Вячеслав Третьяк
Старожил форума
Поделюсь своим опытом,в котором,возможно,обобщу и ранее озвученное на Форуме, может пригодится кому из форумчан.
Д-240+МА 142 у меня расположен прямо под постом управления под распашным люком, фактически я на нем стою, когда у штурвала. Машинное отделение очень невысокое, длинное. Шум извел меня и я решил с этим побороться.
Перелопатил информации я много и сделал выводы для себя. Начинать виброшумоизоляцию нужно с максимально возможного УСТРАНЕНИЯ ПРИЧИН этой самой вибрации и шума, который она ВЫЗЫВАЕТ, иначе толку мало будет. Важно понимать,что именно вибрация вызывает шум. Понятно, что вибрация на корпусе возникает от работы ДРА и валовой с винтом и эти же вещи являются источниками самых вредных, давящих на нервы, структурных шумов, в основном в диапазоне низких и частично средних частот.
Начнем с движка. Важно проверить и если нужно, то отбалансировать маховик двигателя, верить заводу не всегда можно. Проверить компрессию, для собственного успокоения, если что то кажется не так, на всех режимах двигатель должен работать равномерно,без изменений. Важно, чтобы форсунки были отрегулированы на ОДИНАКОВОЕ (а не плюс минус 10-20) значение на хорошей аппаратуре. ДРА лучше устанавливать на общую раму, под которую ставятся амортизаторы по весу ДРА с учетом рамы и жидкостей. Амортизаторы должны быть нагружены НЕ МЕНЕЕ 1/2 от расчетной нагрузки, лучше от 2/3 иначе, амы будут передавать излишнюю вибрацию. От себя - не рекомендую амы типа АКСС, стояли они по правильной нагрузке-все равно жестко работают, поставил другие, писал о них в теме об амортизаторах-разница существенная. В идеале, рама должна быть расположена так, что бы амортизаторы вставали максимально к ЦТ агрегата и лучше не вертикально, а под углом к оси (мне этого не удалось сделать-слишком много переделывать). Любые трубопроводы (водяные,выхлопные и т.д.) должны быть смонтированы через эластичные вставки (дюриты,сильфоны). У меня,например с коллектора гибким металлорукавом до глушителя сделано, а вот глушак прикручен к фланцу выпускному с гуськом, который жестко вварен в борт и вибрация передается от глушака на корпус! Косяк,надо переделывать.
Итак, снизив сколь возможно, факторы возникновения и передачи вибрации с ДРА на корпус мы сделали больше половины работы. Теперь надо разбираться с оставшейся вибрацией, которая передалась на корпус катера и вызывает колебания стенок машинного отделения (не думайте, что если стенка 4-5 мм, то она не вибрирует). Машинное отделение становится типа барабана, шум и от стенок идет с отражениями, и от ДРА трясущемся на собственной частоте. Низкочастотные шумы вызванные вибрацией можно уменьшить вязкими, пластичными материалами на основе битума или мастик. Важно знать, при выборе, что здесь играет ключевую роль ВЕС подобной виброзащиты, чем больше вес, тем эффективней защита. Легкие материалы работать не будут. Вот тут голову поломать придется, сравнивая все за и против (цену,удобство монтажа, общий вес). Обклеивать нужно не менее 75 % площади ровных участков, в идеале 100, но это уж каждый по своему усмотрению.
После виброизоляции нужно подумать о ЗВУКОПОГЛОЩЕНИИ и ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ - это разные вещи.
В моем случае я остановился на звукопоглощении. Шум, оставшийся после виброизоляции МО, стал ближе к средним частотам (в основном от самого ДРА) и он "гуляет",отражаясь от стенок МО. Нужно,что бы он задерживался, поглощался дополнительным материалом. Их много всяких. Обычно это самоклеящиеся материалы на основе пенополиуретана или войлока. Я остановился на пенополиуретане из-за цены и того, что нашел самоклеющийся и с защитным маслобензостойким звукопроницаемым покрытием. Тут важен и материал (коэффициент механических потерь) и ТОЛЩИНА, тем толще, тем эффективней. Я делал 15 мм, но лучше бы взял 20 мм, не было в наличии. Стыки скотчем армированным прошел,не знаю отлетит или нет. Закрывать материалом нужно тотально все возможное.
Я применял вот такие материалы http://stp-russia.ru/catalog/vibropogloshchayushchie-materialy/bimast-bomb/ и http://stp-russia.ru/catalog/zvukopogloshchayushchie-materialy/izoton/ Когда ввязался в эту историю с шумкой, переживал,будет ли толк, удовольствие недешевое вышло, но вчера попробовал-эффект есть существенный, стоило потратится! :bs: Теперь спокойно можно разговаривать в рубке не напрягаясь и не давит на мозги. Ура!
