Стальной катер Кальмар

Кстати сегодня деревянную рейку прикладывали к шпангоутам, местами не плотно прилегала. Замерили , оказывается ширину заузили у шпангоутов, так что сегодня была работа над ошибками). Отрезали прихватки и выставляли шпангоуты по новой. С №9 по №6 сделали, теперь рейка прилегает очень хорошо, даже самому понравилось. Также сегодня усилили киль ребром высотой 100 мм толщиной 2 мм, и полкой из полосы 40х2. Киль в сечении тавром стал.
 

Вложения

  • _1040055.jpg
    _1040055.jpg
    716.9 КБ · Просмотры: 518
  • _1040056.jpg
    _1040056.jpg
    678.2 КБ · Просмотры: 511
  • _1040057.jpg
    _1040057.jpg
    626.2 КБ · Просмотры: 488
Конструкция будет очень легкая,это хорошо.Наконец люди увидят,что из стали можно делать и легкие лодки.Единственное если катер будет ходить в переходном режиме расчет набора был бы делом нужным.Когда будете варить возможно кое где нужно будет поставить доп. ребра жесткости из той же двойки.Удачи,оч интересно.Я кстати давно подбираюсь к корпусу переходного режима и именно из стальной конструкции.И всегда думал именно о таких толщинах.Хотя я бы на борта все таки двойку поклал и набор из тройки кое где применил.Но это сути не меняет.Ваш опыт мне очень интересен.:eek:
 
Подскажите какой примерно допуск на линейный размер? Я не знаю какой допуск в судостроении, но если брать предельное отклонения среднего класса точности в машиностроении, то на размер 1000-2000 мм он будет равен плюс-минус 1,2 мм или лучше взять грубый класс точности где плюс-минус 3,0 мм? Выставляю шпангоуты уже третий или четвертый день, все ни как выставить не могу. Правый борт (в месте у палубы) померил деревянной рейкой, все прилегает очень хорошо, а вот на левом борту №4 и №6 шпангоуты отстают от рейки, внизу там где скуловой угольник все в порядке на обо борта прилегает плотно. По ширине все шпангоуты с допуском примерно плюс 2-4 мм. Может №4 и №6 смещены относительно киля, но тогда если их смещать, то на правом борту рейки не плотно прилегать будут.
 
Тоже столкнулся с такой проблемой при проверке выставленных шпангоутов.Дело в том,что шпангоутные рамки,собранные и раскрепленные вверху уголком,всё равно немного"ведёт",особенно бортовые ветви,даже от небольших прихваток.Вы выставляете набор по линии ДП,на стапеле.Нужно ещё контролировать размер от струны до верхних ветвей шпангоутов,протянутой вверху и согласованной с нижней ДП с помощью отвеса,если стапель выставлен в "горизонт". Измерьте полушироты верхних точек топтимберсов или хотя бы точные расстояния между точками на бортовых ветвях.Найдёте отклонения сразу.Где-то возможно проявили себя сварочные деформации или есть небольшие отклонения при установке рамок по вертикали.Очень удобно пользоваться при этом лазерным уровнем-нивелиром.Не спешите ничего переделывать,пока не найдете отклонения.Это обычный геморрой при постройке корпуса вниз килём : отсутствует жесткость вверху скелета набора.В будущем,при установке днищевой обшивки,постоянно контролируйте размеры от ДП (струны) до концов шпангоутов,они будут плавать.
 
Вот-вот , шпангоуты точно никогда не встают , поэтому имею мнение что их нужно ставить минимум - корму , мидель и форпик на готовый киль . Потом выставлять скулы и линию борта продольной трубой , она сама встанет почти как нужно , подправить линии в размер временным крепежом и варить обшивку . А потом на обшивку варить набор .. получится просто и без лишнего гемора с переделкой шпангоутов .
 
...Это обычный геморрой при постройке корпуса вниз килём : отсутствует жесткость вверху скелета набора.В будущем,при установке днищевой обшивки,постоянно контролируйте размеры от ДП (струны) до концов шпангоутов,они будут плавать.

