Воронежское водохранилище и река Дон.

Андрей Б.

Коллега
Плавание по Воронежскому водохранилищу и реке Дон.

Плавание катера «Голубчик» в Воронежском водохранилище из г. Воронежа на реку Дон в июле-​
августе 2021 г.
Воронежское водохранилище.

Катер «Голубчик», на базе ЛПТ-8, проект 231, постройка Ладожской верфи, длина 8.1м,
наибольшая осадка 50 см, водоизмещение 2 тонны, стационарный дизель Vetus 3.29, 27 л.с.
20210723_191224.jpg

Спускали на воду с 8-метровой платформы крана-манипулятора в яхт-клубе «Акватория», наб. Массалитинова, 1, руководитель клуба Владимир, 8-910-341-10-11. В клубе есть вертикальная
причальная стенка, к которой вплотную может подъехать манипулятор, под стенкой достаточная
глубина. Свободных мест стоянки на воде в «Акватории» нет, всё занято местными катерами. Есть
место для зимней стоянки на суше, но ставят на сушу только с октября. До октября места нет, так
как на территорию въезжает много машин. Имеется заправка с воды (я не пользовался и не
узнавал).

20210719_105635.jpg

20210719_115604.jpg

Перешли в находящийся рядом клуб «Академия водного спорта», руководитель Дмитрий, 8-910-
281-35-20. Имеются свободные места стоянки на воде.
По водохранилищу мы ходили и вверх, и вниз. В верхней части, выше Северного моста вода
удовлетворительного качества, условно прозрачная, вниз до Вогрэсовского моста – цветет, еще
ниже становится зеленее и гуще, теплая, как из крана, с подушками плавающих водорослей.
Лодочные базы на водохранилище такие, как «Турист» (ул. Казакова), «Калининец» (Днепровский
переулок), «Рыбачий» (пос. Рыбачий) - это просто лодочные кооперативы с частными причалами,
гаражами для лодок и домиками у воды, гостевых стоянок там нет. Иногда местные говорят, что
там-то и там-то есть причалы, но на самом деле их нет, они просто не в курсе.
На правом берегу немного выше шлюза есть пристань с гостевым причалом, 8-9192319550, но
хозяин еще не решил, сколько это стоит. Здесь только начинается обустройство зоны отдыха.
Между мостами Отроженскими и Вогрэсовским в выходные дни и по вечерам в будни очень
интенсивное движение быстроходных глиссирующих катеров и гидроциклов, на остальных частях
водохранилища их почти нет. Ниже Чернавского моста, особенно у левого берега, бывает много
парусных яхт (яхт-клуб «Алые паруса»). Речной трамвайчик «Москва-16» ходит по кольцевому

маршруту от пристани на Петровской набережной до Северного моста. Встречаются плавдачи
разной величины.
Ниже Вогрэсовского моста до гидроузла по правому берегу много дикого леса, и можно встать к
берегу, но мы с осадкой носом 35 см не смогли дойти до берега примерно 10 м.
В Воронеже мы посетили корабль «Гото Предестинация». Попасть на него можно только
случайно, и нам повезло. Расписание работы непредсказуемо меняется, заранее билеты не
продают, только явочным порядком. Были на мемориальном Терновом кладбище. Ходили два
раза в кинотеатр «Спартак», смотрели кино и трансляцию спектакля. Понравился и кинотеатр, и
кафе рядом. Видели еще памятник котёнку с улицы Лизюкова.
В Воронеже очень удобная заправка топливом. Телефон 8-4733003072. Приезжает машина-пикап
и заливает дизельное или любое другое топливо в канистры, а может и в топливный бак катера – у
них шланг 18 метров.

