Владимиру Ленько - расчет гребного винта

Покопался в документации, трансмиссии производятся разные 2,62 и 2,17. У меня 2,62. Корпус "овальной " формы на корме, готов идти 30-32 км, есть видеофакты из инета у Финнов, вроде и у нас человек в Питере развивал больше 30 км на такой лодке с мотором 77 л/с и винтом 4х17х16, про редуктор не скажу.
Собственно вопрос остался - какую мощность возьмет такой винт, и правильно понимаю, что за счет большего упора, снизится эффект проскальзывания и как результат вырастет скорость на средних, крейсерских режимах? Еще раз Спасибо!
Насчёт передаточного я успокоился - в таблице из Вашего сообщения видно, что S и G - разные редуктора (тип одинаков, передаточное разное). Не назначая новую скорость проверил 4х лопастной винт 17х16 при номинальных оборотах двигателя - 3800 в минуту. Мощность на винт получилась 80 л.с. (поправка на 4 лопасти учтена). То есть практически добрались до номинала двигателя. Можно было бы пересчитать скорость на новую мощность, но и так ясно, что винт "нормальный" и есть смысл его поставить (типа судьба). Двигатель будет чуть лучше загружен и это скажется на частичных режимах тоже. Если судьба пошлёт ещё чуть больше шаг винта - пишите, можно его подставить в расчёт и посмотреть - до какого режима двигатель сможет работать без перегрузки. С 17х16 перегрузки точно не будет.
Насколько важна ходкость катера : винт небольшого диаметра, частота его вращения весьма велика - 1450 об/мин - а кпд винта 55%... Тихоходные водоизмещающие дружно топчутся около 45%.
 
Последнее редактирование:
Подставил 3800 об/мин двигателя, передаточное 2,62, винт 16х16 дюймов, скорость 23 км/ч (во Bella даёт !). Мощность на винт получилась 59 л.с. а двигатель мог бы 85 л.с. Дальше раздумья. Каковы способности корпуса ? Обводы помню - достаточно плоское и не узкое днище в корме, но не транец, а "крейсерская" округлая корма. Нечто вроде редана полукруглой в плане формы. Удельная нагрузка 35 кг/л.с. для глиссирования многовато, но развитый переходный режим - эт точно. Можно стремиться выжать из двигателя номинал, подобрав "нормальный" винт. Сейчас винт "лёгкий". Даст ли это прирост скорости ? Можно принять достигнутую скорость за максимально возможную и подобрать умеренно "тяжёлый" винт, который ограничит двигатель по мощности и частоте вращения (например, до 60 л.с.). Прежних скоростей можно будет достигать при существенно меньших оборотах двигателя. Давайте собирать подробности про двигатель (кривые мощности или макс. крутящий при такой-то частоте вращения) и про корпус (скоростные возможности). Ну и пожелание владельца, конечно... Да ! Остались сомнения насчёт передаточного. Не смог догадаться, что означают G и S по паспорту...
Владимир, еще нарисовался винт 4х16х18. Будьте добры, сравните с 4х17х16 в моей конфигурации. Спасибо!
 
Владимир, еще нарисовался винт 4х16х18. Будьте добры, сравните с 4х17х16 в моей конфигурации. Спасибо!
Для сравнения вновь скорость не пересчитываю : при тех же условиях винт 4х16х18 снимет всю мощность (точнее захочет 86 л.с., чуть больше, чем есть у двигателя). Кпд чуть снизится - 53%. Придётся жребий бросать - что выбрать ?
 
Для сравнения вновь скорость не пересчитываю : при тех же условиях винт 4х16х18 снимет всю мощность (точнее захочет 86 л.с., чуть больше, чем есть у двигателя). Кпд чуть снизится - 53%. Придётся жребий бросать - что выбрать ?
Добрый день, Владимир!
И последняя пытка: взяв в расчет крейсерские 2500-2800 оборотов, какой из этих винтов даст большую скорость? Спасибо!
 
