Тузик на катер??? Выбор

Коллеги, а по надувнушкам посоветуете что купить ? Особенности, марка/модель.
Сейчас выбор велик под любой мотор. Нужно определится какое дно будет у лодки-надувное,фанера или аллюминий. Какой мощности мотор планируете,если больше 9,9 л.с.,то нужно регистрировать. Опять же плотность ПВХ разная и условия эксплуатации разные. Есть в наличии ПВХ "Штурман"- заявлялась как из Кореии,но наверняка Китай. Длина 380 см и мотор на ней Ямаха 25-соответственно есть судовой билет. Пользовался ей два раза-в 2014 и 2016 году. Претензий нет,но похоже не нужна и буду продавать. Если планируете как тузик,то наверное нужно до 330 см-так как вес меньше ,а если на рыбалку и не меньше 3-х чел ,то желательно 360см и мотор не меньше 9,9-15 л.с.
 
Сейчас выбор велик под любой мотор. Нужно определится какое дно будет у лодки-надувное,фанера или аллюминий. Какой мощности мотор планируете,если больше 9,9 л.с.,то нужно регистрировать. Опять же плотность ПВХ разная и условия эксплуатации разные. Есть в наличии ПВХ "Штурман"- заявлялась как из Кореии,но наверняка Китай. Длина 380 см и мотор на ней Ямаха 25-соответственно есть судовой билет. Пользовался ей два раза-в 2014 и 2016 году. Претензий нет,но похоже не нужна и буду продавать. Если планируете как тузик,то наверное нужно до 330 см-так как вес меньше ,а если на рыбалку и не меньше 3-х чел ,то желательно 360см и мотор не меньше 9,9-15 л.с.
Лёша, была у меня 360. Для 3х мала. Максимум 2 чел. Но доехать и десантироваться можно в четвёртом.
 
Что меня останавливает взять риб или ПВХ в качестве тузика - большой габаритный размер. Ну это частный случай, так как места у меня немного. Но так как я уже был владельцем ПВХ и РИБа, то глаза так и смотрят в сторону РИБа.
 
Лёша, была у меня 360. Для 3х мала. Максимум 2 чел. Но доехать и десантироваться можно в четвёртом.
Всё зависит от комплекции пассажиров в лодке ,может и два человека поместятся с трудом. 🙂
1598247692624.png
 
Коллеги, а по надувнушкам посоветуете что купить ? Особенности, марка/модель.
Питерский Yamaran В360 пользую с 2004 года с Yamaha 15FHMS, все на месте дырок нет, ПВХ держится, клеил только крепление транца к баллонам-разошелся клеевой шов, но за 15 лет по моему это простительно.
 
Посмотрите в сторону складного RIBа или 360 или поменьше, к примеру Питерский vinboat, уже пользуюсь с 14 года доволен, и при необходимости складывается в пакет 1,1х0,9х0,5 (приблизительно) более точно могу посмотреть в паспорте.
 
Коллеги, а по надувнушкам посоветуете что купить ? Особенности, марка/модель.
Взял ПВХ риф 325 с надувным дном(надувается быстро) за доп. плату усилил дно и наклеил дополнительно рымы для подъёма на шлюпбалке. Удобно перетаскивать. Имею ПВХ с фанерным дном не удобно и тяжеловато, две сумки.
 

Вложения

  • IMG_20200628_140711.jpg
    IMG_20200628_140711.jpg
    186 КБ · Просмотры: 125
  • IMG_20200628_140717.jpg
    IMG_20200628_140717.jpg
    195.9 КБ · Просмотры: 132
Последнее редактирование:
Ни кто тут моторы не покупал?
 

Вложения

  • Screenshot_20200825-114841.png
    Screenshot_20200825-114841.png
    98.2 КБ · Просмотры: 112
Показалось интересным сдесь быть
(кто не любит ходить по ссылкам)

Журнал "Катера и яхты" 1970 г. номер 24


По самым разным причинам бывает необходимо выходить на лодке в одиночку. Чаще всего это рыбалка или охота, когда компаньоны просто мешают. Существует множество мелководных, заросших тростником, но богатых рыбой и дичью мест, где пробраться можно лишь на самом небольшом челноке. Так что одноместные лодки, несомненно, нужны и нужны в первую очередь рыболовам-любителям и охотникам.