Плавание на реку Дон.
Мосты в водохранилище вниз от места стоянки: Чернавский – судоходные пролёты от правого
берега вниз 2-й, вверх 3-й; Вогрэсовский – судоходные пролёты от правого берега вниз 2-й, вверх
3-й.
Для прохождения шлюза надо приехать с паспортом, судовым билетом и правами в
администрацию гидроузла и у них заполнить заявление. Поселок Гидроузел, левый берег, 2-
этажное здание между остановкой «Сквер Гидроузел» и зоопарком «Червленый яр», координаты
51.536484 N, 39.140821 E. Телефоны: начальник 8-4732002810, зам. начальника Александр
Борисович 8-4732002811, энергетик Сергей 8-9107385267, 8-4732002814, 8-4732002812. Все другие
телефоны, имеющиеся в свободном доступе в Интернете, не действуют уже 10 лет. Перед визитом
созваниваться обязательно. В отсутствии должностных лиц, получить их телефоны у
вспомогательных сотрудников гидроузла невозможно – они их держат в секрете. Войти в здание,
не договорившись заранее, также невозможно. Дверь закрыта, звонка нет, есть только гнездо для
электронного ключа. Сотрудники гидроузла доброжелательные. Прохождение шлюза для
маломерных бесплатное. Для прохождения шлюза связь по рации на 5 канале, переговоры
обычного в таких случаях типа. В шлюзе плавающие рымы. Опускались на 9,2 м.

20210729_100941.jpg


Уровень воды в реке Воронеж ниже шлюза и в Дону очень низкий. По данным диспетчера, в г.
Лиски уровень - минус 194 см, то есть на 154 см ниже гарантированной глубины судового хода.
Половодье бывает в апреле, нормальный уровень устанавливается в середине мая.

На гидроузле рекомендовали связаться с диспетчером в Лисках, 8-473 913 26 19, диспетчер может
сообщить глубины на Дону, телефоны понтонных мостов. Диспетчеру можно докладывать о
прохождении маршрута. Также можно звонить и спрашивать информацию о глубинах в службе
управления движением судов в Волгограде 8-844 263 33 33.

Ниже шлюза в реке у берегов заросли кувшинок с листьями, торчащими из воды (как каспийские
лотосы), ближе к середине – с плавающими листьями. Посредине узкий проход чистой воды. По
нашим измерениям, глубина обычно около 1.м. По состоянию береговой растительности видно
падение уровня на метр или больше. На обратном пути 4 раза касались дна или затопленного
дерева, не остановились, прошли своим ходом. В одном месте навстречу нам по середине реки
шел человек по пояс в воде, вел за веревку надувную лодку. В том месте, где река Воронеж
соединяется с каналом от плотины, с левого берега реки мель. Мы на нее сели, я выходил в воду и

сталкивал нос вправо. После соединения рукавов и до выхода в Дон один раз коснулись мели, но
прошли своим ходом.
На Дону встали в Костёнках к дикому берегу немного выше бывшей пристани, 51.412775 N,
39.043910E.

20210730_084706.jpg


В Костёнках посетили музей – самая древняя палеолитическая стоянка человека в Европе. Музей
уникальный – стоит прямо над местом раскопок. Главный экспонат музея – сохранившееся
жилище древнего человека со стенами из костей мамонта.
В Костёнках большой продуктовый и промтоварный магазин (51.398096N, 39.044125E)
Набережная ул., 110.
В Костёнках очень слабый интернет от МТС, и то только в некоторых местах на холмах, у магазина.
Говорят, что Мегафон и Теле-2 лучше, но ненамного.

На пути из Костёнок до Нововоронежа три раза касались дна. Последний раз – в самой середине
судоходного пролёта моста (правый, самый широкий) 51.336109N, 39.167007E, по нашим
измерениям, в этом пролёте 40-60 см воды. После выхода из-под моста отклонились влево и
попали на мель с камнями на глубине по щиколотку на сильном течении 51.335769N, 39.171435E.
Оба выходили в воду и сталкивали нос катера вправо. Это было трудно, сильное течение,
перекатывающееся через камни, стремилось забросить нос обратно на мель. Сойдя с мели, встали
к правому берегу, где было тоже очень сильное течение, и решили дальше не идти.

20210730_191258.jpg


Связывались с диспетчером, который сказал, что ниже, у Старой Хворостани не пройти – там 20 см
воды. Дальше, на Духовских перекатах – 40 см воды. Там стоит баржа с крупногабаритным грузом
для Семилук, ждет подъема уровня воды.
Обратно шли вверх по Дону, измеряя глубины. Во многих местах было 80-100 см, на перекатах до
60 см. Немного ниже Костёнок сели на очень коварную мель с камнями – под вогнутым правым
берегом, где ее не ждали (51.411957N, 39.043725E). Выходили в воду и сталкивали катер с мели.
Видели плот, сплавлявшийся по Дону.