Добрый день, Владимир!
И последняя пытка: взяв в расчет крейсерские 2500-2800 оборотов, какой из этих винтов даст большую скорость? Спасибо!
Формально чуть больше скорость при одинаковых оборотах должна быть с винтом 16х18, он ведь "тяжелее". На практике вряд ли удастся ощутить разницу между 16х18 и 17х16.
Внутренний голос велит проверить всё же эти винты для расчётной скорости катера с мощностью на винт 80-85 л.с. без буксировки лодки. Наверняка есть заводские данные - сколько принять ? Жду подсказок. Тогда, быть может, выявится предпочтение к одному из винтов-кандидатов.
Интернет не даёт заводской информации - о 30-33 км/ч здесь уже говорилось. Попробую с этими данными.
 
Последнее редактирование:
Формально чуть больше скорость при одинаковых оборотах должна быть с винтом 16х18, он ведь "тяжелее". На практике вряд ли удастся ощутить разницу между 16х18 и 17х16.
Внутренний голос велит проверить всё же эти винты для расчётной скорости катера с мощностью на винт 80-85 л.с. без буксировки лодки. Наверняка есть заводские данные - сколько принять ? Жду подсказок. Тогда, быть может, выявится предпочтение к одному из винтов-кандидатов.
Интернет не даёт заводской информации - о 30-33 км/ч здесь уже говорилось. Попробую с этими данными.
Лодка снята с производства у Финнов около 15-20 лет как, данные официальные отсутствуют, я даже сведения по моторам откапывал у представительств Yanmar по крохам, по лодке в инете общие сухие цифры и рекламки.
Достоверны 2 факта - моя лодка 85 сил и винт 3х16х16 при 2800 оборотах (наиболее часто используемый крейсерских режим) - 15-16 кмч, а такая же лодка с мотором 77 сил с винтом 4х17х16 , утверждается, что 20-22 кмч при 2800 оборотах, максимальные скорости при 3800 оборотах 20-23 и 30-33 соответственно (разницы в каждом варианте от загрузки лодок)
В целом я понял, что все же предпочтительнее 4х17х16 из-за расчетного отсутствия перегруза мотора.
Еще раз Спасибо Вам огромное за содержательные рекомендации и расчеты!
С Уважением, Игорь.
 
Лодка снята с производства у Финнов около 15-20 лет как, данные официальные отсутствуют, я даже сведения по моторам откапывал у представительств Yanmar по крохам, по лодке в инете общие сухие цифры и рекламки.
Достоверны 2 факта - моя лодка 85 сил и винт 3х16х16 при 2800 оборотах (наиболее часто используемый крейсерских режим) - 15-16 кмч, а такая же лодка с мотором 77 сил с винтом 4х17х16 , утверждается, что 20-22 кмч при 2800 оборотах, максимальные скорости при 3800 оборотах 20-23 и 30-33 соответственно (разницы в каждом варианте от загрузки лодок)
В целом я понял, что все же предпочтительнее 4х17х16 из-за расчетного отсутствия перегруза мотора.
Еще раз Спасибо Вам огромное за содержательные рекомендации и расчеты!
С Уважением, Игорь.
Проверил, что будет при установке винтов-кандидатов и движении без буксируемой лодки, когда скорость может вырасти, скажем , до 30 км/ч:
- винт 17х16 загрузит двигатель до 61 л.с., т.е. "лёгкий".
- винт 16х18 загрузит двигатель до 71 л.с. - тоже "лёгкий", но ближе к "нормальному".
Условность - скорость не пересчитывал под эти мощности.
Так что если двигаться на свободе, без лодки, лучше применить винты более "тяжёлые", с большим шагом. Например, подошёл бы винт 4х17х18 (лишь чуть "тяжёл"- 89 л.с.) или 3х17х18 (есть запас 3 л.с.). Кпд возрастает до 61-62% - как у лучших "гонщиков".
Я не стал бы опасаться перегрузки дизеля в случае "тяжёлых" винтов (при буксировке лодки скоростной "нормальный" превратится в "умеренно тяжёлый") - на ходовых можно определить частоту вращения дизеля, которую можно выжать с таким винтом, запомнить её, и оставлять запас 100-200 об/мин при эксплуатации. Плюс "утяжеления" также в том, что все скорости вплоть до максимальной будут достигаться при меньшей частоте вращения дизеля, чем с "нормальным" или прежним "лёгким" винтами. Пишите - если "судьба" подгонит винт потяжелее чем 17х16 или 16х18.
 
