Владимиру Ленько - расчет гребного винта

В прошлой навигации был небольшой случай со мной. Поднимался верх по реке на своем катере, вез людей на работу, пять человек. Двигался со своей скоростью 12км/ч, с кормы появляется силуэт костромича проекта 1606 и уверенно меня догоняет, а потом обошел, когбуд то я на баночке песчанной мылся. Разошлись, по рации поинтересовался"как так то", оказалось ГД ямз236 со свистулькой и бурун носом толкал не детский, его скорость составила 18км/ч. К чему я это вспомнил, имея запас мощности и ту же скорость при более низких оборотах, может и скорость бонусом добавиться?

Получается так: сейчас, судя по приведенным Вами данным, выжимается практически 100% мощности, когда двигатель работает на 2200 об/мин. После замера нынешнего винта подставлю в расчёт фактический шаг - тогда вывод подтвердится окончательно. Если ставить винт "тяжелее" нынешнего - можно будет достигать прежних скоростей при меньших оборотах. Но максимум мощности уменьшится. Предел, когда двигатель перегружается и не способен работать при бОльших оборотах наступит раньше. Потому это не путь повышения макс. скорости.
По жизни так: знакомые мне хорошие ходкие катера - "Швед", "Прайд", "Купава" - не гоняют на максимуме практически никогда. Все экономят. Вам этот путь по вкусу ?Тот "Костромич" наверняка не личный был, солярку не покупал на последние
 
Силы имеются ввиду на винте.

Силы на винте это хорошо. Но проблема в крутящем моменте. Надо чтобы данный двигатель на этих оборотах мог прокрутить данный винт. TDME быстроходные, чтобы получить такой же момент как у тихоходного 4Ч, нужно TDME бОльшей мощности, и редуктор с бОльшей редукцией. Вполне вероятно, что винт д.650 ш.515. вместо д.600 ш.примерно 450 TDME-3105 просто не раскрутит, тем более на повышенных оборотах, где у него падает крутящий момент.
Надо посчитать требуемый момент для этого винта, зная что этот двигатель даёт max Hm-174 при 1680 об.
Но допустим поменяли винт, получили "существенную просадку кормы, поднятый нос и большое волнообразование" не при 2200, а при 1700-1900. Не факт что с этим винтом движок сможет раскрутиться больше. Но допустим сможет, корма просядет ещё больше, нос ещё выше а волны ещё больше. Скорости при этом мало прибавится. Чтобы догнать Костромич, надо пересесть на Адмиралец.
 
  • Мне нравится
Реакции: yura
Вот, что можно ожидать от корпуса указанного в сообщении https://boatclub.ru/forum/threads/vladimiru-lenko-podbor-vinta.3384/page-69#post-223291
Силы имеются ввиду на винте.
Посмотреть вложение 58998
Думается для конкретно этого корпуса без переделки кормы не получится добиться таких скоростей и при большей мощности
 
Силы на винте это хорошо. Но проблема в крутящем моменте...

Вова в очередной раз возражает. В мощность входит произведение крутящего момента на частоту вращения. Если точка баланса мощностей двигателя и винта в нужном месте - как правило, вблизи номинала двигателя - никто не помешает ему работать на винт во всём диапазоне - от своих минимально устойчивых до той самой точки. Достаточность крутящего момента учтена автоматически
 
По поводу таблички из #1397 - что за ней кроется ?
Это эмпирическая формула из книжки о винтах https://www.amazon.com/Propeller-Handbook-Installing-Understanding-Propellers/dp/0071381767 я ее просто в ексел ввел.

Если кто хочет сам посчитать
ожидания.JPG


В ячейку С5 надо поставить формулу
=(A5/(($C$2*3,2808)^(1/2)))^3*(($C$1*2204)/10,665^3)
 
Вова в очередной раз возражает. В мощность входит произведение крутящего момента на частоту вращения. Если точка баланса мощностей двигателя и винта в нужном месте - как правило, вблизи номинала двигателя - никто не помешает ему работать на винт во всём диапазоне - от своих минимально устойчивых до той самой точки. Достаточность крутящего момента учтена автоматически

Да, они связаны, но ведь нелинейно? Да, мощность с оборотами растёт, и момент сначала тоже, до определённой величины, а потом падает. Дальше их графики расходятся - мощность продолжает расти с оборотами, а момент падает.
 
Да, они связаны, но ведь нелинейно? Да, мощность с оборотами растёт, и момент сначала тоже, до определённой величины, а потом падает. Дальше их графики расходятся - мощность продолжает расти с оборотами, а момент падает.

Всё верно. Но для подбора винта неудобно и недостаточно пользоваться крутящим моментом. Потому я от него отбрыкиваюсь - только сбивает граждан с толку. Есть диаграммы, построенные как для определения коэффициента упора винта К1, так и коэффициента момента К2. Но потом всё равно по К2 находят К1 и считают упор и мощность. #1404 для меня звучит так: "надо дополнительно проверять - потянет двигатель выбранный винт, хватит ли ему крутящего момента". А я талдычу "важен лишь баланс мощностей двигателя и винта, всё учтено, до точки баланса двигатель потянет винт на любой частоте вращения, да ещё и с большим запасом и по моменту и по мощности"
 
Получается так: сейчас, судя по приведенным Вами данным, выжимается практически 100% мощности, когда двигатель работает на 2200 об/мин. После замера нынешнего винта подставлю в расчёт фактический шаг - тогда вывод подтвердится окончательно. Если ставить винт "тяжелее" нынешнего - можно будет достигать прежних скоростей при меньших оборотах. Но максимум мощности уменьшится. Предел, когда двигатель перегружается и не способен работать при бОльших оборотах наступит раньше. Потому это не путь повышения макс. скорости.
По жизни так: знакомые мне хорошие ходкие катера - "Швед", "Прайд", "Купава" - не гоняют на максимуме практически никогда. Все экономят. Вам этот путь по вкусу ?Тот "Костромич" наверняка не личный был, солярку не покупал на последние
Нет Володя, я хожу по звуку двигателя, обороты ставлю не максимальные,процетвов 70-80 от мощности т.е. по наитию ( звук мягкий без вибраций), а это квк раз 1800-1900 об. и скорость состовляет 12км/ч против течения максимальные даю редко, в шторм или при резком торможении. После 1900 об. прирост скорости небольшой, до километра. А поповоду костромича, он личный, облизанный работает по договору с предприятием ТКа и наниматель обеспечивает его ГСМ.
 