Однако, если оставить в стороне сугубо одноместные охотничьи лодки-челноки, то придется сделать вывод, что для всех других целей гораздо удобнее лодка несколько большей вместимости. В лодке чаще можно увидеть двух-трех человек. Совершенно очевидно и то, что любители очень редко строят и, тем более, покупают лодку, рассчитанную только на одного человека, если к этому не вынуждают обстоятельства. Одним из таких обстоятельств может быть затруднение со стоянкой летом и хранением лодки зимой. Для легкой портативной лодки место хранения практически не связано с водой: ее круглый год можно хранить в любом сарае или подвале, а разборную лодку — даже на антресолях в малогабаритной городской квартире. Такую лодку можно везти в автобусе, добираясь до облюбованного места. Не представит труда оставить лодку на любой даче до следующего выходного дня. Нечего и говорить, что разборную лодку можно взять с собой в отпуск, отправлясь хоть за тысячу километров
 
В целом можно сказать, что положительные качества одноместных лодок в той или иной мере связаны с их небольшими размерами. Но те же небольшие размеры являются и основной причиной целого ряда присущих таким лодочкам недостатков, например, находящейся, как правило, на нижнем пределе остойчивости, малой высоты надводного борта, а часто и неудовлетворительных ходовых качеств. Нередко эти недостатки становятся причиной трагических происшествий, поэтому необходимо учитывать ряд специфичных для лодок рассматриваемого класса особенностей. Это важно и для того чтобы спроектировать надежное судно, и для того, чтобы правильно использовать купленную лодку.

Если от лодки требуется хорошая скорость при ходе на веслах, ширину ее стараются принять минимальной, а длину, наоборот, увеличить. Близкими к идеальным с гонки зрения ходкости и обеспечения остойчивости1 можно считать размеры одноместном туристской байдарки (длина около 4 м, ширина около 0,7 м). За счет расположения грузов и самого гребца непосредственно на днище байдарки ее центр тяжести располагается сравнительно низко, поэтому лодка имеет достаточную остойчивость даже при плавании на небольшой волне. Сразу же подчеркнем, что этот же принцип возможно белее низкого размещения гребца должен, безусловно, соблюдаться на всех других одноместных разборных байдарках и челноках меньшей длины. Ведь уменьшение длины на полметра ухудшает остойчивость так, как будто бы центр тяжести повысился на 10 см.
 
Минимальной величиной, обеспечивающей безопасную эксплуатацию лодок, считается h = 0,25 м.

Следовательно, чтобы на лодках меньшей длины сохранить такую же остойчивость, как на байдарке, необходимо соответственно увеличить ширину. Подсчитано. что для компенсации указанного ухудшения остойчивости, по сравнению с остойчивостью исходной лодки — байдарки, приходится увеличивать ширину по ватерлинии на 5 см на каждые 0,5 м уменьшения длины.
 
Однако размещение гребца на пайоле имеет один очень существенный недостаток; при гребле работают только руки. Для сравнительно длинной и поэтому легкой на ходу байдарки упора, создаваемого такой греблей, достаточно. Иное дело, когда нужно привести в движение более широкую и короткую лодку, особенно против течения, ветра и волны. Здесь уже байдарочным веслом не погребешь, необходимо полное участие мышц корпуса и ног при гребле. А это значит, что гребец должен сидеть уже не на днище. а хотя бы на невысокой банке (150—200 мм от днища), и упираться во что-то ногами, иметь место для откидывания корпуса назад. Банка необходима и для удобства гребли при высоком борте, так как важно, чтобы ручки весел во всех случаях были не выше уровня груди гребца. Эти на первый взгляд малосущественные соображения на самом деле очень важны для обеспечения безопасности использования небольших лодок. Всегда возможен случай, что придется грести с большим напряжением. Например, рассчитанную на плавание в закрытых тихих водах лодку вынесет ветром или течением в открытое водохранилище или даже залив. Вот тут-то и важно будет выгрести к берегу, развив максимальный упор!

Итак, чтобы можно было грести па короткой и широкой лодке, нужно посадить гребца па банку. Но при установке банки надо компенсировать связанное с этим повышение центра тяжести на 15—18 см. т. е. дополнительно увеличить ширину лодки на 8—10 см.
 
Нетрудно теперь прикинуть, какую ширину должен иметь, например тузик длиной 2 м. рассчитанный на греблю обычными распашными веслами, чтобы его остойчивость была не ниже, чем у байдарки длиной 4 м. Уменьшение длины, по сравнению с байдаркой, на 2 м — это плюс. 20 см ширины: установка банки для гребца — еще 8 см ширины. Получается 70+20+8=98 см.

Складная лодка из полипропилена французской фирмы «Диффузион»
Складная лодка из полипропилена французской фирмы «Диффузион»

Это, конечно, только ориентировочные цифры, но они хорошо подтверждаются практикой. Имеются конечно, челноки, в народе их метко называют «душегубками», и с меньшей шириной (при 2,5 м длины ширина менее 0.8 м), но их скорее нужно отнести к средствам временного поддержания человека на воле, причем только на мелководье, чем к лодкам для активней охоты и рыбной ловли па более или менее открытых водоемах.