Д-240+МА 142 у меня расположен прямо под постом управления под распашным люком, фактически я на нем стою, когда у штурвала. Машинное отделение очень невысокое, длинное. Шум извел меня и я решил с этим побороться.
Перелопатил информации я много и сделал выводы для себя. Начинать виброшумоизоляцию нужно с максимально возможного УСТРАНЕНИЯ ПРИЧИН этой самой вибрации и шума, который она ВЫЗЫВАЕТ, иначе толку мало будет. Важно понимать,что именно вибрация вызывает шум. Понятно, что вибрация на корпусе возникает от работы ДРА и валовой с винтом и эти же вещи являются источниками самых вредных, давящих на нервы, структурных шумов, в основном в диапазоне низких и частично средних частот.
Начнем с движка. Важно проверить и если нужно, то отбалансировать маховик двигателя, верить заводу не всегда можно. Проверить компрессию, для собственного успокоения, если что то кажется не так, на всех режимах двигатель должен работать равномерно,без изменений. Важно, чтобы форсунки были отрегулированы на ОДИНАКОВОЕ (а не плюс минус 10-20) значение на хорошей аппаратуре. ДРА лучше устанавливать на общую раму, под которую ставятся амортизаторы по весу ДРА с учетом рамы и жидкостей. Амортизаторы должны быть нагружены НЕ МЕНЕЕ 1/2 от расчетной нагрузки, лучше от 2/3 иначе, амы будут передавать излишнюю вибрацию. От себя - не рекомендую амы типа АКСС, стояли они по правильной нагрузке-все равно жестко работают, поставил другие, писал о них в теме об амортизаторах-разница существенная. В идеале, рама должна быть расположена так, что бы амортизаторы вставали максимально к ЦТ агрегата и лучше не вертикально, а под углом к оси (мне этого не удалось сделать-слишком много переделывать). Любые трубопроводы (водяные,выхлопные и т.д.) должны быть смонтированы через эластичные вставки (дюриты,сильфоны). У меня,например с коллектора гибким металлорукавом до глушителя сделано, а вот глушак прикручен к фланцу выпускному с гуськом, который жестко вварен в борт и вибрация передается от глушака на корпус! Косяк,надо переделывать.
Итак, снизив сколь возможно, факторы возникновения и передачи вибрации с ДРА на корпус мы сделали больше половины работы. Теперь надо разбираться с оставшейся вибрацией, которая передалась на корпус катера и вызывает колебания стенок машинного отделения (не думайте, что если стенка 4-5 мм, то она не вибрирует). Машинное отделение становится типа барабана, шум и от стенок идет с отражениями, и от ДРА трясущемся на собственной частоте. Низкочастотные шумы вызванные вибрацией можно уменьшить вязкими, пластичными материалами на основе битума или мастик. Важно знать, при выборе, что здесь играет ключевую роль ВЕС подобной виброзащиты, чем больше вес, тем эффективней защита. Легкие материалы работать не будут. Вот тут голову поломать придется, сравнивая все за и против (цену,удобство монтажа, общий вес). Обклеивать нужно не менее 75 % площади ровных участков, в идеале 100, но это уж каждый по своему усмотрению.
После виброизоляции нужно подумать о ЗВУКОПОГЛОЩЕНИИ и ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ - это разные вещи.
В моем случае я остановился на звукопоглощении. Шум, оставшийся после виброизоляции МО, стал ближе к средним частотам (в основном от самого ДРА) и он "гуляет",отражаясь от стенок МО. Нужно,что бы он задерживался, поглощался дополнительным материалом. Их много всяких. Обычно это самоклеящиеся материалы на основе пенополиуретана или войлока. Я остановился на пенополиуретане из-за цены и того, что нашел самоклеющийся и с защитным маслобензостойким звукопроницаемым покрытием. Тут важен и материал (коэффициент механических потерь) и ТОЛЩИНА, тем толще, тем эффективней. Я делал 15 мм, но лучше бы взял 20 мм, не было в наличии. Стыки скотчем армированным прошел,не знаю отлетит или нет. Закрывать материалом нужно тотально все возможное.
Я применял вот такие материалы http://stp-russia.ru/catalog/vibropogloshchayushchie-materialy/bimast-bomb/ и http://stp-russia.ru/catalog/zvukopogloshchayushchie-materialy/izoton/ Когда ввязался в эту историю с шумкой, переживал,будет ли толк, удовольствие недешевое вышло, но вчера попробовал-эффект есть существенный, стоило потратится! :bs: Теперь спокойно можно разговаривать в рубке не напрягаясь и не давит на мозги. Ура!
Последнее редактирование модератором: