лет. Перед визитом
созваниваться обязательно. В отсутствии должностных лиц, получить их телефоны у
вспомогательных сотрудников гидроузла невозможно – они их держат в секрете. Войти в здание,
не договорившись заранее, также невозможно. Дверь закрыта, звонка нет, есть только гнездо для
электронного ключа. Сотрудники гидроузла доброжелательные. Прохождение шлюза для
маломерных бесплатное. Для прохождения шлюза связь по рации на 5 канале, переговоры
обычного в таких случаях типа. В шлюзе плавающие рымы. Опускались на 9,2 м.
Уровень воды в реке Воронеж ниже шлюза и в Дону очень низкий. По данным диспетчера, в г.
Лиски уровень - минус 194 см, то есть на 154 см ниже гарантированной глубины судового хода.
Половодье бывает в апреле, нормальный уровень устанавливается в середине мая.
На гидроузле рекомендовали связаться с диспетчером в Лисках, 8-473 913 26 19, диспетчер может
сообщить глубины на Дону, телефоны понтонных мостов. Диспетчеру можно докладывать о
прохождении маршрута. Также можно звонить и спрашивать информацию о глубинах в службе
управления движением судов в Волгограде 8-844 263 33 33.
Ниже шлюза в реке у берегов заросли кувшинок с листьями, торчащими из воды (как каспийские
лотосы), ближе к середине – с плавающими листьями. Посредине узкий проход чистой воды. По
нашим измерениям, глубина обычно около 1.м. По состоянию береговой растительности видно
падение уровня на метр или больше. На обратном пути 4 раза касались дна или затопленного
дерева, не остановились, прошли своим ходом. В одном месте навстречу нам по середине реки
шел человек по пояс в воде, вел за веревку надувную лодку. В том месте, где река Воронеж
соединяется с каналом от плотины, с левого берега реки мель. Мы на нее сели, я выходил в воду и
сталкивал нос вправо. После соединения рукавов и до выхода в Дон один раз коснулись мели, но
прошли своим ходом.
На Дону встали в Костёнках к дикому берегу немного выше бывшей пристани, 51.412775 N,
39.043910E.
В Костёнках посетили музей – самая древняя палеолитическая стоянка человека в Европе. Музей
уникальный – стоит прямо над местом раскопок. Главный экспонат музея – сохранившееся
жилище древнего человека со стенами из костей мамонта.
В Костёнках большой продуктовый и промтоварный магазин (51.398096N, 39.044125E)
Набережная ул., 110.
В Костёнках очень слабый интернет от МТС, и то только в некоторых местах на холмах, у магазина.
Говорят, что Мегафон и Теле-2 лучше, но ненамного.
На пути из Костёнок до Нововоронежа три раза касались дна. Последний раз – в самой середине
судоходного пролёта моста (правый, самый широкий) 51.336109N, 39.167007E, по нашим
измерениям, в этом пролёте 40-60 см воды. После выхода из-под моста отклонились влево и
попали на мель с камнями на глубине по щиколотку на сильном течении 51.335769N, 39.171435E.
Оба выходили в воду и сталкивали нос катера вправо. Это было трудно, сильное течение,
перекатывающееся через камни, стремилось забросить нос обратно на мель. Сойдя с мели, встали
к правому берегу, где было тоже очень сильное течение, и решили дальше не идти.
Связывались с диспетчером, который сказал, что ниже, у Старой Хворостани не пройти – там 20 см
воды. Дальше, на Духовских перекатах – 40 см воды. Там стоит баржа с крупногабаритным грузом
для Семилук, ждет подъема уровня воды.
Обратно шли вверх по Дону, измеряя глубины. Во многих местах было 80-100 см, на перекатах до
60 см. Немного ниже Костёнок сели на очень коварную мель с камнями – под вогнутым правым
берегом, где ее не ждали (51.411957N, 39.043725E). Выходили в воду и сталкивали катер с мели.
Видели плот, сплавлявшийся по Дону.
Во время стоянки в Костёнках ездили на джипе по холмам с посещением двух пещер в известняке
(Александр, 8-9081404626).
Между Костёнками и Рудней сели на мель на перекате под левым берегом, я вылезал в воду и
сталкивал нос на глубину.
В Гремячьем причаливали рядом с бывшей переправой. 51.469617N, 39.022015E.
По телефону связались с энергетиком шлюза. Он по нашей просьбе звонил на понтонный мост в
Семилуках. Там сказали, что из-за низкого уровня воды технически не могут развести мост, и нам
оставалось только возвращаться через шлюз в водохранилище.
На ночь, с разрешения администрации, мы встали у стенки перед воротами шлюза и набросили
две петли на рым.
Во время шлюзования вода прибывала быстро, пошли беспорядочные волны, хлопья пены, но мы
стояли у рыма хорошо, рым равномерно всплывал.
Дон оказался очень мелководный и в добавок совершенно непрозрачный, коричневый, мели не
были видны даже на глубине 40 см. Весь путь по Дону мы шли самым малым ходом, 5 км в час из-
за опасений сесть на мель, и опасались не зря. В природе существует лоция Верхнего Дона от
Воронежа до Калача-на Дону. Я видел ее собственными глазами у диспетчера в Лисках. Но
скопировать ее там не дают ни за что на свете, считают это документом служебного пользования.
Я считают это совершенно неправильным. Тем более, что лоции Единой глубоководной системы
европейской части имеются в свободном доступе как в Сети, так и в бумажном виде. Только
верхний Дон – засекречен, и как по нему безопасно ходить маломерным судам – никому не
ведомо.
Последнее редактирование модератором: