Пластмассовые лодки «Мидия» и «Сиг», имеющие практически одинаковые размеры и конструкцию. предназначены для проката на лодочных станциях в местах массового отдыха, для рыбной ловли. Эти лодки отличаются большой габаритной шириной и при правильном подходе конструкторов к делу могли бы быть рассчитаны не на одного, а на двух-трех человек.
О неиспользованных конструкторами возможностях можно судить, например, сравнивая теоретический чертеж «Мидии» и трехместного яхтенного тузика, проект которого предлагался несколько лет назад к производству, но, к сожалению, не был реализован. Принципиальный недостаток «Мидии» — слишком округлые обводы корпуса по шпангоутам. В результате — слишком узкая ватерлиния и, следовательно, пониженная остойчивость (особенно на больших углах крена); большая осадка, по сравнению со второй лодкой, при одинаковой нагрузке. А ведь не будь указанных недостатков проекта та же самая «Мидия» по общепринятым зарубежным стандартам вместимости (0,15 м3 полного объема корпуса лодки по планширь на одного человека) могла быть допущена к посадке трех человек.
Теоретический корпус «Мидии»
Это тем более важно, что возможности широкого применения неразборной сугубо одноместной лодки таких размерений, к тому же довольно дорогой, представляются проблематичными. А если уж такую лодку кто-либо приобретет в личное пользование, он наверняка хоть однажды да посадит в нее еще одного пассажира...
«Сиг» благодаря плоскодонным обводам представляется более остойчивой лодкой; на нее уже можно взять компаньона, тем более, что она оборудована, кроме гребной банки, носовым и кормовым сиденьями. Как и «Мидия», корпус этой лодки безнаборной конструкции; жесткость его обеспечивается за счет обводов большой кривизны, высадок по бортам и планширя, отформованного заодно с обшивкой. Эти лодки можно было бы использовать с подвесными моторами типа «Салют», но конструкция транца, к сожалению, на это не рассчитана.
Теоретический чертеж трехместной лодки из стеклопластика
Интересно познакомиться также с некоторыми конструкциями зарубежных лодок аналогичного класса. Одна из самых маленьких моделей — английский яхтенный тузик имеет длину всего 1,8 м, но рассчитан на плавание с подвесным мотором мощностью до 4 л. с. с двумя человеками на борту. Корпус из стеклопластика имеет так называемую полуторакорпусную конструкцию и состоит из двух частей — обшивки и планширя, отформованного заодно с кормовым и носовым сиденьями. Продольная гребная банка позволяет регулировать дифферент лодки в зависимости от нахождения в ней одного или двух человек; во втором случае гребец сдвигается в самый нос тузика. Благодаря малым габаритам и весу тузик используется в качестве бортовой лодки для яхт и катеров, а также автолюбителями (перевозится на верхнем багажнике легковых автомобилей) в качестве прогулочной лодки.
«Спортиак-2» с парусом
Большую популярность завоевали французские полиэтиленовые лодки «Спортиак». Большой внутренний объем корпуса, заполненный пенополиуретаном, делает лодку абсолютно безопасной. Даже залитый водой «Спортиак» сохраняет остойчивость, потому что выступающая над водой часть корпуса образует ватерлинию в виде кольца, имеющую достаточный момент инерции. Высказанные выше соображения о ширине, форме ватерлинии. обводах по шпангоутам и остойчивости находят особенно яркое подтверждение в проектах обеих моделей «Спортиака». Тоннель на днище «Спортиака-1», предусмотренный для концентрации объемов у скул, облегчения хода на веслах и обеспечения устойчивости на курсе, получил дальнейшее развитие в катамаранных обводах «Спортиака-2». На этой вместительной лодке могут, например, переправляться через реку одновременно 6 человек; на ней можно поднять парус площадью 4,5 м2. По характеру использования «Спортиак» — действительно универсальные лодки; они широко применяются для охоты, подводного спорта, в качестве прогулочных и пляжных лодок.
Цель данной статьи будет достигнутой, если конструкторы одно- и двухместных лодок с большей долей ответственности будут подходить к проектированию этих самых малых и только на первый взгляд простых судов.
«Спортиак-1» с кронштейном для подвесного мотора
Приведенные примеры, на наш взгляд, убедительно показывают, что постройка неразборных жестких лодок, рассчитанных только на одного человека, просто нерациональна: путем незначительных и, безусловно, полезных изменений проектов вместимость уже существующих ледок может быть увеличена до двух-трех человек. И, конечно, нужно работать над тем, чтобы на всех лодках можно было использовать маломощные подвесные моторы, которые с каждым годом становятся все более доступными.
Уместно в связи с этим обратиться к типажу катеров и лодок для продажи населению, предложенному МСП. Очевидно, все сказанное выше полностью применимо к типам лодок 2 и 3 по табл. 1, вместимость которых может быть увеличена до 2 и 3 человек соответственно. Желательность таких изменений особенно очевидна, если учесть, что стоимость лодок следующих 4 и 5-го типов составляет уже 350—100 руб. против 120—150 руб. для рассматриваемых лодок.
«Семейство» самых маленьких лодок, «мнкролодок», далеко не ограничивается типами гребных судов, рассматриваемыми в настоящем обзоре. Как дань стремлениям современного человека к скорости и механизации в последние годы все более широкое распространение получают быстроходные глиссирующие мотолодки с маломощными подвесными моторами. При мощности в 8—10 л. с. «микромотолодка» достигает скоростей в 30—35 км/час.