Виброшумоизоляция машинного отделения

Вячеслав Третьяк

Старожил форума
Поделюсь своим опытом,в котором,возможно,обобщу и ранее озвученное на Форуме, может пригодится кому из форумчан.

Д-240+МА 142 у меня расположен прямо под постом управления под распашным люком, фактически я на нем стою, когда у штурвала. Машинное отделение очень невысокое, длинное. Шум извел меня и я решил с этим побороться.

Перелопатил информации я много и сделал выводы для себя. Начинать виброшумоизоляцию нужно с максимально возможного УСТРАНЕНИЯ ПРИЧИН этой самой вибрации и шума, который она ВЫЗЫВАЕТ, иначе толку мало будет. Важно понимать,что именно вибрация вызывает шум. Понятно, что вибрация на корпусе возникает от работы ДРА и валовой с винтом и эти же вещи являются источниками самых вредных, давящих на нервы, структурных шумов, в основном в диапазоне низких и частично средних частот.

Начнем с движка. Важно проверить и если нужно, то отбалансировать маховик двигателя, верить заводу не всегда можно. Проверить компрессию, для собственного успокоения, если что то кажется не так, на всех режимах двигатель должен работать равномерно,без изменений. Важно, чтобы форсунки были отрегулированы на ОДИНАКОВОЕ (а не плюс минус 10-20) значение на хорошей аппаратуре. ДРА лучше устанавливать на общую раму, под которую ставятся амортизаторы по весу ДРА с учетом рамы и жидкостей. Амортизаторы должны быть нагружены НЕ МЕНЕЕ 1/2 от расчетной нагрузки, лучше от 2/3 иначе, амы будут передавать излишнюю вибрацию. От себя - не рекомендую амы типа АКСС, стояли они по правильной нагрузке-все равно жестко работают, поставил другие, писал о них в теме об амортизаторах-разница существенная. В идеале, рама должна быть расположена так, что бы амортизаторы вставали максимально к ЦТ агрегата и лучше не вертикально, а под углом к оси (мне этого не удалось сделать-слишком много переделывать). Любые трубопроводы (водяные,выхлопные и т.д.) должны быть смонтированы через эластичные вставки (дюриты,сильфоны). У меня,например с коллектора гибким металлорукавом до глушителя сделано, а вот глушак прикручен к фланцу выпускному с гуськом, который жестко вварен в борт и вибрация передается от глушака на корпус! Косяк,надо переделывать.

Итак, снизив сколь возможно, факторы возникновения и передачи вибрации с ДРА на корпус мы сделали больше половины работы. Теперь надо разбираться с оставшейся вибрацией, которая передалась на корпус катера и вызывает колебания стенок машинного отделения (не думайте, что если стенка 4-5 мм, то она не вибрирует). Машинное отделение становится типа барабана, шум и от стенок идет с отражениями, и от ДРА трясущемся на собственной частоте. Низкочастотные шумы вызванные вибрацией можно уменьшить вязкими, пластичными материалами на основе битума или мастик. Важно знать, при выборе, что здесь играет ключевую роль ВЕС подобной виброзащиты, чем больше вес, тем эффективней защита. Легкие материалы работать не будут. Вот тут голову поломать придется, сравнивая все за и против (цену,удобство монтажа, общий вес). Обклеивать нужно не менее 75 % площади ровных участков, в идеале 100, но это уж каждый по своему усмотрению.

После виброизоляции нужно подумать о ЗВУКОПОГЛОЩЕНИИ и ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ - это разные вещи.
В моем случае я остановился на звукопоглощении. Шум, оставшийся после виброизоляции МО, стал ближе к средним частотам (в основном от самого ДРА) и он "гуляет",отражаясь от стенок МО. Нужно,что бы он задерживался, поглощался дополнительным материалом. Их много всяких. Обычно это самоклеящиеся материалы на основе пенополиуретана или войлока. Я остановился на пенополиуретане из-за цены и того, что нашел самоклеющийся и с защитным маслобензостойким звукопроницаемым покрытием. Тут важен и материал (коэффициент механических потерь) и ТОЛЩИНА, тем толще, тем эффективней. Я делал 15 мм, но лучше бы взял 20 мм, не было в наличии. Стыки скотчем армированным прошел,не знаю отлетит или нет. Закрывать материалом нужно тотально все возможное.
Я применял вот такие материалы http://stp-russia.ru/catalog/vibropogloshchayushchie-materialy/bimast-bomb/ и http://stp-russia.ru/catalog/zvukopogloshchayushchie-materialy/izoton/ Когда ввязался в эту историю с шумкой, переживал,будет ли толк, удовольствие недешевое вышло, но вчера попробовал-эффект есть существенный, стоило потратится! :bs: Теперь спокойно можно разговаривать в рубке не напрягаясь и не давит на мозги. Ура!
 
Последнее редактирование модератором:
Вячеслав приветствую! Я в прошлом году начал этот процесс,но до конца не доделал. Стены МО начал обклеивать виброизоляцией,а вот полы в рубке сделал чуть по другому и на "скорую" руку. Изотон приклеил под ковровое покрытие,стало мягко ногам и звук от МО стал тише.Понимаю ,что это полумера,но стало лучше! Материалы использовал точно такие же. Самое противное -это клеить шумку в МО. Приходится частично оборудование демонтировать-монтировать по необходимости. Клеил только переборки,а если обклеивать ещё и борта:be:,то вылезет в копеечку,но делать всё равно нужно будет.
 