Нет Володя, я хожу по звуку двигателя, обороты ставлю не максимальные,процетвов 70-80 от мощности т.е. по наитию ( звук мягкий без вибраций), а это квк раз 1800-1900 об. и скорость состовляет 12км/ч против течения максимальные даю редко, в шторм или при резком торможении. После 1900 об. прирост скорости небольшой, до километра. А поповоду костромича, он личный, облизанный работает по договору с предприятием ТКа и наниматель обеспечивает его ГСМ.

Понятно, я уцепился за редкий случай, когда был дан максимум чтобы угадать - насколько подходит нынешний винт. Раз двигатель чуть недокрутил оборотов до номинала - есть вероятность, что винт не позволяет это сделать. Вся мощность снята, наступил баланс. Если бы так было - правильно подобран винт. Сомнения остались потому, что не было признаков перегрузки двигателя. Вот и мечтаю получить данные по нынешнему винту и подставить в расчёт.
Раз подтверждена привычка ходить 1800-1900 об/мин я тоже подтверждаю, что маячащий на горизонте винт перспективен. Особенно если не резать его сразу до 600 мм а попробовать втиснуть 620, например. Имею личный опыт установки винта с "недопустимо" малыми зазорами, по памяти, не более 10 мм. Обещанных классикой вибраций не ощутил. Работал он при 500 об/мин вала
 
Понятно, я уцепился за редкий случай, когда был дан максимум чтобы угадать - насколько подходит нынешний винт. Раз двигатель чуть недокрутил оборотов до номинала - есть вероятность, что винт не позволяет это сделать. Вся мощность снята, наступил баланс. Если бы так было - правильно подобран винт. Сомнения остались потому, что не было признаков перегрузки двигателя. Вот и мечтаю получить данные по нынешнему винту и подставить в расчёт.
Раз подтверждена привычка ходить 1800-1900 об/мин я тоже подтверждаю, что маячащий на горизонте винт перспективен. Особенно если не резать его сразу до 600 мм а попробовать втиснуть 620, например. Имею личный опыт установки винта с "недопустимо" малыми зазорами, по памяти, не более 10 мм. Обещанных классикой вибраций не ощутил. Работал он при 500 об/мин вала
Спасибо Володя за советы, обязательно выло жу размеры ходового винта и обещанные сканы. Самому интерестно, что получится.
 
Это эмпирическая формула из книжки о винтах https://www.amazon.com/Propeller-Handbook-Installing-Understanding-Propellers/dp/0071381767 я ее просто в ексел ввел.

Если кто хочет сам посчитать
Посмотреть вложение 58999

В ячейку С5 надо поставить формулу
=(A5/(($C$2*3,2808)^(1/2)))^3*(($C$1*2204)/10,665^3)
 
Спасибо, попробую пользоваться. Очевидно, автор подразумевает, что обводы катера соответствуют скорости, на которую будет рассчитываться мощность. Иначе - соврёт любая формула и методика
 
В ячейку С5 надо поставить формулу
=(A5/(($C$2*3,2808)^(1/2)))^3*(($C$1*2204)/10,665^3)

Заразная формула :)
Попробовал посчитать для ярославца. Вроде около дела ;) :
1550147068952.png

Только вот в паспорте на ГД Volvo Penta D7A TA указан удельный расход 37 г/кВт*ч :D
По факту получается около 190 г/кВт*ч (исходя из расхода л/км).
 
Владимир, вопрос у меня не стандартный :)
Можно подсчитать упор гребного винта?
Собстно интересует осевая сила, которая действует приходится на упорный подшипник ?
Например для этого случая http://boatclub.ru/forum/threads/vladimiru-lenko-podbor-vinta.3384/post-122295

И тягу на швартовых
 
Последнее редактирование:
Владимир, вопрос у меня не стандартный :)
Можно подсчитать упор гребного винта?
Собстно интересует осевая сила, которая действует приходится на упорный подшипник ?
Например для этого случая http://boatclub.ru/forum/threads/vladimiru-lenko-podbor-vinta.3384/post-122295

И тягу на швартовых

На этот раз получилась мощность 20 л.с. и кпд винта на пару процентов ниже - 54%. Видимо, ранее другие коэффициенты закладывал. На упорный подшипник приходится примерно 260 кгс на ходу. Тягу на швартовах определял так: задал низкую скорость натекания воды на винт - 1 м/с (как определять точнее - не нашёл данных). Коль так - на подшипник надавят 360 кгс. При условии, что двигатель способен раскрутить винт до прежних 2000/3 об/мин
 
Спасибо! Мне казалось что разница на ходу и швартовых должна быть больше. Ну ладно
 
Спасибо! Мне казалось что разница на ходу и швартовых должна быть больше. Ну ладно

Если это для расчёта подшипника нужно - выручит запас, который всегда закладывается немалый, а швартовный режим - нечасто бывает. Мне казалось наоборот - слишком малую скорость подставил. Если посмотреть как винт гонит поток на швартовах - на глаз скорость приличная
 
Верх