Сухона, Северная Двина, Северо-Двинский канал

День шестой (25.05).
Просыпаться было тяжело, но нужно. Впереди предстоял путь по Сухоне, ситуация с уровнем воды в которой находилась на постоянном контроле и щекотала нервы. Пороги, перекаты, камни, сумасшедшее течение и еще всякие-разные страшилки, поведанные проходившими по тем краям капитанами, добавляли адреналина и концентрировали внимание на предписаниях лоции (карты). Сказав про себя "С добрым утром, Сухона, разрешите пройти?" в 7.30 подняли якорь и тронулись в путь. Добавленная к заводскому шпилю электролебедка, вопреки ожиданиям, справилась со своей задачей на течении и сделала процедуру поднятия якоря незатруднительной (спасибо Диме-сварщику за творческий подход к делу!).
Шлюз "Знаменитый" по указанию диспетчера проходили через плотину, уровень воды большой.
В 8.40 остановились в Соколе напротив лесозавода, выгулять собаку и решить ряд текущих вопросов по той иной жизни, оставшейся за бортом "Сиверко" жизни, пока была сотовая связь. Да подгрузили еще на всякий случай карт для офф-лайн использования в яндекс.навигаторе. Лишним не будет.
IMG_6617.JPG
IMG_6618.JPG
IMG_6619.JPG
 
Последнее редактирование:
В 9.10 двинулись дальше. Воды много, глубины около 8-9 метров, кусты-деревья в воде. Погода шепчет, настроение супер, идем - кайфуем. Река виляет как серпантин, в поворотах сбрасываем до 900-1000 об/мин. В 11.20 прошли Устье-Вологодское, цивилизация заканчивается.
На обед сварили ухи из семги, душа поёт)
Ближе к 455 км река становится несколько мельче, глубины падают до 6,5-7,5 м, хотя падением это назвать сложно)), глубина хорошая. Река становится шире.
В районе 452 км (д. Нозьма) на реке появляется обстановка - буи, створы. Ранее они встречались гораздо реже. Течение усиливается, глубины уменьшаются до 5-6 метров.
В 20.50 остановились на ночлег у д. Котельное (335 км). Решение остановиться здесь на ночлег было обусловлено наличием хорошего бетонного причала, глубина 4 м. Пришвартовались, пошли выгулять собаку, и самим размяться. Но наш приход как-то сразу привлек внимание местной не совсем трезвой молодежи (на жигах), начавшей организованно стекаться к причалу и откровенно разглядывать, чуть-ли не залезая во внутрь, судно. Блин, точно, Пятница сегодня!!!
Вступать в диалоги о мироустройстве с данным контингентом не стали, спокойно завершили прогулку, перешли чуть вверх под противоположный (правый) берег и встали на якорь.
Правильно и сделали - молодежь на пристани стала развлекать себя запуском по реке огненных "корабликов" (вымоченных в соляре (или бензине) и подожженных тряпок). Хрен знает, что у них в голове.
А какой был причал хороший...
 

Вложения

  • DLIW0766.JPG
    DLIW0766.JPG
    183.5 КБ · Просмотры: 506
  • IMG_6621.JPG
    IMG_6621.JPG
    155.1 КБ · Просмотры: 527
  • IMG_6624.JPG
    IMG_6624.JPG
    107.6 КБ · Просмотры: 607
  • IMG_6625.JPG
    IMG_6625.JPG
    115.5 КБ · Просмотры: 500
  • IMG_6627.JPG
    IMG_6627.JPG
    145.5 КБ · Просмотры: 512
  • IMG_6628.JPG
    IMG_6628.JPG
    121.5 КБ · Просмотры: 631
  • IMG_6629.JPG
    IMG_6629.JPG
    104 КБ · Просмотры: 524
  • IMG_6630.JPG
    IMG_6630.JPG
    143.9 КБ · Просмотры: 587
Решение остановиться здесь на ночлег было обусловлено наличием хорошего бетонного причала, глубина 4 м. Пришвартовались, пошли выгулять собаку, и самим размяться. Но наш приход как-то сразу привлек внимание местной не совсем трезвой молодежи (на жигах), начавшей организованно стекаться к причалу и откровенно разглядывать, чуть-ли не залезая во внутрь, судно.

По это причине никогда не встаю к общественным и брошенным причалам - в 99% обязательно явятся желающие "поговорить по душам"! Исключение - причалы за пределами России.
 