Здравствуй, Владимир.
Лодка "Гулянка", 7.2 м длиной, 2.2 м шириной, но по ВЛ ширина около 1.5 м, вес что то в районе 1.5 тн. Под подвесным 1-но сильным электромоторчиком идёт 6 км/ч.
Родной винт измерил, получилось около 270*170 мм, при 1800 об/мин и 4 лс. (обороты и силы примерно) скорость 10 км/ч.
Есть винты:
1. 350*300
2. 300*400
3. 400*350
Интересует какие им обороты понадобятся чтобы идти как с родным 270*170 винтом? ПЧ могу легко изменить т.к. перед редуктором ремённая передача.
Какая мощность потребуется?
И примерно какой КПД был у родного винта и у каждого из этих 3-х винтов будет?
 
Родной винт 270*170 и 350*300 для сравнения:
1605717067070-1200042656.jpg
Налеюсь, что у большого и КПД большой будет :)
 
Здравствуй, Владимир.
Лодка "Гулянка", 7.2 м длиной, 2.2 м шириной, но по ВЛ ширина около 1.5 м, вес что то в районе 1.5 тн. Под подвесным 1-но сильным электромоторчиком идёт 6 км/ч.
Родной винт измерил, получилось около 270*170 мм, при 1800 об/мин и 4 лс. (обороты и силы примерно) скорость 10 км/ч.
Есть винты:
1. 350*300
2. 300*400
3. 400*350
Интересует какие им обороты понадобятся чтобы идти как с родным 270*170 винтом? ПЧ могу легко изменить т.к. перед редуктором ремённая передача.
Какая мощность потребуется?
И примерно какой КПД был у родного винта и у каждого из этих 3-х винтов будет?
Тут что-то не так (Twin Peaks). Если винт 270х170 раскрутить до 1800 об/мин, то при скорости 10 км/ч мощность на винт получится 7,3 л.с. Что ближе к истине - частота вращения или мощность ? Пока не рискну предлагать новую частоту вращения новому винту потому что... за что цепляться ? Если известна номинальная мощность и частота вращения двигателя - можно подобрать подходящую частоту вращения нового винта, чтобы перелопатил эту мощность. Стало быть, передаточное отношение определится.
 
Тут что-то не так (Twin Peaks). Если винт 270х170 раскрутить до 1800 об/мин, то при скорости 10 км/ч мощность на винт получится 7,3 л.с. Что ближе к истине - частота вращения или мощность ?
Мощность ближе к истине, а обороты я прикинул на слух и наверное наврал.
Мощность прикинул по расходу топлива -немного меньше 2 литра бензина в час. Движок Л-6, 6 сил при 2200 оборотах, но оч. сильно изношен - масло к бензину жрет 1:8. Поэтому решил, что 0.5 литра бензина на лошадку в час для него норма.
10 км/ч это крейсерская скорость, можно прибавить где то до 11.5 км/ч, но так не ходил, боялся, что развалится. Да и не выдаёт он 6 сил наверняка - овальные отверстия под пальцы в поршнях.
В общем 4 силы, а оборотов сколько получится.
 
Получилось 850 об/мин, чтобы винт 350х300 потребил мощность 4 л.с., скорость зафиксировал 10 км/ч. Винт малонагруженный, кпд весьма приличный - 55%, точка в оптимальной зоне диаграммы. Движок... раритет. Хорошо бы привести его в порядок. По жизни встречался и с другим неубиваемым - УД-5 воздушного охлаждения. Работал на картофелесортировочной машине. Гад-механик, если оплата за выработку, не давал его останавливать, чтобы передохнуть, убрать просыпавшийся картофель из-под ног. Свеча в лужу, ввернули, запустился движок... Не пожалели сахара в бензобачок - завёлся, только дымок появился на выхлопе. Помог только камень, который я подложил снизу на транспортёр. Сортировка отправилась в ремонт. Но студенты без работы не остались.
 
