Система охлаждения судна

Евгений_2006

Старожил форума
Уважаемые форумчане! Предлагаю обсудить схемы охлаждения агрегатов судна.
Может, уже обсуждали, а я не видел?
Возникли разногласия, чем охлаждать масло двигателя нашего катера. Одни предлагают холодной забортной водой, другие теплой водой после ВВХ. Мои предлагают охлажденным тосолом после ВВХ. См. вложение, п.1.
Далее второй вопрос. У меня есть холодильник немецкого производства о двух лапах, в котором диаметр отверстия под охлаждающую жидкость (ОЖ) около полудюйма. Разобрав его, я увидел то, что схематично изобразил в п.2. Т.е. работает не пучок труб, а именно одна тонкая трубка, ОЖ в которой 24 раза меняет свое направление. Сопротивление какое! Судя по наличию резьбовых штуцеров, это ВМХ. Насколько он эффективен? И куда я его смогу использовать?
 

Вложения

  • _схема_охлаждения.jpg
    _схема_охлаждения.jpg
    121.8 КБ · Просмотры: 1 753
Смотря какой температурный режим масла нужно соблюсти. Если в пределах температуры ОЖ двигателя, то лучше включить ВМХ во внутренний контур охлаждения двигателя. В этом случае ещё и избавитесь от проблемы на зиму осушать ВМХ - ведь в нем будет тосол, а не вода.
 
У меня д-245. ВМХ от какой то военной техники. По размерам и форме напоминает блок цилиндров от ПМ "ветерок-8", имеет регулировку потока ОЖ. Его хватает на пределе. Подключен первым от забортного контура(за ним ВВХ). Но надо отметить что дизель турбо(масло здорово греет турбина и оно же охлаждает дно поршня) и двигатель достаточно нагружен (катер Стриж, переходный режим).
 
Уважаемые форумчане! Предлагаю обсудить схемы охлаждения агрегатов судна.
Может, уже обсуждали, а я не видел?
...

Конечно уже не раз обсуждали. Я приводил типовые схемы систем охлаждения от серийных судовых дизелей. Поищите в соседних темах.
Я считаю что ничего не надо выдумывать, умные люди уже всё давно придумали.
ВМХ охлаждается внутренним контуром (тосолом) после ВВХ и после термостата. Жидкость проходит через ВМХ постоянно, но при холодном дизеле - минуя ВВХ, а после прогрева - через ВВХ, что обеспечивает термостат.
Конкретная схема подсоединения трубопроводов зависит от схемы и принципа работы конкретного термостата. Например сравните: штатная схема охлаждения 3Д6 и её модификация под автомобильный термостат.
 

Вложения

  • ochlazd.jpg
    ochlazd.jpg
    90.6 КБ · Просмотры: 1 449
  • ochlazd-3d6-vaz3.jpg
    ochlazd-3d6-vaz3.jpg
    79.8 КБ · Просмотры: 1 482
Я считаю что ничего не надо выдумывать, умные люди уже всё давно придумали.
ВМХ охлаждается внутренним контуром (тосолом) после ВВХ и после термостата. Жидкость проходит через ВМХ постоянно, но при холодном дизеле - минуя ВВХ, а после прогрева - через ВВХ, что обеспечивает термостат.

Всё это срабатывает когда все агрегаты (помпа, ВВХ, ВМХ) родные, рассчитанные и имеют необходимую для этого производительность.
Если же агрегаты от "чего нашлось", охлаждение масла может оказаться не достаточным, кроме того его охлаждение "повиснет" прицепом на ВВХ.
 
Всё это срабатывает когда все агрегаты (помпа, ВВХ, ВМХ) родные, рассчитанные и имеют необходимую для этого производительность.
Если же агрегаты от "чего нашлось", охлаждение масла может оказаться не достаточным, кроме того его охлаждение "повиснет" прицепом на ВВХ.

