Шлюзование

Кстати вопрос возник, от чего зависит скорость наполнения шлюза? Когда шлюзовались наверх в Рыбинске долго ждали подхода сухогруза, Потом диспетчер всех поторапливал, а потом когда врубили воду, она пошла вверх не как в шлюзах ниже, потихоньку, а со страшной скоростью, сантиметр в две - три секунды... Нас еще стало сильно раскорячивать, отпирая корму, веревки хрустели и даже не звенели, на ощупь как стальной прут... Пришлось дать ходу и руль на борт, чтобы прижать корму...

Диспетчеру, впрочем, спасибо, выпустил нас из шлюза вторыми, перед ломовозом...

Это особенность конструкции именно этого шлюза, в отличие от других, он наполняется через донные отверстия. Маломеров там диспетчеры стараются ставить чуть в стороне от водовыпусков, но не всегда это им удается. Нас как-то поставили прямо над "дыркой" - во время наполнения над поверхностью воды возник водный купол, к стенке прижало так, что силами двух человек лодку оттолкнуть невозможно было, кранцы чуть ли не борозды по стенке чертили, хорошо никакой арматуры не встретилось... :)
 
Кстати классические круглые кранцы мне в шлюзах не понравились... Они на стоянках под бортом хороши... Для шлюзов покрышки буду вешать...
 
Познавательное видео прохождения Чебоксарского шлюза. Четко показана швартовка к рыму и работа с швартовными концами.
 
Последнее редактирование:
Познавательное видео прохождения Чебоксарского шлюза. Четко показана швартовка к рыму и работа с швартовными концами.

Уважаемый Александр, так вязаться за плаврым в камере шлюза нельзя! Необходимо чтобы всегда была возможность быстрой отдачи швартовых в момент зависания плаврыма. Поэтому правильная швартовка судов до 30м – на один швартов вдвое, т.е. огон на кнехт судна далее пропустить за крюк рыма и крепить на кнехте судна.
 
Немножко по Вытегорской лестнице.

При стоянке у причальной стенки не забывайте про течение. Объем подходного канала сопоставим с объемом камеры шлюза. Течения зверские. Кстати об этом в атласе написано, но я не придал значения. Подходили к стенке 1 шлюза сверху, в омерзительный ветер, порывы до 20, подошли, вроде ошвартовались, выдохнули. Но ошвартовались неправильно. Рым был заметно ближе к носу. Когда началось наполнение камеры нас раскорячило почти поперек стенки...
 
Уважаемый Александр, так вязаться за плаврым в камере шлюза нельзя! Необходимо чтобы всегда была возможность быстрой отдачи швартовых в момент зависания плаврыма. Поэтому правильная швартовка судов до 30м – на один швартов вдвое, т.е. огон на кнехт судна далее пропустить за крюк рыма и крепить на кнехте судна.
По поводу быстрой отдачи концов конечно Вы правы. Но обратите внимание, что здесь человек (это не я) держит концы на руках, носовой и кормовой. Средний в таком варианте явно лишний. Всегда слышал о возможности зависания рымов, но меня бог миловал, не разу не сталкивался. Хотя помню, что одним из обязательных готовых к использованию инструментов был острый топор.
 
При испытаниях повредило стенку канала в новом месте
https://www.kommersant.ru/doc/4018873

глава ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин :
«Каналу на этом участке более 80 лет, ни разу реконструкции не проводилось,— рассказал глава ФГБУ.— То, что построено в 1937 году, работает исправно, как часики. В 1970-х и 2000-х годах было построено два тоннеля. Тот, что в 1970-х,— еще более или менее, а то, что сделали в 2000 году, конечно, не годится с точки зрения проектирования и строительства. Большое количество нарушений выявил Ространснадзор в ходе проведения проверки». Аварийный участок канала, по словам господина Елянюшкина, напоминает «ветхое одеяло, к которому прицепили новую заплатку, и теперь оно начинает трещать по краям».
 
правильная швартовка судов до 30м – на один швартов вдвое, т.е. огон на кнехт судна далее пропустить за крюк рыма и крепить на кнехте судна.
Конечно же в шлюзе лучше заводить швартов на рым "серьгой", будет гораздо проще снять в случае зависания рыма.
 
Посмотрел ролик #68 и порадовался. Полтора десятка шлюзов - нигде не было задержки, уважение к маломерному флоту, да и чёткое действие экипажа - заранее выход на связь и вперёд ! Видимо, на Севере другие люди, из другого материала. Я тоже встречал таких в Воркуте, Мончегорске, Сольвычегодске...
Но сидели в памяти издевательства диспетчеров шлюзов на Свири. Ну, Слава Богу, здесь не так.
 
Но сидели в памяти издевательства диспетчеров шлюзов на Свири. Ну, Слава Богу, здесь не так.
Странно. Свирские шлюзы проходил в 1996 году, раций тогда не было. Ножками к диспетчеру.
Всегда без проблем, доброжелательно и вежливо. В 2012 уже с рацией, также по человечески.
Один раз ждали минут 15 пока подходил, но не подгоняли. Но правда при спуске в Нижнесвирском шлюзе пришлось ожидать 1,5 часа, пока снизу шли подряд два четырехдечных пассажира. Но также и БЖП ждали. Спустили вместе с нефтеналивным.
Может быть дело было в попытках связи по телефону?
 