День седьмой (26.05)
Утром переместились снова к причалу, выгуляли собаку, позавтракали и в 8.20 двинулись дальше. Начиная с 314 км начали уменьшаться глубины местами до 3-х метров, появляться отмели в большом количестве, местами узкий судовой ход. В 11.20 проходили Тотьму - глубина по судовому ходу 4-6м, сильные свальные течения. Река требует все большего внимания и строго держаться судового хода, особенно при прохождении перекатов на 238 и 221 км (глубины около 3м, косы).
На участке 197-194 км глубины стали еще меньше - 2,2м, судовой ход обозначен створами только с кормы.
 

Вложения

  • IMG_6632.JPG
    IMG_6632.JPG
    114.5 КБ · Просмотры: 544
  • IMG_6633.JPG
    IMG_6633.JPG
    125.4 КБ · Просмотры: 548
  • IMG_6634.JPG
    IMG_6634.JPG
    80.2 КБ · Просмотры: 548
  • IMG_6635.JPG
    IMG_6635.JPG
    82.8 КБ · Просмотры: 583
  • IMG_6636.JPG
    IMG_6636.JPG
    189.7 КБ · Просмотры: 569
  • IMG_6637.JPG
    IMG_6637.JPG
    144.1 КБ · Просмотры: 588
Начавшиеся опасные участки Сухоны не располагали к обеду на ходу, поэтому в 15.45 между на 190 и 191 км, за мысочком, у песчаного бережочка решили отобедать. Судя по карте, в советское время здесь было место разгрузки нефтепродуктов, значит подойти можно. Глубины сразу от берега около 1,8м, норм.
Надо сказать, что практически полное отсутствие движения речного транспорта на Сухоне стало расслаблять: при прохождении опасных мест в эфир не выходили, о маневрах не предупреждали. За все время от шлюза Знаменитый нам навстречу прошел только одинокий РТ, где-то на 210-м километре.
Хорошо пообедав, пребывая в прекрасном расположении духа отправляемся дальше. Сначала решаем, как нормально отойти, т.к. вопреки ожиданиям течение за мысом оказалось сильным и Сиверко хорошо прижало к берегу. Руль влево и передний ход 900 оборотов - получается закинуть корму градусов на 15-20 относительно берега, дальше никак. По берегу кусты, неохота с ними контактировать.
Уже по-привычке (плохой) не сообщаем по рации о нашем маневре, даем назад, отходим. Все внимание на положение судна относительно берега, и кусты. И тут рацию разрывает крик: "НЕ ОТХОДИ, НЕ ОТХОДИ!!!". Неожиданно из-за мыса, на приличной за счет течения скорости, вылетела когда-то прошедшая навстречу РТ-шка, но уже идущая обратно с баржой с краном. Фарватер под берегом, где мы стояли. Вот тебе и отсутствие движения. Разошлись, извинились, пошли вверх - в месте нашей остановки развернуться негде. Через километр разворачиваемся, переводим дух, идем дальше. Решаем больше в таких местах не останавливаться, больно приключений много.
Догнали РТ, идем за ним. На подходе к Нюксенице появился ГИМС, проверял местных рыбаков на лодках. Мимо нас раза три пробегали, разглядывали, но не подошли. Мы даже жилеты одели на всякий (обратили внимание, что все рыбаки в жилетах).
В 20.00 прошли памятник на 145 км, вроде как основателям Северодвинского водного пути, может не прав, поправьте.
В 21.30 остановились на 115 км, по левому берегу у переправы сельхозтехники, напротив дер. Вострое. Хороший затон, слабое течение, глубины в 10 м от берега 2 метра, берег глубокий, выход хороший. Место для стоянки хорошее, рекомендую. Мы сначала встали в берег, затем решили пришвартоваться к барже переправы, нет никого. Хорошо поужинав, легли спать.
 