20210731_102817.jpg


Во время стоянки в Костёнках ездили на джипе по холмам с посещением двух пещер в известняке
(Александр, 8-9081404626).

20210801_093259 (1).jpg


Между Костёнками и Рудней сели на мель на перекате под левым берегом, я вылезал в воду и
сталкивал нос на глубину.

В Гремячьем причаливали рядом с бывшей переправой. 51.469617N, 39.022015E.
По телефону связались с энергетиком шлюза. Он по нашей просьбе звонил на понтонный мост в
Семилуках. Там сказали, что из-за низкого уровня воды технически не могут развести мост, и нам
оставалось только возвращаться через шлюз в водохранилище.

20210802_183921.jpg


На ночь, с разрешения администрации, мы встали у стенки перед воротами шлюза и набросили
две петли на рым.

20210802_194813.jpg







Во время шлюзования вода прибывала быстро, пошли беспорядочные волны, хлопья пены, но мы
стояли у рыма хорошо, рым равномерно всплывал.
Дон оказался очень мелководный и в добавок совершенно непрозрачный, коричневый, мели не
были видны даже на глубине 40 см. Весь путь по Дону мы шли самым малым ходом, 5 км в час из-
за опасений сесть на мель, и опасались не зря. В природе существует лоция Верхнего Дона от
Воронежа до Калача-на Дону. Я видел ее собственными глазами у диспетчера в Лисках. Но
скопировать ее там не дают ни за что на свете, считают это документом служебного пользования.
Я считают это совершенно неправильным. Тем более, что лоции Единой глубоководной системы
европейской части имеются в свободном доступе как в Сети, так и в бумажном виде. Только
верхний Дон – засекречен, и как по нему безопасно ходить маломерным судам – никому не
ведомо.
 
Последнее редактирование модератором:
Там, где-то выше Павловска, баржа с парогенератором сидит на мели....! Какие-то, эффективные менеджеры проложили маршрут доставки до Воронежа по Дону. Теперь куковать до весны! Такие теперь логисты...!
 
Там, где-то выше Павловска, баржа с парогенератором сидит на мели....! Какие-то, эффективные менеджеры проложили маршрут доставки до Воронежа по Дону. Теперь куковать до весны! Такие теперь логисты...!
Я наслышан про эту баржу.
 
А не тот ли это Голубчик, что так увлекательно путешествовал из Ярославля ( судя по номерам) в Нижний Новгород , ловя бабочек и там бесследно исчез?
мне кажется это именно он, было бы интересно услышать историю судна!
 
А не тот ли это Голубчик, что так увлекательно путешествовал из Ярославля ( судя по номерам) в Нижний Новгород , ловя бабочек и там бесследно исчез?
мне кажется это именно он, было бы интересно услышать историю судна!
Это-ж продолжение, можно сказать, только без детей, бабочек, силитёров, короче, и не такое увлекательное.
 
Это-ж продолжение, можно сказать, только без детей, бабочек, силитёров, короче, и не такое увлекательное.
Ну да, по стилистике вроде хозяин прежний, но как «вырос» )))))) в смысле подхода к технике!👍2Ч даже поменял и вроде как Голубчика немного подделал ( старые фото не грузятся). Вот как он в Воронежском вдхр. оказался?😂.
 
Статья о том путешествии (это был 2013...) сохранилась, но там фотки не читаются, т,к. они пропали вместе с хостингом PhotoQip.ru. Но у меня копии сохранились. Надо будет починить статью как-нибудь...
131360321.jpg
131360333.jpg131360366.jpg131360373.jpg131360378.jpg131360370.jpg131360327.jpg
 
Последнее редактирование:
Лоция Верхнего Дона давно(лет 25) не соответствует реалиям по глубинам !Судоходство до Калача не ведется, судовая обстановка не выставляется, лет 20 точно. Так что, все на свой страх и риск. Какое-то местное шевеление осталось в районе Лисок и Павловска. Но, думаю, концы короткие, по месту покатушки.
 
Чегой-то как нибудь.... обязательно надо!