Почему это прицепом? ВМХ же после ВВХ. Таким образом на ВМХ всегда идёт охлаждённая жидкость. Когда они стоят в одной системе и с термостатом, то двигатель быстрее прогревается и выходит на расчётный режим, температуры водяной рубашки и масла увязаны между собой. Если ВМХ охлаждать забортной водой, то прогреваться двигатель будет дольше, что хуже для ресурса. Лучше подобрать нормальный охладитель и сделать правильную схему.
 
А я редуктор вообще в систему охлаждения не включаю, Женя у тебя ведь тоже редуктор от бмк, мне тут на форуме сказали не нужно его охлождать, он ведь у тебя только катер тянет а не понтонные мосты наводит как к примеру бмк. Я у себя на море с мужиками пообщался, ни кто из них не охлождает.
 
Почему это прицепом? ВМХ же после ВВХ. Таким образом на ВМХ всегда идёт охлаждённая жидкость. Когда они стоят в одной системе и с термостатом, то двигатель быстрее прогревается и выходит на расчётный режим, температуры водяной рубашки и масла увязаны между собой. Если ВМХ охлаждать забортной водой, то прогреваться двигатель будет дольше, что хуже для ресурса. Лучше подобрать нормальный охладитель и сделать правильную схему.
Как почему? Потому что при охлаждении масла внутренним контуром тепло из двигателя отводится только через один теплообменник(ВВХ), в отличии от соединения: ВМХ-ВВХ, когда забортная вода проходит через них последовательно.
На самом деле мне доводилось встречать разные схемы...и те и другие правильны. Другое дело что раз речь идёт о 3д6, у которого эти системы уже расчитаны, то проще действительно найти родной холодильник, чем эксперементировать(хотя и в этом нет ничего страшного). Кроме того, если не ошибаюсь у 3д6 масляная система с маслобаком(?) если так, то охлаждение масла у него не так критично, как скажем у д-245, имеющего масло в своём поддоне и только.
 
Ладно, до кучи вот ещё типовые схемы систем охлаждения.
4Ч 10,5/13 и 4Ч 8,5/11
У них масло охлаждается забортной водой, причём до ВВХ ;)
И соответственно обсуждение проблем с охлаждением уже было:
http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=4243
 

Вложения

  • ochlazd-4ch.jpg
    ochlazd-4ch.jpg
    142.6 КБ · Просмотры: 1 345
  • ochlazd-4ch81.jpg
    ochlazd-4ch81.jpg
    68 КБ · Просмотры: 1 198
  • ochlazd-4ch82.jpg
    ochlazd-4ch82.jpg
    81.7 КБ · Просмотры: 889
Ладно, до кучи вот ещё типовые схемы систем охлаждения.
4Ч 10,5/13 и 4Ч 8,5/11
У них масло охлаждается забортной водой, причём до ВВХ ;)
И соответственно обсуждение проблем с охлаждением уже было:
http://boatclub.ru/forum/showthread.php?t=4243
На 2Ч10,5/13 проблема(особенно в холодную погоду)прогреть масло до 40С,чтобы можно было полноценно нагружать дизель.Приходится работать с полчаса на холостых,и начиная от т-ры 30С можно потихоньку передвигаться на оборотах до 900 в минуту.Изготовил и хочу поставить для ускорения подогрева масла навесной(на масл.центрифугу)теплообменник,и подавать в него воду с выхода из головки дизеля,отключаемый после прогрева масла.На разных дизелях-разные проблемы!Где-то нужно масло охлаждать,а где-то и подогревать!!!
 
Последнее редактирование модератором:
Изготовил и хочу поставить для ускорения подогрева масла навесной(на масл.центрифугу)теплообменник,и подавать в него воду с выхода из головки дизеля,отключаемый после прогрева масла.
Дело в том, что пока масло холодное и соответственно вязкое, через фильтры(в данном случае центрифугу) идёт лишь его незначительная часть. Основная часть минует центрифугу и идёт через редукционный клапан.
Может имеет смысл рассмотреть тогда змеевик в поддоне картера.
 