Для виброизоляции на пол, под ковролин, хорошо подкладывать техническую резину (техпластину) сплошной лист толщиной мм 10-12. Если есть возможность лучше приклеить - нет можно и не приклеивать.

Достаточно бюджетно, эффективно (она оч.тяжелая) и пол под ковролином получается ровный :)
 
На службе в СА в войсках ВВС солдаты оклеивали компрессорные комнаты коробками от воскресных яиц. Причем латки набивались по верх картона. Это сложная обойная группа давала оч хороший результат.
 
На выставке в Шанхае сделал видео о том, как меняется шум при применении шумоизоляционных материалов.
https://www.youtube.com/watch?v=G6joHNdSQFg
То, что многие применяют автомобильную шумку, не дает такого эффекта в моторном отсеке судна. По своему опыту скажу, что все встречающиеся на судах звукопоглощающие плиты имеют толщины около 50 мм.
 
Слава, спасибо за рассказ! Я тоже вот все собираюсь моторный заизолировать, да все никак не соберусь. Упёрся в выбор материалов. Есть готовые импортные многослойные маты - плотный поролон плюс слой тяжелой резины плюс поролон другой плотности плюс ячеистый поролон сверху. Пирог общей толщиной около 40 мм. Но вот только стоит он конских денег даже в закупке без учёта растаможки. К автомобильным присматривался, но в первую очередь смущает то, что все автомобильные виброматериалы на базе битума. С нашими температурами в моторных отсеках это, наверное, не есть хорошо.
 
А что если что то типа мягкого капота из не горючих материалов, кошма, войлок.
 
На службе в СА в войсках ВВС солдаты оклеивали компрессорные комнаты коробками от воскресных яиц. Причем латки набивались по верх картона. Это сложная обойная группа давала оч хороший результат.

Не будет результата хорошего.И проверено и научно обосновано.Читайте интернет,желательно НЕ форумы(обоснованной инфы там,как правило, не найдете), про низкие и средние частоты,способы изоляции и поглощения.
 
На флоте стоит перфорация,под ней-минвата.
 
Слава, спасибо за рассказ! Я тоже вот все собираюсь моторный заизолировать, да все никак не соберусь. Упёрся в выбор материалов. Есть готовые импортные многослойные маты - плотный поролон плюс слой тяжелой резины плюс поролон другой плотности плюс ячеистый поролон сверху. Пирог общей толщиной около 40 мм. Но вот только стоит он конских денег даже в закупке без учёта растаможки. К автомобильным присматривался, но в первую очередь смущает то, что все автомобильные виброматериалы на базе битума. С нашими температурами в моторных отсеках это, наверное, не есть хорошо.

Эти маты многослойные и из материала разной плотности,что очень гуд, толщиной 40 мм,идеально подойдут.Есть они у Ветуса,цена не то что конская,просто нереальная.Я этот вариант видел,но не потянуть мне его было,хоть вроде и не бедствую сильно.Этот пирог нужно самому делать.Кстати тот же Ветус заявляет,что по результатам их испытаний ячеистая структура(наружные выпуклости на поролоне) не имеет никаких преимуществ по сравнению с плоским.
 
Последнее редактирование модератором:
Самая лучшая шумоизоляция-современный автотракторный тихий движок.
А вкидывать средства в те,что имеем -самообман. Или ставить с большим запасом по мощности,чтобы крутили на чуть больших холостых, оборотах.
 
А что если что то типа мягкого капота из не горючих материалов, кошма, войлок.
Капот с войлоком,облицованный перфорированным металлическим листом хороший применяемый вариант на суше,там работающий агрегат не передает такую вибрацию на стены и потолок,так как ставится на хороший,часто - изолированный фундамент+амы,остается только уменьшить колебания шумовые от самого агрегата и тут капот помогает.В нашем случае все МО один сплошной барабан.
 
вкидывать средства в те,что имеем -самообман.
Нет. Разница ощущается. К тому же коммерции всё рано тут нету, а это времяпрепровождение лучше, чем за пивом футьбол смотреть. Я так вообще кардинально проблему шумки решил установив подвесной мотор. Заодно и место освободилось...
 
Самая лучшая шумоизоляция-современный автотракторный тихий движок.
А вкидывать средства в те,что имеем -самообман. Или ставить с большим запасом по мощности,чтобы крутили на чуть больших холостых, оборотах.
Юра, себе, поди, Камминз поставишь на лодку?;)
 
У него Д144 в герметичном кожухе , вот где возможности по звукоизоляции :ay: , хоть кирпичом обложи ..
 
У него Д144 в герметичном кожухе , вот где возможности по звукоизоляции :ay: , хоть кирпичом обложи ..

Насчет герметичности громко сказано,да еще и вентилятор.Но есть с чем сравнивать.А вентилятор визжит типа турбины:ay::D
Другую буду делать по типу этого,только чуть по другому.
Работаю на 1100об.,так что не напрягает шум.
 
Насчет герметичности громко сказано,да еще и вентилятор.Но есть с чем сравнивать.А вентилятор визжит типа турбины:ay::D
Другую буду делать по типу этого,только чуть по другому.
Работаю на 1100об.,так что не напрягает шум.
Трух , трух , трух , :D:ay:
 
Верх