Кроме длины и ширины, определяющих как бы габариты ватерлинии — своеобразной поверхности опоры лодки о воду, важна еще и ее форма. Именно по соображениям остойчивости ватерлиния небольшой и сравнительно короткой лодки должна иметь высокий коэффициент полноты площади, т. е. по возможности приближаться к форме прямоугольника. Значения этого коэффициента а составляют 0,75÷0,85, Слишком острые обводы в носу и корме на таких лодках и не нужны: осадка корпуса обычно не превышает 10 см и корпус обтекается водой скорее по батоксам, чем по ватерлиниям. Гораздо большее значение для легкости хода коротких и широких лодок имеет подъем днища к ватерлинии у транца, чтобы лодка не тянула за собой много воды на ходу; только при полной нагрузке транец должен слегка погружаться в воду.
 
И, наконец, чтобы закончить с остойчивостью, заметим, что для рассматриваемого типа лодок целесообразны плоские обводы днища по шпангоутам с малым радиусом скругления скулы. Центр величины — точка приложения давления воды перемещается на плоскодонной лодке в сторону накрененного борта больше, чем на лодке с округлыми шпангоутами. благодаря чему накренить плоскодонку до заливания через борт труднее. А французские судостроители пошли еще дальше, применив на своей популярной лодочке «Спортиак» обводы днища, напоминающие катамаран, с концентрацией подводного объема лодки у скул, В случае выхода из воды одной скулы (при крене), соответственно входит в воду противоположная скула, т. е, почти все водоизмещение как бы перемешается к накрененному борту. Благодаря исключительно высокой остойчивости «Спортиак» с успехом используется даже для плавания под парусом.

Особое внимание остойчивости нужно уделять еще и потому, что за последние годы непременной деталью охотничьей или рыболовной лодки становится подвесной мотор. Повышенная скорость движения на попутной волне, резкий поворот легко могут стать причиной опрокидывания неостойчивой лодки. Об этом также должны помнить и конструкторы, и владельцы лодок.
 
Короткие лодки чувствительны к перемещению центра тяжести по длине, даже к откидыванию гребца назад при гребке. Поэтому полезно приполнение обводов носа, т. е. отход от традиционной для деревянных челноков заостренной у форштевня формы. На металлических и фанерных лодках, особенно — рассчитываемых на применение мотора, часто используются обводы типа «прам» — с носовым транцем; пластмассовые корпуса обычно имеют характерные округлые очертания палубы в носу. Сравнительно недавно стали применять продольные гребные банки, позволяющие гребцу перемещаться (конечно, в небольших пределах) вдоль лодки и таким образом регулировать ее дифферент в зависимости от загрузки и других условий. Это особенно удобно для двух-трехместных лодок.

Лодка «Спортиак-1» со съемным носовым козырьком для плавания с подвесным мотором
Лодка «Спортиак-1» со съемным носовым козырьком для плавания с подвесным мотором

Даже очень широкая лодка все-таки не гарантирована от заливания волной через борт, поэтому обязательным требованием к конструкции любой современней лодки является ее непотопляемость, т. е. способность в аварийном случае оставаться на плаву и поддерживать находящегося за бортом человека (и мотор, если он предусмотрен). Обычно на лодках из таких белее тяжелых, чем дерево, современных материалов, как стеклопластик или дуралюмин, непотопляемость обеспечивается прикреплением к корпусу кусков (блоков) пенопласта соответствующего объема. При этом желательно располагать блоки таким образом, чтобы перевернувшуюся вверх килем лодку легче было поставить в более устойчивое (хотя и полузатопленное) положение вниз килем. Для этого рекомендуется закрепить блоки по бортам вблизи от планширя, а в носовой и кормовых частях лодки под палубой. Как правило, вылезти на перевернутую или залитую водой небольшую лодку и удерживаться на ней не удается, поэтому на днище не будут лишними ручки или леера, за которые могли бы держаться плавающие около лодки люди.

Пластмассовая лодка «Сиг»
Пластмассовая лодка «Сиг»

Какие же одноместные лодки сможет предложить наша промышленность в этом сезоне? В очень ограниченном количестве в магазины поступят пять моделей, не считая надувных резиновых лодок — о них мы писали в №5 за 1969 г. (кроме того, предприятиями местной промышленности выпускаются разнообразные челноки и разборные лодки, как правило, не попадающие на всесоюзный рынок).