Дело было в избытке дисциплины. Подошёл, шлюз открыт и пуст, горит красный свет. Вдруг ворота закрываются и пустой шлюз наполняется, чтобы пропустить судно сверху. "Кэтти" болталась на якоре у нижнего бьефа (там отсыпка, швартоваться некуда). Из-за колебаний уровня был момент, когда я не успел отвести корму и она села на грунт. Вода уходит, катер начинает крениться и сопротивляться этому возможности нет... Так пропустили несколько судов. Я поклялся, что не буду смотреть на светофоры. Открыто - захожу. Но точно - ни на Онегу, ни на Свирь не тянет. Ни-ха-чу. И не из-за шлюзов.
 
Я поклялся, что не буду смотреть на светофоры. Открыто - захожу.

Осуждаю, непорядок и опасно створкой ворот по корпусу получить, особенно если створки вниз открываются.
Ну и вообще, что будут думать диспетчеры про вас в частности и всех водномотоников .
 
Последнее редактирование:
У меня опыт небольшой, отрицательного нет... Единственный не очень приятный момент был когда нас явно игнорировал диспетчер 1 шлюза Вытегры. Но после запроса в канал "проверка связи" и вопроса к окружающим "на каком канале 1 шлюз, не могу до диспетчера докричаться" откликнулся и все было вполне корректно...

Так вообще заметил, что если связываться со шлюзом заранее, за час, можно и больше, то проблем нет, чаще всего берут с ходу...
 
Шлюзовался по всей Волге и практически весь Волго-Дон прошли в 2015году. Самые забавные шлюза на Волго-Доне, у Константиновска, и следующий, выше, динамили знатно, пришлось даже начальству канала позвонить, попросить встрять. Зато, когда к лестнице подходишь, докладываешься, вставляют в расписание и все с ходу. Забавляло только всегда наличие доклада - аж прям чувствовал себя на сантиметр выше от одинаковых трребований что к нефтеналивному, что к нам))
В Вытегре тоже помариновали, но там мы попали под смену вахты, один сказал, чтоб подходили, а другому не передал. Пришлось у стенки тусоваться полчаса, пока нас вообще заметили)
На Свири шлюзовались каждый поход, всегда вежливо, иногда подождать приходилось, но не было такого, чтоб тупо динамили - сразу говорили, когда смогут нас взять. На Волго-Доне, кстати, с нефтеналивными не запускают принципиально. А они, гады, один за одним идут, вот и стоишь у входа, ждешь сухаря какого-нибудь.
Конечно, самые крутые шлюзы, что мне попались, это на ББК. Супервежливо и прямо из шлюза в шлюз передают. А если решил заторчать где-то между, то буто огорчаются, что не успели тебя прошлюзовать. Хороший народ, в общем)
 
А насчет зависшего рыма, было один раз за все время, и то он-таки всплыл в итоге. Но эти несколько секунд было вообще некомфортно, и очень неожиданно, даже при том, что швартовались правильно, успели перепустить конец и катер практически не накренился. Я, честно говоря, не знаю, когда там успевать пользоваться ножом или топором.
 
А насчет зависшего рыма, было один раз за все время, и то он-таки всплыл в итоге. Но эти несколько секунд было вообще некомфортно, и очень неожиданно, даже при том, что швартовались правильно, успели перепустить конец и катер практически не накренился. Я, честно говоря, не знаю, когда там успевать пользоваться ножом или топором.
За несколько сот шлюзование плавающий рым зависал раза три.В шлюзе мы крепимся за средний бортовой кнехт.Очень важно набивать кнехт правильно,чтобы в экстренном случае можно было бы снять с него швартов и одетые кое-как его кольца не закусило ,когда рым заклинит в направляющих ,а катер начнет крениться с риском собственным весом вырвать кнехт с фундамента.Так ,или иначе ,в ходовой рубке всегда лежит острозаточенный топор,пользование которым в бытовых целях запрещено под страхом быть списанным на берег...
 
У нас с плавучим рымом приключилось следующее:
Ещё и 30 шлюзований не было в активе, как произошел неприятный случай при шлюзовании в 8 шлюзе КИМа (шли вниз). Подошли, ошвартовались и набили швартовы довольно крепко, ворота закрылись и началось опорожнение камеры. Минутная потеря концентрации экипажем и швартовы начали натягиваться и трещать, корабль начал давить кранцы в стенку и потихоньку крениться! Мгновенно ослабляю швартов, корабль расслабляется, а рым, собака, стоит на месте, мы опустились уже примерно на пол метра и только после этого рым сдвинутся с места и пошел вниз.
Как потом я понял для себя, в плавучих рымах может быть разное количество воздуха и опускаются они не сильно синхронно. При подъёме это не так страшно, т.к. такой рым будет стоять просто выше остальных, а вот при спуске критично, особенно когда плотно встаёшь к стенке.
Видимо мы одни такие "везучие" ))))
 
Осуждаю, непорядок и опасно створкой ворот по корпусу получить, особенно если створки вниз открываются.
Ну и вообще, что будут думать диспетчеры про вас в частности и всех водномотоников .

Конечно, я так не делал ни тогда ни после. На Сайменском канале ситуация максимально благоприятная для хождения, даже рация не нужна. Тебя видят и открывают. Если не открывают, значит не случайно, так надо.
 
Леш,какая разница сколько в поплавке воздуха-объемы то одинаковые.Просто бывают перекосы в направляющих,вот и приклинивают.
 
Верх