Восстановил картинки. Тема с рассказом о том походе находится здесь:
https://boatclub.ru/forum/threads/iz-jaroslavlja-v-n-novgorod.3206/

Вообще приветствуем Андрея с новым рассказом о путешествии! Отрадно что на протяжении стольких лет продолжается начатое дело, катер в строю и продолжаются походы. Интересно какие изменения происходили на катере по опыту эксплуатации? Судя по всему полурубку Андрей так и не стал делать. То, первое, путешествие многим запомнилось. Я думаю Андрею есть что нам рассказать ещё интересного ;).
 
А не тот ли это Голубчик, что так увлекательно путешествовал из Ярославля ( судя по номерам) в Нижний Новгород , ловя бабочек и там бесследно исчез?
мне кажется это именно он, было бы интересно услышать историю судна!
Да, тот самый. Только теперь придется в Воронеже менять номер в связи с заменой дизеля. Не гнать же катер обратно в Ярославль.
 
Лоция Верхнего Дона давно(лет 25) не соответствует реалиям по глубинам !Судоходство до Калача не ведется, судовая обстановка не выставляется, лет 20 точно. Так что, все на свой страх и риск. Какое-то местное шевеление осталось в районе Лисок и Павловска. Но, думаю, концы короткие, по месту покатушки.
Лоция Верхнего Дона недавних годов издания лежит на столе у диспетчера в Лисках. Сам видел. Но сделать копию - ни за что на свете! Подход нужен...
 
Восстановил картинки. Тема с рассказом о том походе находится здесь:
https://boatclub.ru/forum/threads/iz-jaroslavlja-v-n-novgorod.3206/

Вообще приветствуем Андрея с новым рассказом о путешествии! Отрадно что на протяжении стольких лет продолжается начатое дело, катер в строю и продолжаются походы. Интересно какие изменения происходили на катере по опыту эксплуатации? Судя по всему полурубку Андрей так и не стал делать. То, первое, путешествие многим запомнилось. Я думаю Андрею есть что нам рассказать ещё интересного ;).
Изменения на катере: Полностью ободрали снаружи до металла и покрасили хорошей краской. В каюте стены и потолок обклеили теплоизоляцией, чтобы не было жарко в теплом климате. Поставили новый дизель с водяным охлаждением, шумит намного меньше, скорость выше, и не перегревается. В машинном отделении поставили электрическую донную помпу. К следующему году задумали замену вала, подшипника (гудрич) и гребного винта - всё будем ставить от фирмы Vetus. Готовим еду на борту на туристической газовой плитке. В каюте - светодиодное освещение от отдельного аккумулятора глубокого разряда, 70Ач, от которого заряжаем также телефоны и ноутбук. Появился на борту биотуалет. Корабль оброс новыми покупными кранцами. Поставили новый ходовой тент (темно-синий), застегивается на молнии. Есть еще большой стояночный тент. Остальное - по-прежнему. Насекомыми по-прежнему занимаемся, и сделали научное открытие в широколиственных лесах по берегам Дона и около Воронежа.
 
Ну да, по стилистике вроде хозяин прежний, но как «вырос» )))))) в смысле подхода к технике!👍2Ч даже поменял и вроде как Голубчика немного подделал ( старые фото не грузятся). Вот как он в Воронежском вдхр. оказался?😂.
По Оке дошли до Ступино, потом на трейлер и в Воронеж. Идея -по большой воде пробиться до Калача и уйти через Волго-Дон в низовье Волги. Половодье на Дону в апреле, в мае оно сходит, и держится высокий уровень до июня, дальше мелеет. Мне достаточно 60 см глубины, но в августе на Верхнем Дону и того нет (местами).
 
Это-ж продолжение, можно сказать, только без детей, бабочек, силитёров, короче, и не такое увлекательное.
Я бы мог написать длиннее, благо приключений в походе на Дон было достаточно, и они записаны в судовом журнале. Но нужно ли? Не знаю. Самому мне в отчетах коллег важнее всего бывает информация: где стоять, как заправляться, как проходить мосты, шлюзы и т.п. А дети - да, выросли, и из троих сыновей ни один катером и походами не заинтересовался. Так что остались с женой вдвоем. Весьма просторно.
 
Привет, Андрей! Для форумчан было бы неплохо выложить карту-схему вашего многолетнего маршрута, пусть приблизииельную, но с этапами и привязками к городам-стоянкам. Так же интересна информация о переделках на лодке, где, когда и кто делал. Напишите несколько слов о планах на след. навигацию.
 
Верх