Наиболее доступной в течение нескольких лет остается складная дюралевая лодка, очень простая но конструкции, удобная в транспортировке и сборке. Заводская инструкция допускает посадку в нее двух человек, однако из-за недостаточной ширины, низкого борта и отсутствия каких-либо обеспечивающих плавучесть элементов лодка небезопасна и вообще может применяться только вблизи от берега на закрытых мелководных озерах и небольших реках. Лодка плохо идет на веслах, а для установки подвесного мотора требуется делать специальный кронштейн.

«Минипрам» — английская пластмассовая лодка с носовым транцем
«Минипрам» — английская пластмассовая лодка с носовым транцем

Сразу же следует заметить, что принцип складно:) конструкции, состоящей из плоских элементов обшивки, соединенных резиновыми полосами, дает возможность изготовления лодки с гораздо более высокими эксплуатационными качествами, В Японии, например, выпускаются складные мотолодки, изготовленные по этому же принципу, но имеющие килеватое днище (со сгибом в ДП) и широкую транцевую корму. Увеличенная ширина лодки обеспечивает необходимую остойчивость, Кстати, во Франции выпускаются складные лодки почти такой же конструкции, как наша дюралевая, но более широкие и изготовленные из нетонущего пластика — полипропилена.

Одноместная пластмассовая лодка «Сиг»
Одноместная пластмассовая лодка «Сиг»

Разборная трехсекционная «Малютка» обладает несколько лучшей остойчивостью; ее легче приспособить для установки подвесного мотора («Салюта», например; завод прорабатывает сейчас вариант с применением подвесного электромотора). Заостренный нос и скошенная скула обеспечивают «Малютке» вполне достаточный для рыболовов-любителей ход; предусмотрены две пары подуключин так, что гребец может располагаться лицом или спиной к носу на плитах из пенопласта, которые крепятся к днищу лодки ремнями и обеспечивают ее непотопляемость.

Корпус штампованно-сварной конструкции изготовляется из стойкого к коррозии алюминиево-магниевого сплава. Секции, соединяемые между собой на болтах с резиновой прокладкой, при разборке укладываются одна в другую в удобный для транспортировки пакет, который помещается в багажнике «Волги». Предусмотрены ручки для переноски собранной лодки.

Английский пластмассовый яхтенный тузик
Английский пластмассовый яхтенный тузик

«Малютка» пользуется успехом у рыбаков, но необходимо пожелать заводу улучшить отделку и качество выполнения работ по корпусу.

Трехсекциониая разборная пластмассовая лодка «Юбилейная» имеет более нарядный вид и высокое качество отделки, но вдвое дороже. Длина увеличена до 2,5 м, что положительно сказывается на ходкости. Гребут на «Юбилейной» двухлопастным байдарочным веслом, но сидя не на днище, а на невысокой банке. Транец рассчитан на подвесной мотор мощностью до 4 л. с., а корпус имеет остроскулые глиссирующие обводы. Под мотором «Кама» лодочка идет со скоростью 13,7 км/час. Это делает ее пригодной для ближнего туризма по малым рекам. Удобен для хранения мелких вещей носовой отсек, закрытый сверху палубой. Рационально расположенные в носу и корме пенопластовые блоки общим объемом 32 дм3 поддерживают лодку с мотором на плаву в случае аварии. Секции также соединяются между собой на болтах, но прокладками служат выпиленные по обводам шпангоутов толстые плиты эластичного пенопласта марки ПХВЭ
 
Пластмассовые лодки «Мидия» и «Сиг», имеющие практически одинаковые размеры и конструкцию. предназначены для проката на лодочных станциях в местах массового отдыха, для рыбной ловли. Эти лодки отличаются большой габаритной шириной и при правильном подходе конструкторов к делу могли бы быть рассчитаны не на одного, а на двух-трех человек.

О неиспользованных конструкторами возможностях можно судить, например, сравнивая теоретический чертеж «Мидии» и трехместного яхтенного тузика, проект которого предлагался несколько лет назад к производству, но, к сожалению, не был реализован. Принципиальный недостаток «Мидии» — слишком округлые обводы корпуса по шпангоутам. В результате — слишком узкая ватерлиния и, следовательно, пониженная остойчивость (особенно на больших углах крена); большая осадка, по сравнению со второй лодкой, при одинаковой нагрузке. А ведь не будь указанных недостатков проекта та же самая «Мидия» по общепринятым зарубежным стандартам вместимости (0,15 м3 полного объема корпуса лодки по планширь на одного человека) могла быть допущена к посадке трех человек.