Спасибо, Владимир!
Т.е. скольжение около 30%, примерно так и прикидывал.
Пока у меня 2 шкива, один на общее ПЧ 2.2, другой на 2.5. Т.е. чтобы получить 850 об/мин на валу с ПЧ 2.2 движку нужно крутится 1900 об/мин. ИМХО нормальные обороты для моего сельхозкитайца R-175.
У него 6 сил при 2600 оборотах. Но тут КПД винта побольше стал, думаю что при этих оборотах лодка пойдёт побыстрее 10 км/ч, а мощности соответстветственно потребуется поменьше.
Кстати, интересно а какой примерно был КПД у винта 270*170?
Ну и ещё вопрос - какие обороты понадобятся винту 400*350? Правильно ли я прикинул, что для него ПЧ 2.5 подойдёт? И его КПД тоже интересен. А вдруг более 60% :)

Тот движок УД-2 был наверное? Нижнеклапанный 2-х цилиндровый с последовательностью работы цилинрдров 1,2,0,0. Был у меня такой, совершенно новый, продал на Беломорский карбас. Надёжный, но больно уж шумный и прожорливый. И Л-6 такой же, ну чуть потише за счёт водяного охлаждения. Копия Американского Геркулеса 20-х годов.
Кстати УД-2 вместо Л-6 в Ульяновске выпускать стали.
А сельхозкитаец это копия Янмара 70-х годов, они и судовые были. А Янмар этот тоже чья то копия. Вроде тоже какого то Американца. В общем все движки с историей :)
 
Спасибо, Владимир!
Т.е. скольжение около 30%, примерно так и прикидывал.
Пока у меня 2 шкива, один на общее ПЧ 2.2, другой на 2.5. Т.е. чтобы получить 850 об/мин на валу с ПЧ 2.2 движку нужно крутится 1900 об/мин. ИМХО нормальные обороты для моего сельхозкитайца R-175.
У него 6 сил при 2600 оборотах. Но тут КПД винта побольше стал, думаю что при этих оборотах лодка пойдёт побыстрее 10 км/ч, а мощности соответстветственно потребуется поменьше.
Кстати, интересно а какой примерно был КПД у винта 270*170?
Ну и ещё вопрос - какие обороты понадобятся винту 400*350? Правильно ли я прикинул, что для него ПЧ 2.5 подойдёт? И его КПД тоже интересен. А вдруг более 60% :)

Тот движок УД-2 был наверное? Нижнеклапанный 2-х цилиндровый с последовательностью работы цилинрдров 1,2,0,0. Был у меня такой, совершенно новый, продал на Беломорский карбас. Надёжный, но больно уж шумный и прожорливый. И Л-6 такой же, ну чуть потише за счёт водяного охлаждения. Копия Американского Геркулеса 20-х годов.
Кстати УД-2 вместо Л-6 в Ульяновске выпускать стали.
А сельхозкитаец это копия Янмара 70-х годов, они и судовые были. А Янмар этот тоже чья то копия. Вроде тоже какого то Американца. В общем все движки с историей :)
 
Чёрт меня дёрнул вспомнить этот УД... Посмотрел интернет - ни один не похож и вообще с цифрой 5 не было мотора. Помню один цилиндр, со стороны охлаждающего вентилятора торчит вал-труба с прорезью для пускового шнура. Бачок горизонтальный цилиндрический. Цвет серебристый. Глушится стальной пластинкой. Теперь - мучайся. Так было и с китайским городом Шеньджамен (на острове Джоушань). Искал его на карте - нет даже похожего названия. А я там штурвал деревянный купил... Замять придётся эти странности.
 
Тогда это не УД, а УМЗ-5. В Уфе такие делали. Полностью силуминовый, 1-но цилиндровый, 4-х тактный.
i

Такой?
Если кому нужен, то у друга такой есть совершенно новый, даже ни разу не заводился вроде.
 
Уф ! Отлегло. Есть такой мотор ! Только стальной пластинки/глушилки к свече не видно. Цивилизованный колпачок тут. И регулятор центробежный, похоже, имеется. А Вы не хотите его из-за шума ?
Насчёт винтов. Исходный винт 270х170 при 1500 об/мин потреблял бы 3,8 л.с., кпд 49%.
Винт 400х350 при 700 об/мин потребовал бы 4,4 л.с., кпд 57%. Точного попадания в мощность 4 л.с. я не добивался, на разницу в кпд больше влияет точность выпуклого глаза при разглядывании диаграммы, чем эта разница в мощности.
Все эти различия по кпд, сами понимаете, вряд ли ощутимы на практике - мощность невелика, расход топлива тоже.
 
Последнее редактирование:
Верх