Вложения

  • DSDL7400.JPG
    DSDL7400.JPG
    68.3 КБ · Просмотры: 592
  • FECM9047.JPG
    FECM9047.JPG
    118.3 КБ · Просмотры: 567
  • IMG_6640.JPG
    IMG_6640.JPG
    48.5 КБ · Просмотры: 553
  • IMG_6641.JPG
    IMG_6641.JPG
    58.6 КБ · Просмотры: 548
  • IMG_6642.JPG
    IMG_6642.JPG
    74.9 КБ · Просмотры: 555
  • IMG_6644.JPG
    IMG_6644.JPG
    90.6 КБ · Просмотры: 569
  • IMG_6645.JPG
    IMG_6645.JPG
    81.9 КБ · Просмотры: 557
  • VRZV5576.JPG
    VRZV5576.JPG
    53.1 КБ · Просмотры: 562
День восьмой (27.05).
Хорошо выспавшись, в 8.45 отдаем швартовы и мчимся дальше, навстречу приключениям в виде самого опасного участка Сухоны - Опокам.
Начиная с места ночевки (115км), отмечаем изменчивый характер дна реки - от 2,3 до 5 м, показания эхолота постоянно и резко меняются. Река существенно поменяла облик и характер - высокие скальные берега, сильное течение (5-7 км/ч), бурлит вода на перекатах. Управлять приходится с поправками на свалы течения, идем средним и малым ходом. В 10.45 подошли к Яриловскому перекату (78 км), что за 6 км до Опок, сообщили по рации о начале прохождения опасного участка. На наше сообщение ответил диспетчер, традиционно уточнил, кто мы и откуда, сообщил, что перекат свободен, можем идти.
Собственно, с Яриловского переката начался самый опасный участок судоходства по Сухоне, и надо сказать, весьма оправдано. Если утрированно, то прохождение этого участка похоже на рафтинг, только на ярославце))). Явно видны пороги, струги течения, скальные берега, камни и косы. Минимальные глубины отметили следующие: на Яриловском перекате и далее до Опок (перекат Порог) 2 метра, в Опоках 1,8 метра.
Пройдя Опоки, ожидали упрощения ситуации, но не тут-то было. Глубины никак не хотели восстанавливаться на комфортные значения и держались в районе 2-2,5м. Чем ближе мы приближались к Великому Устюгу, тем становился стабильно мельче судовой ход (1,8-2,8м): такую отметку сы сделали в 14.00, проходя 22-й км.
Великий Устюг прошли в 14.50, останавливаться не стали ввиду отсутствия такой необходимости, да и желания побродить по городу тоже не было.

 

Вложения

  • DSDL7400.JPG
    DSDL7400.JPG
    68.3 КБ · Просмотры: 546
  • IIBI4414.JPG
    IIBI4414.JPG
    101.5 КБ · Просмотры: 547
  • IMG_6650.JPG
    IMG_6650.JPG
    115 КБ · Просмотры: 545
  • IMG_6652.JPG
    IMG_6652.JPG
    116.1 КБ · Просмотры: 537
  • IMG_6654.JPG
    IMG_6654.JPG
    137.4 КБ · Просмотры: 544
  • IMG_6655.JPG
    IMG_6655.JPG
    142.9 КБ · Просмотры: 539
  • IMG_6656.JPG
    IMG_6656.JPG
    119.7 КБ · Просмотры: 557
  • IMG_6657.JPG
    IMG_6657.JPG
    83.4 КБ · Просмотры: 550
  • SKOE2705.JPG
    SKOE2705.JPG
    71.7 КБ · Просмотры: 579
  • VRZV5576.JPG
    VRZV5576.JPG
    53.1 КБ · Просмотры: 546
В итоге в дно кто нибудь постучался или обошлось?
 
Слава Богу обошлось! Не стучался никто за весь переход
 
Вот и прошли мы Сухону, и в 15.10, в месте слияния р. Сухона и р. Юг, открылась нам Северная Двина. Закончился атлас Сухоны, теперь ориентируемся на штатный картплоттер Фуруно с картой Северной Двины (С-МАР). Уровень воды большой, и на реке еще действует так называемый весенний судовой ход, который никак не совпадает с основным судовым ходом, прорисованным на карте. Что касается качества карты С-МАР Северной Двины (код 515), то сразу пришло разочарование - очень скудное масштабирование, плохая, а точнее никакая прорисовка проток, островов, рукавов и береговой линии. Прорисован только основной летний судовой ход, и то неизвестно как. Поэтому снова местами поглядывали на Яндекс, т.к. судя по плоттеру, шли по берегу. Ладно бы они стоили 3 руб. 50 копеек, а так 15 тыс за такое г-но - неоправданно дорого.
IMG_6676.JPG
IMG_6677.JPG
 
Течение в Северной Двине на порядок сильнее, чем в Сухоне - местами наш ярославец разбегался до 28км/ч!
IMG_6684.JPG
 
Да блин. Яндекс карты иногда полезно иметь. Учту.
 
На широких просторах Северной Двины ветер разгулялся и раздул немалую, по речным меркам, волну
 
В 17.20 Прошли ж/д мост в Котласе. Диспетчер дотошно выясняла, кто мы, откуда, куда, проект судна, ФИО, цели перехода, итд. Они потеряли Ладный, несколько раз пытались что-то выяснить про него.
Пройдя по Сев. Двине до 541км, встали на ночевку к острову с глубокого берега - глубина с запасом, 3,5 метра под берегом. Место вроде неплохое, есть где выгулять пса, который от скуки просился поуправлять судном
IMG_6711.JPG
IMG_6714.JPG
 
Но впоследствии обнаружилась не очень приятная засада - на острове полно клещей и они атаковали пса - прицепилось 5 шт на морду за 15 мин, одного нашли у себя на одежде. Надо обрабатываться перед выходом, не предусмотрели...
 
Верх