Теоретический корпус «Мидии»
Теоретический корпус «Мидии»

Это тем более важно, что возможности широкого применения неразборной сугубо одноместной лодки таких размерений, к тому же довольно дорогой, представляются проблематичными. А если уж такую лодку кто-либо приобретет в личное пользование, он наверняка хоть однажды да посадит в нее еще одного пассажира...

«Сиг» благодаря плоскодонным обводам представляется более остойчивой лодкой; на нее уже можно взять компаньона, тем более, что она оборудована, кроме гребной банки, носовым и кормовым сиденьями. Как и «Мидия», корпус этой лодки безнаборной конструкции; жесткость его обеспечивается за счет обводов большой кривизны, высадок по бортам и планширя, отформованного заодно с обшивкой. Эти лодки можно было бы использовать с подвесными моторами типа «Салют», но конструкция транца, к сожалению, на это не рассчитана.

Теоретический чертеж трехместной лодки из стеклопластика
Теоретический чертеж трехместной лодки из стеклопластика

Интересно познакомиться также с некоторыми конструкциями зарубежных лодок аналогичного класса. Одна из самых маленьких моделей — английский яхтенный тузик имеет длину всего 1,8 м, но рассчитан на плавание с подвесным мотором мощностью до 4 л. с. с двумя человеками на борту. Корпус из стеклопластика имеет так называемую полуторакорпусную конструкцию и состоит из двух частей — обшивки и планширя, отформованного заодно с кормовым и носовым сиденьями. Продольная гребная банка позволяет регулировать дифферент лодки в зависимости от нахождения в ней одного или двух человек; во втором случае гребец сдвигается в самый нос тузика. Благодаря малым габаритам и весу тузик используется в качестве бортовой лодки для яхт и катеров, а также автолюбителями (перевозится на верхнем багажнике легковых автомобилей) в качестве прогулочной лодки.

«Спортиак-2» с парусом
«Спортиак-2» с парусом

Большую популярность завоевали французские полиэтиленовые лодки «Спортиак». Большой внутренний объем корпуса, заполненный пенополиуретаном, делает лодку абсолютно безопасной. Даже залитый водой «Спортиак» сохраняет остойчивость, потому что выступающая над водой часть корпуса образует ватерлинию в виде кольца, имеющую достаточный момент инерции. Высказанные выше соображения о ширине, форме ватерлинии. обводах по шпангоутам и остойчивости находят особенно яркое подтверждение в проектах обеих моделей «Спортиака». Тоннель на днище «Спортиака-1», предусмотренный для концентрации объемов у скул, облегчения хода на веслах и обеспечения устойчивости на курсе, получил дальнейшее развитие в катамаранных обводах «Спортиака-2». На этой вместительной лодке могут, например, переправляться через реку одновременно 6 человек; на ней можно поднять парус площадью 4,5 м2. По характеру использования «Спортиак» — действительно универсальные лодки; они широко применяются для охоты, подводного спорта, в качестве прогулочных и пляжных лодок.

Цель данной статьи будет достигнутой, если конструкторы одно- и двухместных лодок с большей долей ответственности будут подходить к проектированию этих самых малых и только на первый взгляд простых судов.

«Спортиак-1» с кронштейном для подвесного мотора
«Спортиак-1» с кронштейном для подвесного мотора

Приведенные примеры, на наш взгляд, убедительно показывают, что постройка неразборных жестких лодок, рассчитанных только на одного человека, просто нерациональна: путем незначительных и, безусловно, полезных изменений проектов вместимость уже существующих ледок может быть увеличена до двух-трех человек. И, конечно, нужно работать над тем, чтобы на всех лодках можно было использовать маломощные подвесные моторы, которые с каждым годом становятся все более доступными.

Уместно в связи с этим обратиться к типажу катеров и лодок для продажи населению, предложенному МСП. Очевидно, все сказанное выше полностью применимо к типам лодок 2 и 3 по табл. 1, вместимость которых может быть увеличена до 2 и 3 человек соответственно. Желательность таких изменений особенно очевидна, если учесть, что стоимость лодок следующих 4 и 5-го типов составляет уже 350—100 руб. против 120—150 руб. для рассматриваемых лодок.

«Семейство» самых маленьких лодок, «мнкролодок», далеко не ограничивается типами гребных судов, рассматриваемыми в настоящем обзоре. Как дань стремлениям современного человека к скорости и механизации в последние годы все более широкое распространение получают быстроходные глиссирующие мотолодки с маломощными подвесными моторами. При мощности в 8—10 л. с. «микромотолодка» достигает скоростей в 30—35 км/час.
 

Пользователи онлайн

Верх