При строительстве небольших корпусов, может всё же лучше строить вверх килем? Снизу шпангоутные рамы будут фиксироваться стапелем, а сверху - килем. И будет необходимая пространственная жёсткость. И листы обшивки накладывать сверху удобнее. Перевернуть корпус потом можно приварив к форштевню и транцу временные опоры-шарниры, надо только рассчитать примерную ось центра масс корпуса. И вокруг этой оси, приподняв, повернуть корпус.
 
А все равно точно шпангоуты не выставить , хоть вверх килем или в низ .. и чем больше их тем труднее . Точнее - необходимую точность изготовления и установки шпангоутов получить трудно , но от этого можно уйти если чуток изменить технологию .. , особенно граненого корпуса .
 
Когда переделывали свой мётчик, двадцатилетнего срока постройки, при срезании обшивы под замену, многие шпангоуты просто попадали или разваливались на части, обкладка к шпангоутам бала прихвачена так что бы толь держалась. Палуба к набору потолком вообще не была прихвачена. Корпус по бортам был варен с одной стороны. Когда разрезали корпус для удлинения, выяснилась кривизна корпуса по бортам в 50 мм. На глаз этого вообще видно не было. Про размеры шпаций я молчу, на глаз было видно что набор вкривь и вкось стоит.
Когда наши предки пятилетку гнали для народного хозяйства ни кто не заморачивался.
А вы 2-3 мм. ловите. :D
Когда начнёте всё варить корпус вести будет сильней. Просто контролируйте процесс что бы в конце не вылезло где ни будь 50мм.
 
Когда переделывали свой мётчик, двадцатилетнего срока постройки, при срезании обшивы под замену, многие шпангоуты просто попадали или разваливались на части, обкладка к шпангоутам бала прихвачена так что бы толь держалась. Палуба к набору потолком вообще не была прихвачена. Корпус по бортам был варен с одной стороны. Когда разрезали корпус для удлинения, выяснилась кривизна корпуса по бортам в 50 мм. На глаз этого вообще видно не было. Про размеры шпаций я молчу, на глаз было видно что набор вкривь и вкось стоит.
Когда наши предки пятилетку гнали для народного хозяйства ни кто не заморачивался.
А вы 2-3 мм. ловите. :D
Когда начнёте всё варить корпус вести будет сильней. Просто контролируйте процесс что бы в конце не вылезло где ни будь 50мм.

криво на криво - будет прямо :bm:
Наш МСП примерно так же сделан.
 
Последнее редактирование модератором:
"Мазай - катер, на котором нет прямых углов и параллельных линий"
:bm:
Вроде бы на "Мазае" дизелек стоит под капом а не в отдельном отсеке ? Такая компоновка интересна по понятным причинам , хорошо бы услышать отзывы из первых рук по поводу шума и пр ..
 
При строительстве небольших корпусов, может всё же лучше строить вверх килем?
Правда-неправда, где-то читал, что американцы к концу войны подводные лодки варили в ротаторе, на манер сосиски на гриле. дело шло очень быстро. Все швы в "лодочку"
 
Правда-неправда, где-то читал, что американцы к концу войны подводные лодки варили в ротаторе, на манер сосиски на гриле. дело шло очень быстро. Все швы в "лодочку"

И не только подлодки, но и эсминцы длиной метров 150.
 

Вложения

  • 2016-11-18_20-32-09.png
    2016-11-18_20-32-09.png
    615.3 КБ · Просмотры: 549
Последнее редактирование модератором:
Подскажите какой примерно допуск на линейный размер? Я не знаю какой допуск в судостроении, но если брать предельное отклонения среднего класса точности в машиностроении, то на размер 1000-2000 мм он будет равен плюс-минус 1,2 мм или лучше взять грубый класс точности где плюс-минус 3,0 мм? Выставляю шпангоуты уже третий или четвертый день, все ни как выставить не могу. Правый борт (в месте у палубы) померил деревянной рейкой, все прилегает очень хорошо, а вот на левом борту №4 и №6 шпангоуты отстают от рейки, внизу там где скуловой угольник все в порядке на обо борта прилегает плотно. По ширине все шпангоуты с допуском примерно плюс 2-4 мм. Может №4 и №6 смещены относительно киля, но тогда если их смещать, то на правом борту рейки не плотно прилегать будут.
Возможно,что плазовая таблица не верна.
 