Все посмотрел, все понял. У нас Д245 136 л.с., но собираемся эксплуатировать на 90, я думаю. Это где-то 1500 оборотов, если мне память не изменяет. Турбина, думаю, не сильно будет греть двигатель. ВВХ еще не определился какой ставить, есть варианты. Но будет, видимо, большой, больше чем ВМХ. ВМХ - тот что привез от Балтийца, боченок. Охлаждать масло будем тосолом, т.к. у него тонкие трубки, водой с песком забьются.
Кстати, вот еще вопрос! А почему не пускают забортную воду на омывание трубок с тосолом? Теплообмен не тот? Там же полости большие, весь песок вымываться должен?
 
Последнее редактирование модератором:
Да, кстати, по поводу моего Бундес-ВМХ кто-то что-то расскажет-подскажет?
 
По поводу охлаждения редуктора: БМК 2,5 тонны, а у нас тонн 12 минимум будет, думаю. Так что там не один понтон, считай, толкаем! :) Ну посмотрим, никогда не поздно лишних пару патрубков поставить, ну или отцепить.
 
Все посмотрел, все понял. У нас Д245 136 л.с., но собираемся эксплуатировать на 90, я думаю. Это где-то 1500 оборотов, если мне память не изменяет. Турбина, думаю, не сильно будет греть двигатель. ВВХ еще не определился какой ставить, есть варианты. Но будет, видимо, большой, больше чем ВМХ. ВМХ - тот что привез от Балтийца, боченок. Охлаждать масло будем тосолом, т.к. у него тонкие трубки, водой с песком забьются. Кстати, вот еще вопрос! А почему не пускают забортную воду на омывание трубок с тосолом? Теплообмен не тот? Там же полости большие, весь песок вымываться должен?

136л.с. д-245 выдаёт при наличии интеркуллера. Как собираетесь решать эту проблему? С оборотами согласен, по графику внешних характеристик на то похоже( у меня правда график для д-245.7).
По поводу будет ли греть масло турбина, думать не надо...описал же картину как она есть(у меня тоже д-245):bs: она греет не двигатель, а масло. Кроме того масло греют охлаждаемые маслом поршни(на д-245 они именно такие). Поэтому не сомневаясь ставьте ВМХ первым, после помпы забортной воды, затем уже ВВХ.
По поводу подключения холодильников. Холодильники всегда подключаются таким образом, что забортная вода идёт по трубкам. Трубки можно прочистить(прошомполить), и никогда не удастся выгрести песок из межтрубочного пространства.
Да, кстати, по поводу моего Бундес-ВМХ кто-то что-то расскажет-подскажет?

не лучший вариант, так как нет возможности механической прочистки трубок(шомполением). Насчёт всего остального не могу сказать, так как нет ни каких данных или хотя бы фото с предметом для масштаба.
Для д-245 есть "фирменное" решение для охлаждения масла. Оно правда автомобильное и вряд ли его будет достаточно в катерных условиях. Есть специальная проставка-охладитель, устанавливаемая под маслянным фильтром.
 
Дак у меня не получается сначала ВМХ! У него тонкие трубки, песком забьются! Его только тосолом можно охлаждать! Как быть?
 
Дак у меня не получается сначала ВМХ! У него тонкие трубки, песком забьются! Его только тосолом можно охлаждать! Как быть?

Лучше всего найти другой ВМХ. Можно конечно попробовать собрать и как хотели(охлаждать тосолом), но будьте готовы к тому что придётся всё переделать. Обнадёживает то, что ВВХ имеет явный запас по площади.
 
Ну и можно будет использовать "фирменное" решение плюсом ко всему.
 
Еще вот такие у меня есть. Трубки нормальные. Только крышки не могу найти. То ли прое... протерял, то ли вобще не было. Наверно, придется восстанавливать... :ak:
 

Вложения

  • IMG879_2.jpg
    IMG879_2.jpg
    128.8 КБ · Просмотры: 612
  • IMG881_2.jpg
    IMG881_2.jpg
    141.9 КБ · Просмотры: 707
Верх