А все равно точно шпангоуты не выставить , хоть вверх килем или в низ .. и чем больше их тем труднее . Точнее - необходимую точность изготовления и установки шпангоутов получить трудно , но от этого можно уйти если чуток изменить технологию .. , особенно граненого корпуса .

Не соглашусь с вами,у меня с этим проблем не было.конечно есть допуски,и прилегание рейки-малки намного важнее нежели размер от одного шпангоута к другому,даже от центра,ДП ,можно иметь пару мм отклонение,а вот малковать должно чисто.На круглоскулом сложнее увидеть ошибки,ровная скула сразу покажет и несоответствие и свар.деформацию.
 
И не только подлодки, но и эсминцы длиной метров 150.

Да, вот в заброшенном Сухумском судоремонтном заводе были такие поворотные стапели:
лежащая слева половина очевидно надевается сверху на днищевую часть корпуса и образует полное кольцо, и корпус можно крутить как угодно.
swalker.ru_swalker.ru_1021.jpg
swalker.ru_swalker.ru_1003.jpg
 
В довольно подробном описании самодельного изготовления стального варианта катера «Кальмар» :

http://www.barque.ru/projects/1969/boat_squid_with_welded_steel_hull

рекомендованы не только марки стали,размеры шпации и особенности сварки набора и «тонкой» обшивки (до 2мм),но и вариант установки на стапель.Причём прямо указано,что «корпус удобнее собирать вниз килем».


А вот в известной книге Якшарова "Малые стальные суда" утверждается, что при единичной постройке возможно формировать корпуса также и "вверх килем", что как раз и облегчает процесс правильного выставления набора.
 

Вложения

  • Установка набора на стапель.jpg
    Установка набора на стапель.jpg
    122.6 КБ · Просмотры: 472
  • Сборка карпусов килем вверх.jpg
    Сборка карпусов килем вверх.jpg
    143 КБ · Просмотры: 442
Последнее редактирование модератором:
Вроде бы на "Мазае" дизелек стоит под капом а не в отдельном отсеке ? Такая компоновка интересна по понятным причинам , хорошо бы услышать отзывы из первых рук по поводу шума и пр ..

На Мазае дизель в отдельном моторном отсеке и под капом :)

А шумоизоляция - она всегда полезна независимо от компоновки
 

Вложения

  • PICT7257.JPG
    PICT7257.JPG
    281.7 КБ · Просмотры: 523
Установил скульный угольник, теперь вот устанавливаю стрингеры. Сегодня один стрингер туда-сюда весь день катал , чтобы нужный радиус поймать.

Есть вопрос, верхняя кромка шпангоутов, там где в палубу переходит, нужно ли как-то усиливать? В журанале про это ничего не сказано, там по чертежам видно, что обшивка просто подгибается. А я вот думаю, не стоит ли это место усилить не большим угольником 30х30х2, как считаете? На фото пометил красной линией. Обшивка у бортов всего 1,5 мм.
 

Вложения

  • _1040040.jpg
    _1040040.jpg
    361.1 КБ · Просмотры: 543
...На фото пометил красной линией. Обшивка у бортов всего 1,5 мм.

Ширстрек называется - верхний пояс наружной обшивки корпуса судна, граничащий с главной палубой. Исходя из соображений общей продольной крепости судна, ширстрек делается толще остальных поясов.
При толщине 1,5 я думаю сделать усиленный ширстрек не помешает, ну хотя бы из двойки :bw:
 
Верх